Скачать 125.74 Kb.
|
Анализ работы Центра физического воспитания ДТДиМ «Восточный» за 2012-2013 учебный год Деятельность Центра физического воспитания ДТДиМ «Восточный» в 2012-2013 учебном году направлена на решение задач в рамках реализации Государственной программы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», Государственной программы города Москвы «Спорт Москвы (на 2012 – 2016 гг.)». Вся учебная и внеклассная работа в округе обеспечивается спортивной базой образовательных учреждений: 216 – спортивных залов. 30% школ (49 учреждений) имеют два спортивных зала. 70% (114 учреждений) имеют один спортивный зал, из которых 69 – малогабаритные (размер – 9х18 м2 и менее). 23 - тренажерных залов. 41 - комплексная площадка. 340 - плоскостных сооружений. 32 - школьных и межшкольных стадионов. 7 - учреждений с бассейнами (1925, 664, 1666, 1512, ММГ, 1404, 30). (Приложение № 1а) Спортивные залы общеобразовательных учреждений в будни дни загружены в основном до 20 часов. В субботу - открыты в 135 школах, в воскресенье - в 33. На территориях образовательных учреждений в зимний период функционировало 149 объектов (на 14 больше предыдущего года): 14 – катков, 103 – учебные мини-лыжни, 25 – школьных и межшкольных стадионов, 7 – снежных ледяных горок, Открыто 49 – пунктов проката, В течение всего сезона осуществлялся еженедельный контроль за состоянием объектов зимнего отдыха, проводилось фотоподтверждение, информация отправлялась в Префектуру, Управление, в городской Центр физического воспитания. В рамках учебной программы лыжная подготовка проводилась в 138 образовательных учреждениях: - 80 образовательных учреждений проводили уроки на школьной учебной лыжне. - 58 – на расположенных в шаговой доступности парковых и лесопарковых территориях на подготовленных трассах, которые закреплены за муниципалитетами и Управами. Физическое воспитание учащихся и воспитанников образовательных учреждений осуществляют: - 570 учителей физической культуры, - 232 воспитателя по физической культуре, - 80 инструкторов по плаванию. (Приложение № 1) Из них с высшим образованием 80%, высшей и первой категорий 54%, с педагогическим стажем от 10 до 20 лет 85%, 125 учителей и 94 воспитателя по физической культуре имеют почетные звания (28%). (Приложение № 2) Увеличилось количество молодых специалистов за счет студентов и выпускников специализированных ВУЗов. В этом году таких специалистов в округе – 51(24 – в школах, 27 – в ДОУ). За каждым из них закреплен опытный наставник. Работает «Школа молодого специалиста». Педагоги округа представляют свой опыт работы на методических мероприятиях организованных городскими службами: - Семинар – практикум «Организация урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы «А» - участники: учителя физической культуры «Школы здоровья» № 892 Красикова И.Ю. и Ермилова А.Ю. - Научно-практическая конференция Москвы и Московской области «Опыт и идеи» - участники: учителя физической культуры Мухина Е.К.- школа № 646, Коданева Л.Н.- школа № 360, педагог дополнительного образования Морозова О.А. - ГБОУ СОШ № 2031 стала номинантом открытого публичного конкурса на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, «Олимпиада начинается в школе». - ГБОУ гимназия № 1748 участвовала в городском межведомственном конкурсе инновационных проектов «Инновации в дополнительном образовании детей». - ГБОУ СОШ №№ 2032, 1602 принимали участие в спортивно – образовательной программе АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» «Дети – чемпионы» для детей 10-14 лет. Образовательное учреждение № 2032 стало полуфиналистом Всероссийского конкурса, заняла 1 место в городе Москве. Урок - является основной формой физического воспитания. Содержание физической культуры определяется государственными стандартами, базисными планами и общеобразовательными программами. Физкультурное образование осуществляется по наиболее перспективным программам: базовое физическое воспитание, оздоровительная физическая подготовка, профильная спортивная тренировка и адаптивная физическая культура. В комплексе используются технологии уровневой дифференциации, личностно-ориентированные, а также здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. В уроки внедряются инновационные