Скачать 482.54 Kb.
|
Организация уроков физической культуры игровой направленности с опережающим обучением волейболу. В последние годы наблюдается падение интереса школьников к урокам физической культуры. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая учителю учитывать пожелания учащихся, их интересы, а также возможности школы. В поисках путей выхода из создавшегося положения я попыталась сделать акцент на игровую направленность уроков физической культуры. Учитывая большую эмоциональность спортивных игр, я решила проверить эффективность данной идеи на примере активного использования на уроках волейбола. Я разработала программу занятий, варианты проведения уроков. волейбола. Чтобы не распылять силы и повысить эффективность учебных занятий, в первый год я решила проводить такие уроки только в 5 - 7 классах. В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы изучение волейбола на уроках предусмотрено с 5 по 7 классы. Знакомить детей с элементами волейбола я начинаю в начальных классах. В 4 классе наши школьники осваивают волейбол соответственно комплексной программе, изучая стойки, виды перемещений, передачу мяча сверху и снизу двумя руками. Применяю и учебную игру, включая упражнения в передаче мяча в парах через сетку, натянутую вдоль всего спортивного зала. Опережение в освоении учебного материала по волейболу у нас начинается в основном с 6 класса. Поясняю, по каким методическим соображениям это произошло. Так, начиная с 4 класса предусмотрена учебная игра, а ученики не изучили еще введение мяча в игру. Я учла этот разрыв и ликвидировали его. Поэтому в 5классе изучаем нижнюю боковую и нижнюю прямую подачи, волейбольные перемещения по площадке. Другой пример: подача мяча (нижняя прямая) по комплексной программе изучается с 5 класса, а прием подачи только в 7 классе. Чтобы отмеченные несогласованности в распределении учебного материала не выхолащивали живой дух волейбола, эмоциональной и коллективной игры, я включила в 5 классе изучение приема мяча с подачи. Теперь проведение уроков физической культуры игровой направленности позволяет на практике осуществлять идеи опережающего обучения. Таким образом, учебный материал, рассчитанный комплексной программой на 7 лет, ученики нашей школы изучают и закрепляют за 4 года, учась в 4 - 7 классах, а затем в 8 -11 классах в основном совершенствуют навыки в игровых формах. Теперь в 5 классе ученики овладевают следующими техническими элементами и приемами волейбола: чередованием способов перемещений (лицом, боком, спиной вперед); передачей мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения; приемом мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения; нижней боковой подачей; нижней прямой подачей; приемом мяча с подачи. В уроки волейбола включены также подвижные игры и эстафеты с элементами этой спортивной игры, учебные игры (1X1, 2X2, 3X3). Игровая направленность уроков физической культуры не означает отказа от других разделов учебной программы. Программный материал для 5 – 11 классов состоит из таких разделов, как легкая атлетика, кроссовая подготовка, гимнастика, акробатика, контрольные упражнения по ОФП. На изучение игрового материала отводится 65 - 70 % общего объема учебного времени, материалы других разделов занимают 30 - 35 %. Такое соотношение, как показывает опыт, позволяет ученикам успешно подготовиться к выполнению нормативов по физической подготовке. Так как у нас обучение на уроках физической культуры мальчиков и девочек вёдётся раздельно, то я добиваюсь большего эффекта: повысилась моторная плотность, динамичность и эмоциональность занятий. Все мои замечания или указания носят более индивидуальный характер, что повышает продуктивность учебного процесса, хотя количество занимающихся в объединенной группе мальчиков или девочек остается примерно одинаковым. Разделение учащихся по полу позволяет учителю в большей степени обеспечивать дифференцированный подход, учитывать физическое развитие, уровень двигательной подготовленности, состояние здоровья каждого учащегося.Все упражнения подбираю таким образом, чтобы учащиеся овладели умениями и навыками, предусмотренными соответствующими разделами учебной программы. Таким образом, каждый ученик в основной части уроков занимается не только волейболом, но и совершенствуется в упражнениях из других разделов учебной программы, что способствует формированию гимнастических и легкоатлетических навыков в пределах требований 5 - 7 классов. Мною разработаны нормативы волейболу (см. табл. 1).