Скачать 48.52 Kb.
|
Тезисы одиннадцатой региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественно-математического образования» 6 ноября 2008 г. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ И ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА Тюфякина Е. А. МОУ гимназии №1 г.Лебедяни Двадцать семь лет прошло с момента, когда олимпиадное движение в нашей стране стало активным. Сейчас, когда оно добилось популярности, необходимо обменяться мнениями по поводу его состояния, поговорить о целесообразности методик его поддержки, обозначить проблемы и наметить пути их решения. Традиционная структура олимпиады слагается из четырех этапов: школьный – районный – областной – зональный (российский). Достижения учащихся на каждом из этих уровней считается одним из показателей математической подготовленности ученика. Многие вузы и заочные подготовительные школы устанавливают льготы для победителей и призеров олимпиад различного уровня. Некоторые вузы проводят свои математические олимпиады для будущих абитуриентов. «Олимпиадные задачи» /по А.В.Фаркову/ - задачи, при решении которых применяются специальные методы, как правило, не используемые на школьных уроках. Я считаю, что сюда же можно отнести задачи нестандартно сформулированные, база для которых получена на уроках. В последние годы выпускники школ все больше знакомятся с нестандартными методами и приемами решения за рамками школьной программы (например, через элективные курсы, подготовительные курсы), т.к. это необходимо для более успешной сдачи ЕГЭ и поступления в институт. Но опять, полноценная подготовка к олимпиаде не получается. Как быть с такими темами как «Стратегии», «Графы», «Сравнение по модулю» и многими другими? Согласитесь, что даже очень способный ученик должен иметь опыт в нахождении выигрышной стратегии, в результате которого вырабатывается и методика решения таких задач. Тогда можно расти от олимпиады к олимпиаде! Нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что «действительно ценные знания составляются из того, чем человек умеет пользоваться. Поэтому школьный учитель ищет возможность научить детей пользоваться полезными приемами и методами, а не только прорешивать выборочно задания из олимпиадных сборников, порой, не систематизируя их. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Конечно, сюжетные логические задачи (например, нахождение соответствия между множествами) могут быть решены способными учениками перебором вариантов. Но подготовленный ученик может использовать таблицы и рисунки, что значительно ускорит процесс решения. Многие годы, готовя детей к олимпиаде, я с ними решала варианты предыдущих лет. В прошлом нелегко было купить необходимую литературу, и я радовалась накопленным материалам и любимым книгам Перельмана, считая их настоящим богатством. Затем я стала анализировать задания, пытаясь систематизировать их по методам решения, потом родилось примерное планирование материала для подготовки к олимпиаде.
Каждый год темы могут повторяться, но уровень их изучения повышается (спиральная лестница). Возможности подготовки к олимпиаде в районной школе /среднее звено/ могут быть реализованы через следующие формы организации учебного процесса:
Например, изучив в 7 классе системы уравнений, уже в устную работу на уроке можно включить для сильной группы такие задания как (примеры): сформулировать условие, при котором система а) не имеет решений, б) имеет множество решений, в) имеет одно решение. Постепенно условие визуально усложняется добавлением параметров. На этом этапе совсем не нужно рассказывать об определителях первого порядка. Достаточно понимать взаимное расположение прямых на плоскости и основное свойство пропорции. После изучения темы «Решение квадратных уравнений» дети смогут выполнить эти задания. Ведь каждое из них сначала представляется ученикам неприступной крепостью. Они, действительно, не знают как к ней «приступить», с чего начать. Обычно, я сообщаю детям, из какого текста (олимпиады, ЕГЭ, вступительного экзамена в вуз) предлагаю задание. После составления модели решения самооценка учащихся резко возрастает. На данном этапе с точки зрения подготовки к олимпиаде это хорошо, т.к. помогает на первых порах преодолеть интеллектуальную робость. Возвращаясь к изучению этой темы через год или два можно уже оперировать понятиями «главный определитель», «частные определители», познакомить с методом решения систем линейных уравнений методами Крамора и Гаусса. Сельские и городские школы, несомненно, находятся в разных условиях. Они, как правило, имеют по одному класс-комплекту и не располагают возможностью разделить учащихся, исходя из их интересов. Что касается заданий, я считаю допустимым, чтобы школьная планка задач отличалась от районной, при этом стремясь к ней. Это необходимо для того, чтобы сельские школьники могли тоже стать участниками интеллектуального праздника, ибо на школьном уровне, практически, не должно быть нулевых результатов. У ребенка должно родиться желание тренировать мышление, находчивость и изобретательность дальше. А, начиная с районного уровня, олимпиада приобретает уже значение «соревнования», «состязания» и здесь, наверное, не уместно со стороны нас, педагогов сельских районов, говорить о том, что задания должны быть доступнее. Мы сами должны больше уделять внимания олимпиадным задачам в самообразовании и учить детей. Что еще в наших силах сделать для более эффективной подготовки детей к олимпиадам? В области уже несколько лет проводятся подготовительные занятия с победителями районных олимпиад. Это приносит большую пользу. Те методы решения, которые прошли, закрепляются на новом витке. Непонятное - дает толчок к разбору лекции и поиску новых методов. Возможно, в районе тоже имеет смысл пройти подготовку будущим участникам. При этом просто необходимо готовиться на местах. Для занятий в районе, ровно, как и в области, должен быть фундамент! Очень бы хотелось, чтобы нашлась возможность с победителями районных олимпиад позаниматься в области подольше. Цель такого проекта:
|