Участие родителей
в формировании здорового образа жизни
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях школы.
Название мероприятия
| Ступень школы
| Количество
| «Мама, папа и я – спортивная семья»
| 1 ступень
| 80 чел
| «Дружеские встречи» по волейболу и футболу
| 2 и 3 ступень
| 100 чел
| Спортивные секции
| Все ступени
| 30 чел
| «Малые олимпийские игры»
| Все ступени
| 60 чел
|
| Всего:
| 270 чел /36%
| Учителями методического объединения начальной школы разработан и апробирован теоретико-практический семинар для родителей учащихся начальной школы, вызывающий большой интерес.
Уроки для родителей учащихся начальной школы.
(16 часов)
Теоретическая часть (8 часов)
Урок №1. Что нужно знать о табаке и алкоголе ребенку? Что полезно знать родителям?
Мифы и факты о табаке Миф
| Факт
| Все взрослые курят
| По статистике, курит меньшинство населения
| Все взрослые курят
| В нашей стране 50% мужчин и 75% женщин не курят
| Бросить курить легко
| Большинство курильщиков безуспешно стараются бросить курить.
Половина курильщиков пытались бросить хотя бы один раз.
| Курение – относительно безвредное занятие
| Курение – главный фактор риска заболевания легких и сердечно-сосудистой системы. 90% больных раком легких курили.
| Курение опасно только для того, кто курит
| Врачами установлено, что курение опасно не только для здоровья тех, кто курит, но и тех, кто находится рядом, вдыхает чужой дым.
| Мифы и факты об алкоголе Миф
| Факт
| Алкоголь стимулирует, придает силы
| Алкоголь угнетает центральную нервную систему, затормаживает нормальные реакции организма.
| Выпившие люди дружелюбны и общительны
| Обычно напившиеся люди теряют контроль над собой, становятся агрессивными и злыми, ввязываются в драки. Половина всех убийств связано со злоупотреблением алкоголя.
| Алкоголь – не основная причина смертности молодежи
| Подростки и молодежь чаще всего погибают в результате несчастных случаев, связанных со злоупотреблением алкоголя или наркотиков
| Алкоголь – пищевой продукт
| Алкоголь не переваривается в желудке, как пища. Он попадает прямо в кровь, а затем в мозг.
| Алкоголь может «прочистить» мозги
| Алкоголь нарушает нормальную работу головного мозга.
| Больше людей умирает от наркотиков, чем от алкоголя
| По статистике, от злоупотребления алкоголем умирает в несколько раз больше людей, чем от наркотиков.
| Урок № 2. Как добиться того, чтобы ребенок вас понимал?
Цель: дать понятие об эффективном общении, которое предполагает наличие взаимного уважения.
Урок № 3. Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?
Цель: познакомить с правилами повышения самооценки у ребенка.
Урок № 4. Как семейные ценности помогают противостоять давлению?
Цель: через семейные ценности формировать у ребенка здоровые стандарты поведения и в случае, когда на него станут давить, предлагая или даже заставляя курить, пить алкоголь или пробовать наркотики, семейные ценности помогут сохранить контроль за своими поступками и оставаться здоровым.
Урок № 5. Как поведение родителей влияет на ребенка?
Цель: беседа о том, что одним из примеров здорового поведения и положительной ролевой модели для ребенка являются родители, организующие праздники, где алкоголь – не центр события. Демонстрация того, что родители, в зависимости от ситуации, могут или вовсе не пить, или пить умеренно, является хорошим примером. Здоровому развитию детей способствуют постоянство и предсказуемость окружающей среды.
Урок № 6. Что такое «навыки противостояния давлению сверстников»?
Цель: привитие детям навыков противостояния давлению сверстников, т.е. это такие поступки и действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя, наркотиков.
Урок № 7. Помогают ли семейные правила противостоять употреблению табака и алкоголя?
Цель: разговор о том, какие правила устанавливаются в семье и какими могут быть результаты выполнения или не выполнения этих правил. Одним из таких правил является то, что нет и не может быть таких обстоятельств, при которых ребенок должен курить, употреблять алкоголь или пробовать наркотики.
Урок № 8. Можно ли предупредить употребление табака и алкоголя от скуки или просто из любопытства?
Цель: пропаганда среди родителей здорового образа жизни и, как следствие, организация здоровой творческой деятельности ребенка. Для этого возможны, как минимум, два пути. Первый – поддерживать участие ребенка в кружках, спортивных секциях. Другой путь – это совместной деятельности. Опросы детей показали, что они любят, когда родители проводят с ними время, даже если это связано с выполнением работы на дому.
Практическая часть (8часов)
(домашние задания родителям для проведения занятий со своими детьми)
Занятие 1. «Твои новые друзья»
игра «Воздушные шарики» (на большом листе бумаги нарисовать воздушные шары. В одном зеленом фломастером написать то, что приносит пользу здоровью, на другом (черным фломастером) то, что приносит вред. Желательно, чтобы ребенок прокомментировал свой выбор);
анализ фразы «у этого человека черные мысли»;
составление режима дня;
чтение с ребенком «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца.
Занятие 2. «Как ты растешь»
выполнение заданий последовательного характера:
- изменение пульса при изменении нагрузки;
- определение частоты дыхания (при приседаниях или прыжках);
беседа о дополнительных нагрузках на организм при курении;
рисование знака «Курить запрещено».
Занятие 3. «Что ты знаешь о себе»
ведение дневника здоровья, куда заносятся данные ребенка (рост, вес, частота пульса в покое и после нагрузки, частота дыхания в покое и после нагрузки). Замеры производятся в начале и в конце года. Можно заносить и другие интересные сведения: смена молочных зубов, сила сжатия кисти и т.д.;
оценивание детьми своей работоспособности в конкретный день.
Занятие 4. «Твое настроение»
чтение сказки Шарля Перро «Золушка» (ребенок должен увидеть, как меняется настроение главной героини в зависимости от происходящих событий);
заполнение таблицы «Мое настроение в течение недели».
Занятие 5. «Как ты познаешь мир»
чтение сказки В. Гауфа «Маленький Мук» с последующим обсуждением того, как герой познавал незнакомое;
обсуждение пословицы «Не зная броду, не суйся в воду».
В беседе важно подчеркнуть, что есть вещества, которые могут нанести вред организму, их нельзя и нюхать, ни пробовать.
Занятие 6. «Твои чувства»
беседа о том, что ребенок не должен стесняться своих чувств, потому что в жизни любого человека возникают ситуации, когда он испытывает положительные и отрицательные чувства. Важно научиться понимать и контролировать их;
выполнение заданий «Сочный арбуз» и «Пушистый котенок» -упражнения на расслабление, которые помогут ребенку успокаиваться, снимать напряжение, когда это необходимо.
Занятие 7. «Как сказать «нет» и отстоять свое мнение
рассказывание ребенком примеров тех критических ситуаций, в которых ему пришлось или, может быть, придется говорить «нет». Подробное обсуждение того, в какой ситуации и почему необходимо сказать «нет»;
ролевая игра с участием всех членов семьи, где ребенок выступает в роли говорящего «нет» (ему поступает предложение покурить, выпить пиво сначала в виде просьбы, затем в виде давления).
Занятие 8. «Фантастическое путешествие». Итоговое занятие.
Ребенок может придумать путешествие в сою страну, в которой ему хотелось бы жить.
Задача родителей – помочь ребенку вспомнить все, о чем вы ему говорили, что обсуждали, чему учились.
Все это пригодится не только ребенку в жизни, но и родителям в повседневном общении с ним. |