Как подтверждают наши годичные наблюдения, проведение уроков физической культуры с игровой направленностью в 5 - 7 классах позволило повысить интерес учащихся к занятиям. Гораздо выше стала посещаемость уроков. Однако остается главный вопрос: позволяет ли проведение уроков игровой направленности в 5 - 7 классах успешно выполнять школьникам все разделы учебной программы? Опыт работы дает возможность ответить на этот вопрос утвердительно. Не говоря уже о том, что качество овладения ученицами материалом волейбола составило 98 %, существенно улучшились результаты сдачи учебных нормативов. Средний результат в метании мяча за последние учебные год у девочек 5 - ых классов повысился на 2,6 м. Время пробегания 60 м улучшилось в среднем на 0,3 сек.Почти все семиклассники сдали учебные нормативы по легкой атлетике и гимнастике на «4» и «5». Например, из 53 мальчиков лишь пятеро пробежали 1500 м за время, хуже нормативного. Аналогичная картина у девочек, сдававших норматив в подтягивании на низкой перекладине из виса лежа: из 56 человек сдали на «3» только шестеро, остальные 50 — на «4» и «5». Например, программный раздел в 5 классах по легкой атлетике включает в себя метание малых мячей в цель и на дальность, бег на 60, 1500 и 2000 м, прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» и в длину способом «согнув ноги». Программный материал этого раздела школьники осваивают в начале и конце учебного года, что создает благоприятные возможности для контроля за их физическим развитием. Беговые умения и навыки закрепляют в вводной части каждого урока во время пробегания 800 -1000 м по дорожке школьного стадиона. Раздел «Кроссовая подготовка» занимает одно из основных мест в учебной программе. Учащиеся пробегают 3000 м по периметру школьного стадиона, отрабатывая при этом элементы преодоления полосы препятствий в ее различных вариантах. В оставшееся время урока проводят учебную игру, эстафеты с элементами волейбола. Идея раздела «Контрольные упражнения ОФП» состоит в том, чтобы во время урока свободные от учебной или двусторонней игры учащиеся готовились и сдавали разработанные нормативы. Контрольные нормативы по ОФП для каждого класса вывешены на стенде перед входом в спортивный зал. Нормативы являются также ориентиром при выполнении домашних заданий. Зная результаты выполнения нормативов, ученик самостоятельно контролирует свой уровень физической подготовленности и при необходимости дополнительно занимается в домашних условиях. Учебный материал раздела «Гимнастика» состоит из упражнений, общих для мальчиков и девочек (строевые и общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии), а также из упражнений только для мальчиков и только для девочек (висы и упоры, опорные прыжки, акробатика). Достоверное увеличение абсолютных значений отмечается также по таким критериям физической работоспособности и функциональной подготовленности, как высота прыжка с места, время пробегания 92-метровых отрезков дистанции с изменением направления движения, физическая работоспособность при пульсе 170 уд/мин, максимальное потребление кислорода и другим. Программа уроков физической культуры игровой направленности с опережающим обучением волейболу Цель: Проявить интерес учащихся к урокам физической культуре; повысить эффективность учебных занятий; учитывать пожелания учащихся. Задачи: Сделать акцент на игровую направленность; освоить учебный материал игровой направленности с опережающим обучением волейболу с 4-7 класс; обеспечить дифференцированный подход; учитывать физическое развитие; уровень двигательной подготовленности; состояние здоровье каждого учащегося. Полученные результаты: Учебный материал рассчитанный комплексной программой на 7 лет учащиеся нашей школы изучают и закрепляют за 4 года, учась в 4-7 классах, а в 8-11 классах в основном совершенствуют навыки в игровых формах; качество овладение учениками материалом волейбола составило 98 %; улучшились результаты уровня физической подготовленности учащихся; повысился интерес учащихся к занятиям; гораздо выше стало посещаемость уроков Рабочая программа по физической культуре игровой направленности с опережающим обучением волейболу, разработанная и апробированная на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», одобрена заведующей методическим кабинетом Управления образования Тагильцевой Л.