Муниципальное образовательное учреждение
Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2
г.о. Тейково Ивановской области
_______________________________________________________
«По безопасной дороге в безопасное будущее»
Срок реализации программы – 3 года
Составитель программы:
Голякова Ольга Анатольевна
учитель МСОШ №2
г.о. Тейково
Ивановской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги всё более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно – транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта порождает целый ряд проблем. Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. И попадание ребёнка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребёнок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то моральное психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. И, к сожалению, сотни детей оказываются на больничной койке или в отделениях неотложной помощи и порой на всю жизнь остаются инвалидами. Причиной дорожно – транспортных происшествий чаще всего является незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, отсутствие со стороны родителей личного положительного примера, неумение детей ориентироваться в ситуациях, которые могут возникать с ними при нахождении на улице. Поэтому из-за травматизма расходуются ресурсы не только систем здравоохранения, но и всего общества.
Транспортная среда требует от всех участников этого процесса умения наблюдать: осматривать улицу, оценивать скорость и направление движения машин, предвидеть возможность появления транспорта из-за разных предметов, мешающих обзору. Поэтому родители и педагоги должны чаще обращать внимание детей на их действия и поведение в различных дорожно – транспортных ситуациях.
Необходимо научить ребёнка правилам жизни во взрослом мире: в мире людей и машин. Причём, хочется отметить, что автомобили становятся человеку в силу недисциплинированности, как водителя, так и пешехода.
Цель программы:
Охрана жизни и здоровья юных участников дорожного движения, защита их прав и законных интересов путём предупреждения дорожно – транспортного происшествия
Подготовка юных инспекторов движения через участие в акциях по пропаганде безопасного поведения на дороге
Достижение целей предполагает через решение следующих задач:
Формирование мотивации к здоровому образу жизни
Системное использование здоровьесберегающих технологий
Профориентация учащихся
Организация волонтёрского отряда, юных инспекторов движения
Изучение системы пропаганды в области безопасного дорожного движения
Поиск новых агитационных форм агитации и пропаганды правил дорожного движения
Сотрудничество со службами ГАИ и ГИБДД, в практической деятельности
Организация поисковой, учебно - исследовательской деятельности
Пропаганда здорового образа жизни: популяризация знаний о культуре здоровья, здорового образа жизни; риска потери здоровья, социальных влияний
Воспитание образцового участника дорожного движения
Реализация программы строится на трёх основных этапах:
На I этапе программа несёт ознакомительно - практический характер
На II этапе – организационные работы творческого объединения
На III этапе – проектная деятельность
Материалы программы тесно взаимосвязано между собой. В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды безопасного дорожного движения.
Содержание программы реализуется через следующие направления: учебные занятия, социально – значимые дела (разработки совместных акций, проектов), коллективно – творческие дела.
В программе используются разнообразные формы и методы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма: (используется при подготовке к проведению различных мероприятий, интеллектуальных игр)
Беседа
Дискуссия
Социальный опрос
Акция
Проектная деятельность
(создание и реализация социально – значимых проектов)
Содержание программы имеет концентрическое построение: сначала даётся общее значение правил дорожного движения, затем углубление в изучении с практическими приложениями в виде агитации и пропаганды; умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно – транспортную ситуацию и найти правильное решение.
Немало важную роль в реализации программы имеет работа с родителями. Присутствие родителей на мероприятиях, совместное проведение мероприятий , участие в конкурсах является для детей мотивацией достижения успехов в данном направлении. В результате индивидуального общения с родителями, собственных наблюдений за учащимися, анализа материалов, полученных в процессе работы с родителями, вырабатывается единая линия воздействия на семью учащегося.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
(на 3 года обучения)
№
п/п
| Раздел
(тема)
| Количество часов
| Основное содержание программы
| На раздел
| теоретические
| практические
| 1.
| Россия - автомобильная держава.
| 12
| 8
| 4
| В основе данного раздела лежат занятия, воспитывающие любовь к родному краю. Узнают об истории создания средств организации дорожного движения, видах автотранспорта и перевозок, о зависимости безопасности на дорогах от количества автотранспорта в сравнении с другими странами, об истории создания Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Используются такие формы, как: беседа, организационно-деятельностная игра, уроки-презентации, викторины, встречи с сотрудниками ГИБДД, проектная деятельность.
