Скачать 59.56 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Себеусадская средняя (полная) общеобразовательная школа» Урок-обобщение по теме"Словосочетание"Провела: Иванова Роза Владимировна, учитель русского языка и литературы I категории Класс: 5 д. Себеусад, 2011г Слайд 1 Урок-обобщение по теме"Словосочетание" в 5-м классеЦели и задачи: 1) Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме “Словосочетание” 2)Совершенствовать умение производить разбор словосочетания. 3) Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся. 4) Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся. 5) Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. 6) Формирование навыков самостоятельной работы. Оборудование:
Ход урокаI. Организационный этап.Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли тетрадь, учебник, ручка, карандаш, всё ли в порядке. Очень хорошо. Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что присутствуют гости.Собираем тетрадиСлайд 2 II. Объявление темы и целей урока.Сегодня на уроке мы с вами, ребята, отправимся в путешествие по стране правил дорожного движения, а заодно проверим свои знания по теме “Словосочетание”, вспомним некоторые орфограммы.Оставляем одну строчку, запишем число, тему урока. Итак, отправляемся в путешествие по стране правил дорожного движения.Слайд 3 III. Путешествие по стране правил дорожного движения.- У многих из вас, ребята, есть велосипеды. Знаете ли вы, с какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам? (разрешается детям не моложе 14 лет). Получается, что многие ребята нарушают правила. Об этом стоит задуматься! - Знаете ли вы, где разрешается входить или выходить из транспорта? (только на остановках). - К сожалению, это часто нарушают водители автобусов, останавливаясь и высаживая пассажиров в неположенном месте. - Итак, ребята, кто же должен знать правила дорожного движения? (взрослые и дети). Слайд 4 Азбука пешехода- Ответы, которые вы дали, записаны в виде предложений.
Задание. Из данных предложений выпишите сочинительные словосочетания. - Но прежде чем выполнить это задание, давайте вспомним Слайд 51. Что называется словосочетанием? Словосочетание - это сочетание главного и зависимого слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. 2. Какие словосочетания называются подчинительными? (Словосочетание, где зависимое слово подчиняется главному, называют подчинительным) 3.Какие словосочетания называются сочинительными? Их можно назвать словосочетаниями? (Нельзя. В них слова равноправны; нет главных и зависимых слов, нельзя задать вопрос от одного слова к другому. Например: машина и трактор). 4. По характеру главного слова словосочетания какими бывают? (именные и глагольные) Дети выполняют задание. (1 ученик работает у доски). Слайд 6 Проверяем. (Ответ: из автобуса и трамвая, по улицам и дорогам, входите и выходите, взрослые и дети) - Ребята, мы с вами преодолели первое препятствие на нашем пути. - А теперь познакомимся с порядком разбора словосочетаний по учебнику. (стр. ) Слайд 7 Перекресток загадок- Следующее препятствие “Перекресток загадок”. Любите ли вы отгадывать загадки? Что нас ждет на этом перекрестке?По очереди выходим к доске, читаем загадки, отгадываем, ответы записываем на доску, составляя подчинительные словосочетания. Выделите в словосочетаниях главные и зависимые слова, поставьте вопрос и составьте схему. Графически обозначьте в словосочетаниях, с помощью чего выражена грамматическая связь, т. е окончания. Слайд 8
Неподвижна, а идет. ( узкая дорога)
На лугу он не пасется, по дорогам он несется. (красивая машина)
4. Запылал у чудища Изумрудный глаз – Значит, можно улицу Перейти сейчас. (светофор на перекрёстке)
- И с этим препятствием, ребята, вы справились успешно! - Устали? Немного отдохнём. Слайд 9 Физкультминутка
- Молодцы! Отдохнули. Теперь снова в путь! Слайд 10 Говорящие знаки - Следующее препятствие под названием “Говорящие знаки”. Вы повсюду встречаете дорожные знаки. А давайте посмотрим некоторые из них. Движение на велосипедах запрещено Запрещается движение всех транспортных средств Движение пешеходов запрещено Выписать 2 именных словосочетания. (движение на велосипедах, движение пешеходов) Очень много дорожных знаков в городах. А какие города нашей республики вы знаете? Слайд 11 (Йошкар-Ола, Звенигово, Козьмодемьянск, Волжск) Задание. Составить по этим фотографиям одно простое предложение, ( На улицах Йошкар-Олы очень много машин ) Выписать словосочетания. ( На улицах Йошкар-Олы, много машин) - Молодцы! Продолжаем наше путешествие через препятствия. - Я думаю, вы, ребята, можете самостоятельно отправляться в путь, вы уже знаете, каких ситуаций не стоит допускать на проезжей части. А помогать вам всегда будет “Памятка”. (Ученикам раздаются памятки). Слайд 12 Памятка для учащихсяУчащиеся, будьте дисциплинированны на улице!
Задание: Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. (Учащиеся самостоятельно это делают). Слайд 13 Проверяем - А теперь прочитаем памятку (чтение памятки вслух учеником). Задание (устно). Над какими орфограммами вы работали? (учащимся надо назвать орфограмму и пример) Слайд 14 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова ( ходите, переходите, переходя - ход; посмотрите - смотр; перебегайте - бег) 2. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (дорога) 3. НЕ с глаголом (не перебегайте) 4. Проверяемые согласные в корне слова (близко – близок) Слайд 15 Тест- И последнее препятствие на нашем пути – это тест, контроль знаний, (раздаются тесты учащимся). Тест по теме “Синтаксис. Словосочетание”.
Я нашел и собрал на поляне корзину крепких грибов.
По завершению работы учащиеся сдают тест учителю, если успеем, проверим по слайду. V. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме «Словосочетание». Повторить параграф IV. Итог урока.- Вот такое сегодня получилось необычное путешествие по стране Правил дорожного движения. Препятствия вы успешно преодолели и помогли вам в этом ваши знания, полученные на уроках. Учитель говорит оценки. Спасибо за урок. |