Скачать 2.89 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (из опыта работы по апробации ФГОС образовательных учреждений Ставропольского края) Ставрополь 2010 УДК 371. 32 1.2. ББК 74.202 П76 Печатается по решению учёного совета Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования от 23. 06. 2010г № 5 Авторы-составители: Н.Б. Погребова, кандидат педагогических наук, ректор СКИПКРО; О.Н. Хижнякова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования СКИПКРО; Н.М. Малыгина, старший преподаватель кафедры начального образования СКИКПРО. Научный редактор: Н.Б. Погребова, кандидат педагогических наук, ректор СКИПКРО. Рецензенты: А. Ф. Золотухина, кандидат исторических наук, министр образования Ставропольского края; Н.Б. Ромаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования СГПИ; Примерные программы внеурочной деятельности для начальной школы (из опыта работы по апробации ФГОС образовательных учреждений Ставропольского края)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н.Хижнякова, Н.М. Малыгина; науч. Ред. Н.Б. Погребова; рец.: Ф.Ф. Золотухина, Н.Б. Ромаева. - Ставрополь: СКИПКРО, 2010 - 159 с. - (Библиотека «Теория и практика повышения квалификации педагога»). В сборнике представлены программы внеурочной деятельности для начальной школы по направлениям, определённым федеральным государственным образовательным стандартом. СОДЕРЖАНИЕ Введение ...............................................................................................................5 1 Спортивно оздоровительное направление Программа курса «Планета здорвья» ................................................................8 Программа курса «Подвижные игры» .............................................................33 2. Общекультурное направление Программа курса «Искусство сцены» ..............................................................45 Программа курса «Чудеса аппликации» ..........................................................62 Программа курса «Школа красоты и грации «Жемчужина» ........................89 3. Общеинтеллектуальное направление Программа курса «Введение в мир профессий» .............................................92 Программа курса «Компьютерное Лего-конструирование» .........................99 Программа курса «Наглядная геометрия» .....................................................103 Программа курса «Край, в котором я живу» ..................................................109 4. Военно-патриотическое направление Программа курса «Юный патриот» ................................................................ 118 Программа курса «Истоки возрождения» ...................................................... 127 Духовно-нравственное направление Программа курса «Патриотическое воспитание» ..........................................144 5. Социальное направление Программа курса «Общественно-полезный труд» ........................................153 6. Проектная деятельность Программа курса «Закулисье» .........................................................................167 Введение Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Для осуществления в школе доступны такие виды внеучебной деятельности как игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное и социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность. Данные виды находят свое отражение в направлениях внеучебной деятельности. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Определяя соотношение видов и направлений внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении, необходимо учитывать ряд позиций. Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности. В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях и могут быть отражены в вышеперечисленных направлениях. Таким образом, в методических рекомендациях, предложенных Российской академией образования, обозначенные выше направления внеучебной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработка и реализация конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывается на выделенных выше видах внеучебной деятельности. Определяя условия успешности в организации внеучебной деятельности школьников, ученые Российской академии образования считают принципиально важным выделение результатов и эффектов этой деятельности. Под результатом внеучебной деятельности понимается то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект же определяется как последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. При этом, образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашви-ли), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком. Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, тендерной и др. При этом, согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям вне-учебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В данном сборнике представлены программы по основным направлениям внеучебной деятельности учащихся начальной школы, разработанные учителями-практиками в рамках апробации проекта Базисного учебного (образовательного) плана, предложенного разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта (начальная школа) нового поколения. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Программа курса «Планета здоровья» Составитель: Козырева С.Н педагог дополнительного образования МОУСОШ№14 имени Ф.Г, Буклова с. Курсавки Пояснительная записка Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: - стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; - провалы в существующей системе физического воспитания; - интенсификация учебного процесса; - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья». Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Задачи: - сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; - научить использовать полученные знания в повседневной жизни; - добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Данная программа строится на принципах: - Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников. - Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. - Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса. При этом необходимо выделить практическую направленность курса Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. - Обеспечение мотивации Быть здоровым - значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. Занятия носят научно-образовательны и характер. Основные виды деятельности учащихся: - навыки дискуссионного общения; - психогимнастика; - игра. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 3 года. Количество учащихся составляет 15 человек. Режим проведения занятий: 1-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц). 2-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц). 3-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц). Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности: — чтение стихов, сказок, рассказов; - постановка драматических сценок, спектаклей; - прослушивание песен и стихов; - разучивание и исполнение песен; - организация подвижных игр; - выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения; - осуществление точечного профилактического массажа. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества». |