формы и виды физкультурно-оздоровительной деятельности, направленные на учет гендерных и возрастных различий школьников, их индивидуальных особенностей и потребностей. (Приложение № 3) В 37% образовательных учреждений уроки физической культуры проводятся с распределением учащихся на группы по половому признаку и медицинским показателям. В школе № 343 осуществлялся эксперимент по гендерному обучению. В результате эксперимента разработаны оптимальные формы занятий с мальчиками и девочками. Этот опыт обобщен и распространен в школах округа. В 12 учреждениях имеются возможности для занятий с детьми, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Уроки проводят специалисты по лечебной физкультуре, применяется лечебный тренажер Агашина. Учителем Коданевой Л.Н. разработана программа по физической культуре для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. 30% учреждений ввели в практику проведения уроков физической культуры современные фитнес-программы, куда входят: аэробика, степ-аэробика, тайбо, атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика и другие виды деятельности, что увеличивает мотивационный компонент урока. 26% школ, учитывая интересы и потребности учащихся, разнообразили программу по физическому воспитанию такими видами, как единоборства, художественная гимнастика, синхронное плавание, флорбол, фигурное катание. Во всех школах округа в сетку часов введен третий час физической культуры. Выбранные направления третьего урока способствуют повышению интереса к занятиям, увеличению двигательной активности учащихся. (Приложение № 4) Проведен мониторинг направленности 3-го урока физической культуры. 136 (80, 4%) общеобразовательных учреждений работают по 3-х часовой комплексной программе физического воспитания. 33 (19,5%) школы на третьем уроке физической культуры реализуют спортивное или оздоровительное направление. С введением третьего урока физической культуры увеличилась не только двигательная активность, но и появилась возможность улучшить физическое развитие учащихся. Продемонстрировали знания, умения и навыки по предмету «Физическая культура» на школьном этапе Всероссийской Олимпиады более 9000 учащихся 5-11 классов. (Приложение № 5) С целью пропаганды здорового образа жизни и формирования здоровьесберегающего поведения в течение года в округе проводились следующие мероприятия: - Окружной конкурс проектных работ на тему «Учись быть здоровым» В конкурсе были представлены творческие работы учащихся 1-11 классов. - Проведена серия мероприятий для учителей и воспитателей физической культуры на тему «Здоровье педагога – основа профессионального успеха». - В начальной школе проведен цикл уроков «Я и мое здоровье». - Проведены классные часы на тему «Здоровое детство – России наследство». - Конкурсы творческих работ «Мы и спорт – друзья». - Конкурс сочинений «День здоровья в моей семье». - Выставки рисунков и фотографий «Мы – здоровое поколение 21 века». - Спортивные брейн – ринги. - Лего – фестиваль. - Конкурсы презентаций «Детство – территория здоровья». Для вовлечения учащихся в занятия физической культурой и спортом и повышения двигательной активности во всех образовательных учреждениях проводятся обязательные физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В помощь учителям – предметникам, учителям начальных классов, методистами округа разработаны и выпущены методические пособия по организации и проведению оздоровительных мероприятий. (Приложение № 6) Приоритетным направлением в нашем округе является развитие дополнительного образования. В каждом районе округа созданы и успешно функционируют ресурсные центры, опорные школы по видам спорта, где учителя ФК и педагоги дополнительного образования могут посетить открытое занятие спортивной секции, получить консультации по методике преподавания. Здесь проводятся районные и окружные спортивные соревнования, «Дни здоровья», праздники. (Приложение № 7,8) Для организации досуга школьников в каникулярный период проведено 100 районных и 7 окружных мероприятий, в которых приняло участие более 7 тысяч учащихся. Более 4 тысяч школьников участвовали в 16 окружных спортивных праздниках: «Километры здоровья», «Зимние забавы – здоровье на славу», «Стартуем с настроением», «Гвардия России», «Движение – это жизнь», «В гостях у Королевы спорта», «Богатырские забавы», «От игры – к вершинам Олимпа», «Вперед к совершенству», «Здоровье, сила, грация» и др. Традиционным комплексным мероприятием является окружная Спартакиада «Кубок образования», в общий зачет которой входят:
Соревнования окружного этапа Спартакиады «Кубок образования» проводились на базах общеобразовательных учреждений округа, а так же Дворца творчества детей и молодежи «Восточный», Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, стадионов «Авангард» и «Восточный», футбольного клуба «Локомотив», ФОК «Черкизовский парк». Около 10 тысяч школьников, воспитанников дошкольных образовательных учреждений и работников образования в составе 700 команд приняли участие в соревнованиях по 36 видам спорта (69 номинаций). Для участия в ХII Спартакиаде школьников города Москвы было подготовлено 57 команд, 800 учащихся. По итогам ХII Спартакиады школьников города Москвы командами Восточного округа было завоевано 1 место в комплексном зачете. Также сборные команды Восточного округа принимали участие в Городском фестивале, посвященном физкультурно-спортивному комплексу «Московский спортсмен», в Московских зимних Играх олимпийских надежд, посвященных ХХII Олимпийским играм «Москва-Сочи 2014» и в Московских Зимних Дворовых Играх, где завоевали 15 призовых мест. В 2013 году увеличилась численность команд-участниц Школьных лиг по игровым видам спорта. К соревнованиям окружного этапа лиг по футболу, мини-футболу, волейболу, настольному теннису, баскетболу, регби и гандболу в составе 217 команд было привлечено около 3 тысяч учащихся. Победители - приняли участие в городских соревнованиях. (38 команд, 482 учащихся). На основании Постановления Правительства города Москвы № 402 и окружной программы развития физической культуры и спорта «Восточный округ – единое спортивное пространство», открыты школьные спортивные клубы по 32 видам спорта. В деятельность 100 клубов вовлечено более 6 тысяч учащихся. Школьные спортивные клубы работают на основании изданных приказов и устава. На базах 69 образовательных учреждений проводят учебно-тренировочный процесс со своими воспитанниками тренеры ДЮСШ и СДЮШОР по 24 видам спорта. Заключено 53 соглашения о сотрудничестве с муниципалитетами об использовании спортивных площадок образовательных учреждений. На них проводятся секции с детьми по месту жительства специалистами внутригородских муниципальных образований, в которые вовлечено более 3 тысяч детей. (Приложение № 9) В реализации программы по обучению плаванию школьников задействовано 15 бассейнов, из которых 4 Москомспорта. В бассейнах системы образования уроки плавания проводят 44 штатных специалиста. В бассейнах Департамента физической культуры и спорта - учителя физической культуры школ, (инструкторы бассейнов не задействованы в учебном процессе). Раздел «плавания», рассчитанный на 18-20 учебных часов включили 99 образовательных учреждения. Из 9477 учащихся, навыками плавания овладели 9395 человек. Использовались и другие формы работы по плаванию во внеурочное время: - группы дополнительного образования; - группы оздоровительного плавания; - синхронное плавание; - прикладное плавание; - водное поло, где обучалось более 4-х тысяч детей. 300 детей с ограниченными возможностями здоровья и дети сироты проходят курс обучения плавания в бассейнах школ – интернатов №№ 30, 49. В течение года проводились соревнования и праздники на воде, такие как:
Основная задача округа в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для успешного обучения в школе. В сети дошкольных образовательных учреждений: - 4 детских сада имеют приоритет физического развития воспитанников (ГОУ д/с №№ 1903, 1906, 1694, 882). - 19 учреждений имеют статус Центра развития ребенка (№№ 780, 1622, 1908, 837, 856, 1039, 1150, 225, 1417, 1617, 753, 777, 1688, 2092, 2321, 2343, 2350, 1035, 1352) – где основным направлением является физкультурно-оздоровительная работа. В 75 - организованы и проводятся оздоровительные услуги: ЛФК – в 15 детских садах (5,7%); гидромассаж – в 11 детских садах (4,2%); массаж – в 37 детских садах (14,2%); физиотерапия – в 11 детских садах (4,2%). В 46 - успешно осуществляется интеграция 117 детей с ограниченными