| 2.
| Законы улиц и дорог.
| 14
| 8
| 6
| В основе лежат занятия, позволяющие учащимся побывать в различных ситуациях, типичных «ловушках» на дорогах. Узнают об интенсивности и скорости движения городского транспорта, о причинах дорожно-транспортного травматизма, о невыполнении ПДД, недисциплинированности участника движения, о причинах агрессии участников движения. Учащиеся узнают об административной и уголовной ответственности правонарушителей. В данном разделе используются такие формы, как: беседы, уроки-презентации, проекты, дискуссии, встречи с сотрудниками ГИБДД.
| 3.
| Транспорт и дети.
| 29
| 8
| 21
| В основе лежат мероприятия, посвящённые профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, культуре дорожного движения. Так же узнают о правах и обязанностях водителей веломототранспорта, как основные правила, так и меры безопасности. Для проведения мероприятий используются такие формы работы, как: викторины, конкурсы художественного творчества, акции, социальные опросы, встречи с сотрудниками ГИБДД, беседы.
| 4.
| Пешеходом
быть -наука.
| 29
| 9
| 20
| В основе лежат мероприятия, посвящённые профилактике дорожно-транспортного травматизма. Учащиеся узнают о причинах дорожно-транспортного травматизма, о невыполнении пешеходами правил дорожного движения, об особой категории участников дорожного движения (дети и пожилые люди), об опасностях на пешеходных переходах и ситуациях на дорогах. Задача этого раздела: воспитание грамотных участников дорожного движения. Для проведения мероприятий, используются следующие формы: инструктивные беседы, беседы-встречи, игры, социальные опросы, акции, проектная деятельность и уроки-презентации.
| 5.
| Оказание первой медицинской помощи.
| 18
| 6
| 12
| В основе раздела лежат занятия о ДТП и их последствиях. Учащиеся узнают об аптечке, её составе и назначении, об общих принципах первой помощи себе и пострадавшему (при порезах, ушибах, ссадинах, вывихах, переломах и т.д.). Используются теоретические и практические занятия по оказанию первой медицинской помощи. Используется как индивидуальная, так и групповая работа, беседы, лекции, встречи с медицинскими сотрудниками.
|
| ИТОГО:
| 102
| 39
| 63
|
| УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(на 1 год обучения)
№
п/п
| Наименование разделов
(тем)
| Количество часов
| На раздел
| теорети
ческие
| практичес
кие
| 1.
| Россия - автомобильная держава.
Государственная инспекция дорожного движения
История создания средств организации дорожного движения
| 4
| 3
1
2
| 1
-
1
| 2.
| Законы улиц и дорог.
Интенсивность и скорость движения городского транспорта
Предупредительные сигналы
Культура дорожного движения
| 6
| 3
1
1
1
| 3
1
1
1
| 3.
| Транспорт и дети.
Веломототранспорт
Добрая Дорога Детства
(конкурсы, смотры, акции)
| 9
| 2
1
1
| 7
2
5
| 4.
| Пешеходом быть -наука.
Юный пешеход
Особая категория участников дорожного движения
Безопасное колесо
| 9
| 3
1
1
1
| 6
2
2
2
| 5.
| Оказание первой медицинской помощи.
Аптечка, её состав и назначение
Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи
| 6
| 2
1
1
| 4
2
2
|
| ИТОГО:
| 34
| 13
| 21
| УЧЕБНО - ТЕМАТЬИЧЕСКИЙ ПЛАН
(на 2 год обучения)
№
п/п
| Наименование разделов
(тем)
| Количество часов
| На раздел
| теорети
ческие
| практичес
кие
| 1.
| Россия - автомобильная держава.
Виды транспортных средств
Дорожные знаки и их модификация
| 4
| 3
1
2
| 1
-
1
| 2.
| Законы улиц и дорог.
Элементы улиц и дорог
Ответственность за нарушение ПДД
Агрессия на дорогах
| 4
| 3
1
1
1
| 1
-
1
-
| 3.
| Транспорт и дети.
Мы – пассажиры
Типичные «ловушки»
«Не разрывай линию жизни»
(конкурсы художественного творчества, акции)
| 10
| 3
1
1
1
| 7
1
1
5
| 4.
| Пешеходом быть -наука.
Внимание – пешеход!
