Дисциплина: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
5 курс
10 семестр
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Лекции – 8 часов
Практические занятия – 4 часа
Зачёт по пройденным разделам
К зачёту допускаются студенты посетившие лекции и выполневшие практические работы
Рекомендуемая литература:
Руководство к практическим занятиям по физиологии человека: уч. пособие (под общей редакцией Солодкова А.С.). М.: Советский спорт. 2006. – 192с.
Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст] : учеб. Пособие для вузов физической культуры / под общ. ред. А. С. Солодкова ; НГУ им. П. Ф. Лесгафта.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Советский спорт, 2011.-200с. :ил.
Руководство к практическим занятиям по общей физиологии / СПб.:СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 2004.-86 с.
Психофизиологическое тестирование спортсменов: учебное пособие / В. В. Селивёрстова, Д. С. Мельников, Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.-СПб.:[б.и.],2010.-81 с.
Диагностика функционального состояния: учебно-методическое пособие/ В. В. Селивёрстова, Д. С. Мельников; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.-СПб.: [б.и.],2012.-93 с.
Подготовка курсовой реферативной работы по физиологии: Методические указания/ И. Б. Маслова; Санкт-Петербургский гос. ун-т физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.-СПб.: [б.и.],2008.-24 с.
Физическая работоспособность человека: методы оценки и способы коррекции: Учебно-методическое пособие.- Санкт-Петербург гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта.- СПб.: [б.и.] , 2007. – 48 с.
Написание отчета по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС) по физиологии спорта. Учебно-методическое пособие / И.Б.Маслова ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2012.-48с.
Физические механизмы пищеварения, обмена веществ и энергии: Учебное пособие / И.Б.Маслова; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.:[б.и.], 2011.- 100с.
Особенности определения аэробной выносливости человека различными способами: учебно- методическое пособие / И.Б.Маслова; Национальный гос. ун-т физ. культуры спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.:[б.и.], 2010.- 40с
Физиология высшей нервной деятельности: Учебное пособие / Ю.А.Поварещенкова; Смоленская государственная академия физической культуры и спорта, Смоленск. – Смоленск [б.и.], 2012. – 116 с.
Безаппаратурные методики для определения функционального состояния организма: Учебно- методическое пособие. / Н.В. Кудрявцева, Д.С. Мельников, М.А.Шансков; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2010. – 50с.
Руководство к практическим занятиям по спортивной и возрастной физиологии / Под общ. ред. А.С. Солодкова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – Спб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 81 с.
Гуморальная регуляция мышечной деятельности: учебное пособие. / В.В. Селиверстова; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. –Спб.: [б.и.], 2010. – 153 с
Работоспособность в особых условиях внешней среды: Учебно- методическое пособие / В.В. Селиверстова, М.А.Шансков; национальный гос. ун-т физ. культуры, спорт и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2011-72 с.
Физиологические основы спортивной тренировки женщин. Лекция. – Л.: изд. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987.- С. 22.
Солодков А. С. , Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник.-М.; Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.-520 с.,ил.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. Учебник. Издание 2-е. М.: Олимпия Пресс. 2005. – 528 с.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. Учебник. Издание 3-е. Испр. и доп. М.: Советский спорт. 2008. – 620 с.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. Учебник. Издание 4-е. Испр. и доп. М.: Советский спорт. 2010. – 620с.
В. А. Бухарин, В. Г. Панов, Д. С. Мельников. Подготовка курсовой работы по физиологии: Методические указания / Под ред. А. С. Солодкова // СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта.-СПб.,204.-23с.
Тематика изучаемых разделов по учебнику А. С. Солодкова
Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека.
Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.
Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.
Физиологические особенности урока физической культуры в школе.
Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.
Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста.
Функциональные асимметрии спортсменов.
Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе.
Практические занятия (из Руководства к практическим занятиям по физиологии человека под редакцией А. С. Солодкова) .
Оценка уровня функционального состояния человека.
Исследование моторной и сенсорной асимметрии.