возможностями в общество здоровых детей, а также функционируют группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Для детей с проблемами в здоровье и развитии функционируют 11 структурных подразделений «Лекотека». (150 детей) Во всех дошкольных образовательных учреждениях проводятся 3 занятия по физической культуре в неделю, одно из которых – на свежем воздухе. В зимний период 36 ДОУ, которые оснащены лыжным инвентарем, проводили 3-е физкультурное занятие по лыжной подготовке. Помимо занятий по физической культуре ежемесячно каждым детским садом проводится более 200 физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. 83% детских садов увеличили двигательную активность с 5,5 до 7,5 часов в день, за счет организованных видов деятельности: подвижных и спортивных игр, занятий на тренажерах, спортивных упражнений, активного отдыха и самостоятельной двигательной деятельности. Детские сады округа реализуют образовательные проекты в сфере дошкольного образования, такие как: - «Детский сад и спорт» - 69 ДОУ - «Московские дети умеют плавать» - 11ДОУ Каждым учреждением определены задачи, этапы реализации проекта и предполагаемый результат. Для воспитателей и инструкторов по плаванию проведено более 40 разноплановых мероприятий: семинары, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы. 2 окружные конференции на темы: -« Организация взаимодействия воспитателей, инструкторов по физической культуре и педагогов - психологов с участниками образовательного процесса»; - « Инновационные подходы к организации физической культуры и спорта и их психолого-педагогическое сопровождение». На протяжении 15 лет проводится окружная Спартакиада «Кубок образования» среди дошкольных образовательных учреждений по 12 номинациям, в которой принимают участие около 4 тысяч детей: - «Юный шашист»; - «Юный шашист» для коррекционных детских садов; - «Спортивные игры»; -«Подвижные игры»; - «Карапуз для коррекционных детских садов»; - «Детская лыжня»; - «Карапуз»; - «Школа мяча»; - «Ритмическая гимнастика»; - Фитнес-фестиваль «Ф²»; - Олимпиада по физической культуре «Я готов учиться в школе»; - «Легкая атлетика Вопрос преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы весьма актуален и важен. Разработан и успешно реализуется комплекс совместных мероприятий, направленных на непрерывность физического развития детей в детском саду и школе. Проведены совместные спортивные соревнования и праздник «Первоклассники и дошкольники», в которых приняло участие около 500 детей дошкольного возраста и учащихся первых классов. В округе 87 дошкольных образовательных учреждений с бассейнами, которые посещают 13135 детей Дети из 14 детских садов, имеющие повышенную мотивацию, посещают занятия по плаванию на глубокой воде в 5 бассейнах округа. Для оздоровления воспитанников в детских садах проводится: - закаливание методом «холодной струи», - контрастное обливание ног после занятий в бассейне, - проведение комплексной «триады» закаливания («бассейн-сауна-фитобар»). В детском саду № 225 работает городская экспериментальная площадка по теме: «Разработка программы по обучению плаванию детей раннего возраста с использованием инновационных педагогических технологий». Практика показала, что уже в ясельных группах можно успешно решать поставленные задачи по обучению плаванию детей. Проведенный анализ по обучению плаванию в дошкольных образовательных учреждениях показал, что в 2012-2013 учебном году количество дошкольников, умеющих плавать, возросло на 10% . За три последних года более 5000 детей поступили в общеобразовательные школы, владея навыками плавания. За период 2011-2013г.г. издано: - 21 методическое пособие; - 27 статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Здоровый дошкольник», «1 Сентября» и др.; - 18 конспектов занятий по физической культуре, сценариев праздников и досугов - напечатано в различных публикациях. (Приложения № 10, № 11) Таким образом, в 2012-2013 учебном году в образовательных учреждениях округа созданы условия для занятий физической культурой и развития массового спорта, сохранения и укрепления здоровья детей. В округе сформированы необходимые механизмы и условия для постоянного обновления и совершенствования образования в области физической культуры. |