Скачать 96.23 Kb.
|
Новожилова Ирина Николаевна Урок обобщения по теме «Транспортный комплекс России», 9 класс Тема урока «Транспорт России» Цель: осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков по теме «Транспорт России» Задачи: 1. образовательные: выявить у обучающихся качество и уровень усвоения знаний по теме «Транспорт России», их понимание значимости транспорта для хозяйства страны, и умение выявлять преимущества и недостатки в работе различных видов транспорта 2. развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с картой, классификации и систематизации информации; обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала; продолжить формирование у обучающихся умения работать с различными источниками географической информации 3. воспитывающие: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени, формирование экономического мышления Оборудование: мультимедийная презентация, карта «Транспорт России», атласы, технологическая карта «Виды транспорта», таблица «Эффективность работы транспорта», символы компаний, карточки для рефлексии Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний Форма урока: проблемный урок с элементом проектной деятельности Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, межгрупповая (каждая группа имеет свое задание в общей цели урока), фронтально-коллективная при активном участии всех обучающихся. Используемые технологии:
Методы и приемы обучения:
Учебно-наглядный комплекс и оборудование: 1. Карта «Транспортная инфраструктура России», таблица «Эффективность работы транспорта», технологическая карта «Виды транспорта» 2. Мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук) 3. География Россия. Население и хозяйство.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, В.Я.Ром.- М.:Дрофа,2010 4. Атлас. География 9 класс. М.: Издательство «Дик» Дрофа,2012 5. Медиаматериалы: Презентация урока 6. Светофор, круги из цветной бумаги (красные, желтые, зеленые) по количеству обучающихся 7. http://www.ukragroconsult.com/partnerstvo/spravochnik/geograficheskie-karty/++resource++agro.migrate/www.ukragroconsult.com/partnerstvo/spravochnik/geograficheskie-karty/foto/foto/transport-russia.jpg 8. Иллюстративный материал Интернет - ресурсы Google ПЛАН УРОКА 1.Организационный момент Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке. 2. Актуализация полученных ранее знаний и умений Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности обучающихся: работа с технологической картой «Транспорт России» 3. Физкультурная минутка 4. «Мозговой штурм». Активизация мыслительной деятельности Организация деятельности обучающихся с использованием метода проблемного обучения 5. Проектная деятельность. Работа с использованием проектного метода 6. Итог урока 7. Рефлексия. Техника «Светофор» 8. Домашнее задание. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Учащиеся распределяются на 2 группы. Каждая группа занимает место за своим столом. На столе лежат комплекты заданий: технологическая карта «Виды транспорта», таблицы, символы групп: представители наземных видов транспорта, представители водных видов транспорта. Учитель: - Добрый день! Начать урок хочу словами Экзюпери: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”. Я рада Вас видеть и в двойне буду рада слушать и слышать Вас. Пусть наше общение будет взаимоприятным. 2. Актуализация полученных ранее знаний и умений Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности обучающихся: работа с технологической картой «Виды транспорта» Учитель: - На протяжении ряда уроков вы изучали хозяйство России - Какие межотраслевые комплексы вы знаете? (выслушать ответы учеников) - Что позволяет эффективно работать всем комплексам, которые порой удалены на сотни и тысячи километров друг от друга? (выслушать ответы учеников) 1 слайд Перед вами высказывание: «Малое расстояние еще не близость, Большое расстояние еще не даль» Мартин Хайдеггер Учитель: -Как вы понимаете эти слова? (выслушать ответы учеников) Учитель: Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? – правильно о транспорте Учитель: 2 слайд Итак, тема урока «Транспорт России» На столах у вас лежит технологическая карта «Виды транспорта» (Приложение 1), с которой вам предстоит работать на одном из этапов урока. Работать вы будете в группах - транспортных компаниях - представителями, которых являетесь: 1 группа – представители наземных видов транспорта 2 группа – представители водных видов транспорта 3 слайд Главная цель нашего урока: обобщить знания по теме «Транспорт России» 4 слайд В ходе урока нам предстоит решить задачу:
5 слайд Вы получили теоретические знания по теме и имеете практический жизненный опыт, так как наверняка, пользовались разными видами транспорта, отправляясь в какие-либо поездки по области или за ее пределы, поэтому попробуйте отразить то, что вы знаете в технологической карте. Индивидуальная работа: 2 минуты 6 слайд Рефлексия: Давайте проверим заполнение технологической карты В течение урока нам предстоит решить проблему:
Фронтальная работа. Эвристическая беседа Учитель: - Почему роль транспортного комплекса велика в хозяйстве страны? (выслушать ответы учеников) Учитель: 8 слайд Россия имеет уникальное географическое положение и размеры. Ей географической судьбой предопределено развивать все виды транспорта для связи удаленных районов страны, для развития отношений с миром. -В XX веке экономически развитые районы нашей страны в значительной мере исчерпали свои природные ресурсы, поэтому важнейшим фактором развития является транспортный фактор. Современная цивилизация без него невозможна. - Почему? (выслушать ответы учеников) Учитель: - Транспорт доставляет сырьё от места добычи к месту переработки, а готовые изделия – к покупателю. Хотя сам по себе он ничего не производит, без него невозможно никакое производство, а значит, невозможно существование городов и сёл, заводов и ферм. Без него не было бы и государств, вообще всего того разнообразия в развитии регионов, которое определяет социальный и экономический облик страны и мира. Наконец, без транспорта не было бы и географии как науки. Учитель: Как вы думаете почему? (выслушать ответы учеников) Учитель: Транспорт сокращает расстояния и делает доступными самые дальние уголки нашей планеты. Учитель: Скажите, что включает в себя понятие транспорт? (выслушать ответы учеников)
Понятие транспорт включает в себя 4 компонента: - средства передвижения - пути сообщения - вспомогательные устройства (вокзалы, аэродромы и т.д.) - специалистов - транспортников. Учитель: Что является показателем работы ЛЮБОГО ВИДА транспорта? (выслушать ответы учеников)
11 слайд Физкультурная минутка- 1 – 2 минуты А сейчас я приглашаю Вас совершить небольшое музыкальное путешествие в мир транспорта. В этом путешествии нам будет помогать экскурсовод – инструктор. Я прошу Вас встать и повторять движения за инструктором. Учитель: 12 слайд Если посмотреть на карту транспорта России, то можно заметить, что крупные города на ней напоминают пауков, сидящих в центре или на краю раскинувшейся вокруг них паутины. Сюда сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Учитель: 13 – 15 слайд Пути сообщения действительно образуют сеть, а их пересечения что образуют? – ответ - транспортные узлы. Учитель: Самые важные, основные направления перевозок грузов или главные дороги принято называть – как? – ответ - магистралями. Учитель: - Какие транспортные магистрали вы знаете? (выслушать ответы учеников) Например: автомагистраль Байкал, железнодорожная Транссибирская магистраль, воздушная магистраль Москва-Хабаровск, есть и магистральные нефте - и газопроводы, крупные реки – это водные магистрали.
Организация деятельности обучающихся с использованием метода проблемного обучения. Учитель: - Транспорт - это не только транспортные средства, но и пути сообщений. 16 слайд Посмотрите, пожалуйста, на карту транспорта России. http://www.ukragroconsult.com/partnerstvo/spravochnik/geograficheskie-karty/++resource++agro.migrate/www.ukragroconsult.com/partnerstvo/spravochnik/geograficheskie-karty/foto/foto/transport-russia.jpg И сравните транспортную систему Европейской и Азиатской частей России - есть ли в них различия? – (выслушать ответы учеников) - с чем они связаны? - (выслушать ответы учеников) - Какого направления дороги преобладают в Сибири, а какого - в Европейской части? Учащиеся рассматривают, изучают карту, обсуждают в группах. Работа в режиме «Мозговой штурм». Через две минуты учитель заслушивает ответы обучающихся. Учитель: - Рисунок транспортной сети формировался десятилетиями, даже столетиями, и его характер определяется и природными условиями: рельефом, речной сетью, размещением населения и хозяйства, распространением в Азиатской части России многолетней мерзлоты. В Сибири преобладают дороги широтного направления, а в европейской части России - меридионального и широтного направлений, в большей степени просматривается радиальная система. 5. Проектная деятельность. Работа с использованием проектного метода Я предлагаю вам, своей транспортной компанией, у которой есть генеральный директор, самостоятельно разработав маршрут, выбрать и отправить в различные регионы России следующие грузы: - нефть, газ - уголь - продукты питания - лес В зависимости от вида груза определите необходимый вам транспорт. Для этой работы, я предлагаю использовать таблицу «Эффективность работы транспорта» и карты атласа. (Приложения 2,3,4,5) Результатом вашей деятельности будет проект - выступление. Время для работы 8 - 10 минут. Время для выступления 2 минуты. После выступления – подведение итогов. Оценивание группы 6. Итог урока Учитель: Уважаемые господа: генеральные директора и их заместители, скажите пожалуйста, выполнением данного проекта, что вы доказали. (выслушать ответы учеников) Правильно, что транспорт является кровеносной системой экономики России. 7. Рефлексия. Техника «Светофор» Учитель: Чтобы эта система работала слажено и в безаварийном режиме, необходимо регулировать движение транспорта. - А без чего это невозможно? – без светофора (использование техники «Светофор») 17 – 23 слайд Оцените свой уровень работы на уроке с помощью одного из цветов светофора: красного, желтого или зеленого. Они означают следующее: красный – мне сегодня не удалось разобраться в теме; желтый – остались вопросы по изученной теме; зеленый – тема раскрыта, мне все понятно. Учитель: СПАСИБО. Я желаю вам, чтобы на вашей дороге к познанию горел только зеленый сигнал светофора, чтобы вы в совершенстве овладевали знаниями и с легкостью преодолевали все трудности учебной деятельности. Друзья мои, вы, наверное, сами почувствовали, как легко и хорошо обобщили знания. 8. Домашнее задание 24 слайд В качестве домашнего задания представьте, что Вам выпал счастливый билет – поездка на олимпиаду– 2014 года в город Сочи. 25 слайд Какой вид транспорта вы выбрали бы для поездки и почему? 26 слайд Всем спасибо за отличную работу! Я была рада встречи с вами! |