Ф. и рекомендована для внедрения в средней школе №9 и распространения в школах города и района. Опережающее обучение волейболу 5 класс Программный раздел в 5 классах по легкой атлетике включает в себя метание малых мячей в цель и на дальность, бег на 60, 1500 и 2000 м, прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» и в длину способом «согнув ноги». Программный материал этого раздела школьники осваивают в начале и конце учебного года, что создает благоприятные возможности для контроля за их физическим развитием. Беговые умения и навыки закрепляют в вводной части каждого урока во время пробегания 800 -1000 м по дорожке школьного стадиона. Раздел «Кроссовая подготовка» занимает одно из основных мест в учебной программе. Учащиеся пробегают 3000 м по периметру школьного стадиона, отрабатывая при этом элементы преодоления полосы препятствий в ее различных вариантах. В оставшееся время урока проводят учебную игру, эстафеты с элементами волейбола. Идея раздела «Контрольные упражнения ОФП» состоит в том, чтобы во время урока свободные от учебной или двусторонней игры учащиеся готовились и сдавали разработанные нормативы. Контрольные нормативы по ОФП для каждого класса вывешены на стенде перед входом в спортивный зал. Нормативы являются также ориентиром при выполнении домашних заданий. Зная результаты выполнения нормативов, ученик самостоятельно контролирует свой уровень физической подготовленности и при необходимости дополнительно занимается в домашних условиях. Учебный материал раздела «Гимнастика» состоит из упражнений, общих для мальчиков и девочек (строевые и общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии), а также из упражнений только для мальчиков и только для девочек (висы и упоры, опорные прыжки, акробатика). В 5 классе изучаем нижнюю боковую и нижнюю прямую подачи, волейбольные перемещения по площадке. Например: подача мяча (нижняя прямая) по комплексной программе изучается с 5 класса, а прием подачи только в 7 классе. В 5 классе ученики овладевают следующими техническими элементами и приемами волейбола: чередованием способов перемещений (лицом, боком, спиной вперед); передачей мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения; приемом мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения; нижней боковой подачей; нижней прямой подачей; приемом мяча с подачи. В уроки волейбола включены также подвижные игры и эстафеты с элементами этой спортивной игры, учебные игры (1X1, 2X2, 3X3). Раздел «Волейбол» включает в себя изучение и совершенствование ряда вышеперечисленных технических приемов, доступных, как показывает наш опыт, для учащихся 6 класса. Чередование способов перемещений (боком, лицом, спиной вперед). Основными средствами при обучении данному техническому приему являются разновидности бега и подвижные игры. На уроках постоянно уделяют внимание совершенствованию рациональных исходных положений, а также способов перемещений до занятия исходного положения (стойки готовности): бег с изменением направления в ответ на зрительные и слуховые сигналы; бег в сочетании с выполнением других действий (круговые движения руками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, броски мяча из-за спины вперед по ходу движения); бег в максимальном темпе на отрезках 8 - 15 м, с изменением направления («елочкой», челночный); эстафеты и подвижные игры. «Эстафета с бегом». Две команды выстраиваются за лицевой линией площадки. У противоположной линии напротив каждой команды лежит набивной (волейбольный, футбольный, баскетбольный) мяч. По сигналу первые номера бегут к мячу, берут его и бегом возвращаются назад, передавая мяч вторым номерам. Те в свою очередь бегут с мячом, кладут на лицевую линию и, прибежав назад, касанием руки передают эстафету следующему игроку. И т. д. Команде, игроки которой первыми закончили бег, объявляется победителем. Усложняя эстафету, можно стартовать из различных исходных положений (сидя, лежа на спине, на груди) и чередуя способы перемещений (обычный бег, прыжки, приставные шаги, правым, левым боком и т. д.). «Пятнашки». Игра в пределах волейбольной площадки. Играющие перемещаются, находясь в стойке готовности. «Пустое место». Играющие образуют круг. Водящий, бегая за кругом, неожиданно салит одного из играющих, сам продолжая бег, осаленный игрок бежит в противоположном