Исследование пропускной способности мозга.
Объёмные требования к зачёту.
Общие физиологические особенности организма.
Периодизация и гетерохронность развития организма человека.
Влияние спортивной тренировки на развитие функций и динамику работоспособности у детей среднего и старшего школьного возраста.
Развитие типологических особенностей в онтогенезе.
Особенности реакций вегетативных систем на физические нагрузки у детей среднего и старшего школьного возраста.
Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их учет в тренировочном процессе.
Особенности энергетики мышечной деятельности у детей среднего и старшего школьного возраста.
Индивидуально-типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека.
Развитие физических качеств у детей среднего и старшего школьного возраста.
Индивидуально-типологические особенности человека.
Совершенствование центральной регуляции движений у детей среднего и старшего школьного возраста.
Значение комплексной оценки функциональной подготовленности в спортивном отборе и прогнозировании.
Обмен веществ и энергий и терморегуляция у детей среднего и старшего школьного возраста.
Физиологические основы процессов восприятия, принятия решений и программирования ответных действий.
Пищеварение, выделение и эндокринная система у детей среднего и старшего школьного возраста.
Проявление функциональной асимметрии у спортсменов в различных видах спорта.
Кровь, кровообращение и дыхание у детей среднего и старшего школьного возраста.
Сенсорные и психические асимметрии у человека. Исследования ведущего глаза.
Центральная нервная система, высшая нервная деятельность и сенсорные системы у детей среднего и старшего школьного возраста.
Моторные асимметрии у человека, их возрастные и половые особенности.
Физическое развитие и опорно-двигательная система у детей среднего и старшего школьного возраста.
Индивидуальный профиль асимметрии у человека.
Влияние систематических физических нагрузок на развитие функций и работоспособность детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методы исследования ведущей руки и ноги у человека.
Реакции вегетативных систем и энергообеспечение при физических нагрузках у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Значение для спорта процессов переработки информации, их возрастные и половые особенности.
Пищеварение, выделения и эндокринная система организма детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Физиологическое основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии.
Кровь, кровообращение и дыхание у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма людей зрелого и пожилого возраста.
Особенности формирования физических качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Физиологические основы спортивного отбора и прогнозирования.
Возрастные особенности управления движениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Роль наследственных свойств и факторов среды в развитии спортивных возможностей человека. Методы исследования наследственных свойств организма.
Особенности двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Помехоустойчивость спортсмена, её возрастные особенности.
Центральная нервная система, высшая нервная деятельность и сенсорные системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Основные понятия и методические основы спортивного отбора и прогнозирования функциональных возможностей в спорте.
Обмен веществ и энергии и терморегуляция у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Скорость и эффективность тактического мышления, пропускная способность мозга.
Изменения функций организма школьников на уроке физической культуры.
Особенности адаптации к нагрузкам вегетативных и регуляторных систем организма у людей зрелого и пожилого возраста.
Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физической культурой.
Возрастные изменения физических качеств у людей зрелого и пожилого возраста.
Акселерация (эпохальная и индивидуальная). Биологический и паспортный возраст.
Влияние физических нагрузок на функциональное состояние, сохранение здоровья и работоспособность у людей зрелого и пожилого возраста.
Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.
Особенности формирования двигательных навыков и центральной регуляции движений у людей зрелого и пожилого возраста.
Сенситивные периоды развития двигательных навыков и физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости).
Центральная нервная система, высшая нервная деятельность и сенсорные системы у людей зрелого и пожилого возраста.
Сенситивные периоды – общее понятие, сенситивные периоды развития различных функций и органов в организме человека.
Обмен веществ, энергии и терморегуляция у людей зрелого и пожилого возраста.
Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и функциональные критерии восстановления организма школьников.
Пищеварение, выделение и эндокринная система у людей зрелого и пожилого возраста.
Общее понятие об онтогенезе. Возрастные периоды у людей зрелого и пожилого возраста.
Кровь, кровообращение и дыхание у людей зрелого и пожилого возраста.
|