Основные принципы безопасности пешехода
| 10
| 2
1
1
| 8
4
4
| 5.
| Оказание первой медицинской помощи.
Аптечка, её состав и назначение
Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи
| 6
| 2
1
1
| 4
2
2
|
| ИТОГО:
| 34
| 13
| 21
| УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(на 3 год обучения)
№
п/п
| Наименование разделов
(тем)
| Количество часов
| На раздел
| теорети
ческие
| практичес
кие
| 1.
| Россия - автомобильная держава.
Город – как источник опасности
Город моей мечты
| 4
| 2
1
1
| 2
1
1
| 2.
| Законы улиц и дорог.
Вандализм на дорогах и транспорте
Культура дорожного движения
| 4
| 2
1
1
| 2
-
2
| 3.
| Транспорт и дети.
Транспорт – источник повышенной опасности
Детский дорожно-транспортный травматизм
«Сохраните наши жизни!»
(конкурсы художественного творчества, акции)
| 10
| 3
1
1
1
| 7
1
3
3
| 4.
| Пешеходом быть -наука.
Я и дисциплина
Современный водитель и пешеход
| 10
| 4
2
2
| 6
3
3
| 5.
| Оказание первой медицинской помощи.
Аптечка, её состав и назначение
Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи
| 6
| 2
1
1
| 4
2
2
|
| ИТОГО:
| 34
| 13
| 21
| Степень реализации программы отражается в достижениях учащихся.
2009-2010 учебный год:
Ребята начинали выступать и завоёвывать свои победы в конкурсах, как на муниципальном, так и на региональном уровне. Заработав первую победу, ребята приложили все усилия, чтобы добиться наилучших результатов.
I место и III место в конкурсе «Дорожные картинки» (школьный уровень)
I место в конкурсе «Уголок безопасности» (школьный уровень)
2010-2011 учебный год:
I место и III место в конкурсе «Дорожные картинки»(школьный уровень)
I место в конкурсе «Добрая дорога детства» в номинации «плакаты по безопасности дорожного движения» (школьный уровень)
I место в конкурсе «Уголок безопасности» (школьный уровень)
I место в конкурсе рисунков «Добрая дорога детства» в номинации «Дорожные картинки» (муниципальный уровень)
I место в конкурсе плакатов в направлении «Добрая дорога детства» (муниципальный уровень)
I место в конкурсе «Добрая дорога детства» в номинации «Безопасность на дороге – движение без аварий»
2011-2012 учебный год:
Участие в акции совместно с сотрудниками ГИБДД «Внимание дети!»
Участие в городской акции «Не разрывай линию жизни!», посвящённой Всемирному Дню памяти жертв ДТП
Участие в городской акции «Внимание пешеход!»
I место в конкурсе «Письмо – обращение к водителям» (муниципальный уровень)
II место в конкурсе «Добрая дорога детства» номинация плакат (региональный уровень)
II место в конкурсе плакатов в номинации «Я в салоне семейного автомобиля» «Не ленись пристегнись!» (региональный уровень)
Участие в открытии областной акции в рамках международного проекта «Не разрывай линию жизни!»
Участие в заседании координационного совета по реализации международного проекта «Безопасность дорожного движения в 10 странах RS»
I место в конкурсе «Письмо – обращение к водителям» (региональный уровень)
Участие в фотоконкурсе с ГИБДД «По безопасной дороге в безопасное будущее»
Участие в конкурсе плакатов «Сохраните наши жизни!»
Учащиеся, разрабатывая проекты, видеоролики, проводя акции, участвуя в играх различного характера, овладевают элементами общечеловеческой культуры, осмысливают всё происходящее в окружающем мире и становятся более целеустремлёнными и интеллектуальными.
Список используемой литературы:
Амелина В.Е. «Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения» - М: Глобус, 2008г.
Белобородов В.Я. «Я иду гулять: безопасность ребёнка на улице»/Мама и малыш -2007г. №11
Газета «Добрая дорога детства» 2009-2011г.г.
Осина И. «ПДД: о чём мы забываем?»(о правилах безопасного поведения в салоне автомобиля и на дорогах)// приложение к газете «1 сентября» - 2008г. №21
Семёнов Д. «Азбука дороги» детская энциклопедия АиФ -2007г. №11
Яровская И. «Дети и дорога» – Ростов-на-Дону»Феникс», 1997г.
|