направлении. Каждый из бегущих старается быстрее обежать круг и первым занять свободное место. Опоздавший занять место становится водящим и игра продолжается. Передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. Данный технический прием изучался в 4 классе, поэтому на первых уроках волейбола в 5 классе идет повторение техники передачи мяча сверху двумя руками на месте, затем начинают изучение, закрепление и совершенствование техники передачи мяча после перемещений. В ходе обучения обращаем внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность выходе к мячу. Совершенствованию данного приема на уроках способствуют игровые упражнения, подвижные игры. «Точно водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1—3 водящих с мячами. Они поочередно набрасывают мяч игрокам, перемещающимися по кругу приставными шагами. В момент получения мяча необходимо остановиться, выполняя передачу мяча сверху двумя руками, точно передать (возвратить передачей) мяч водящему. «Свеча». На площадке наносят круг диаметром 2 м, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач мяча сверху двумя руками над собой. Каждую передачу выполняют на высоту не менее 3 м. За недостаточную высоту передачи и за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок, у которого меньше штрафных очков. «Эстафета парами». Игроки двух команд распределяются парами и выстраиваются перед линией старта. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу они начинают продвижение вперед, делая друг другу передачи, пересекают линию финиша (противоположный конец площадки) и, не переставая передавать мяч друг другу, возвращаются обратно к своей колонне. Эстафету принимает вторая пара, а закончившие упражнение занимают место в конце колонны. Падения мяча на землю, а также ошибки при передачах учитываются и влияют на успех команд. Прием мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения. Техника выполнения этого игрового приема на месте, так же как и передачи мяча сверху двумя руками, изучалась в 5 классе, поэтому технология повторения и обучения приему мяча снизу двумя руками после перемещения аналогична рассмотренной выше. Из подвижных игр используют «Кто точнее?» и «Обстрел чужого поля». «Кто точнее?». Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в 5 м от стены, на которой в 3 м от пола нарисован квадрат 2X2 м. Игроки по очереди выполняют передачи мяча снизу (сверху) двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своих колонн. Побеждает команда, попавшая в квадрат большее число раз. «Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки наносят два круга диаметром 2 м один напротив другого. Поочередно игроки входят в круг и выполняют передачу мяча двумя руками снизу или сверху, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок получает одно штрафное очко. Игра ведется на время. Побеждает ученик, набравший наименьшую сумму штрафных очков. Нижняя боковая подача. Данный технический прием, к сожалению, незаслуженно забыт при начальном обучении школьников волейболу, хотя и является, на наш взгляд, самым естественным и доступным. Опыт показал, что изучение нижней боковой подачи один из нужных этапов на пути к изучению более сложной техники нижней и верхней прямой подачи. Рассматриваемый способ введения мяча в игру облегчает проведение учебных игр и повышает моторную плотность урока. Для закрепления техники нижней боковой подачи мы используем игру «Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на своей половине площадки вначале в 4 - 5 м от сетки. У каждой команды по 5 - 7 мячей. По сигналу учителя игроки обеих команд поочередно выполняют подачи, стремясь попасть в пределы площадки команды соперников. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и направляют их к месту подачи. Если у игрока подача не получилась, ему предоставляется еще одна попытка, если и на этот раз он ошибся, то подача считается невыполненной и игрок получает штрафное очко. Побеждает команда, у которой на счету окажется больше точных подач. Нижняя прямая подача. Этот прием изучают после овладения нижней боковой подачей. Обучение технике нижней прямой подачи начинаем с имитации движений, без мяча. Затем шестиклассники в парах производят подачу мяча партнеру и, наконец, осваивают подачу мяча через сетку высотой 2 м, находясь от нее в 4 м. Постепенно подающие в процессе закрепления навыка отходят от Сетки, приближаясь к месту подачи у лицевой линии на расстояние до 9 м. «Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по пять подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и т. д. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков. При ошибках мяч переподавать не разрешается. «Сумей передать и подать». Играющие выстраиваются в две колонны в 3 м от стены и соревнуются в передачах мяча в стену и в подачах на точность. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стену, после чего бегут на свою половину площадки и производят по 3 подачи. Как только первый номер закончил подавать, немедленно начинает передачи второй номер и т. д. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильно выполненные передачи игроку начисляют 1 очко, подачи — 3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков. Прием мяча с подачи. Закономерно в методическом плане на уроках обучения введению мяча в игру нижними боковой и прямой подачами учить и приему мяча, так как без подачи и приема мяча с подачи не бывает игры. Этому техническому приему следует обучать после того, как учащиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачи в основном зависит от траектории и скорости полета мяча. Определив направление, траекторию и скорость полета мяча, учащийся должен быстро переместиться к месту его предполагаемого падения и принять исходное положение: ноги согнуты в коленных суставах, одна несколько впереди, туловище наклонено вперед, руки сложены в замок, выпрямлены и направлены вниз - вперед. Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям, ноги и туловище при этом последовательно выпрямляют. За счет согласованного движения ног, туловища и рук вперед-вверх мячу придают нужное направление. При закреплении и совершенствовании этого технического приема мы используем упражнения в приеме нижней прямой подачи в разных зонах, а также подвижные игры «Сумей принять», «Кто лучший?». «Сумей принять». Игроки в парах располагаются на боковых линиях волейбольной площадки напротив друг друга. По команде игроки одной команды посылают мячи партнерам другой команды, которые стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач одним из изученных способов, затем игроки меняются ролями. В каждой паре побеждает тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибок. «Кто лучший?». Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый из них принимает по 10 подач. За прием мяча начисляют очки: 2 - при ошибке на приеме; 3 - прием без технической ошибки; 4 - прием без ошибки, мяч доведен в зону нападения; 5 - дана хорошая передача сразу на удар. После приема 10 подач игроки меняются зонами. Побеждает игрок, набравший наибольшую сумму очков. Особое место на уроках занимают подвижные игры и игровые упражнения с элементами волейбола, помогающие совершенствовать как индивидуальные качества, так и групповые и командные взаимодействия игроков. Использование разнообразных подвижных игр и эстафет позволяет, на наш взгляд, добиться от учеников хорошего технического исполнения элементов волейбола и ясного понимания тактической сути этой спортивной игры. Несколько слов об учебной игре в 5 классе. Как правило, учебные игры я провожу после того, как учащиеся освоят передачи мяча двумя руками снизу и сверху. Вначале мяч вводят в игру верхней передачей, выполняемой из-за линии нападения. Первые передачи направляют в зону 3; из зоны 3 мяч посылают в ту зону (4 или 2), к которой передающий обращен в данный момент лицом. После этого мяч переправляют через сетку на противоположную половину площадки. С овладением техникой нижней прямой подачи и приема мяча снизу двумя руками учебную игру проводим с использованием этих приемов. С самого начала включения учебных игр в уроки волейбола постоянно добиваюсь от учащихся ведения игры в три касания. Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры строим в следующей последовательности: подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема; подводящие упражнения, которые служат для овладения техникой приема в целом или его отдельных элементов; упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт; совершенствование технического приема в учебной игре. Обозначенная последовательность обучения достигается благодаря продуманному подбору упражнений и системе специальных заданий, которые ставлю перед учениками в игре. Опережающее обучение волейболу 6 класс. |