Скачать 79.41 Kb.
|
Методические рекомендации по проведению «Урока безопасности» в общеобразовательных учреждениях муниципальных районов и городских округов Вологодской области. РЕКОМЕНДАЦИИ по обучению детей навыкам дорожной безопасности в типичных ситуациях. Анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с детьми свидетельствует об ошибках, совершаемых участниками движения в определенных ситуациях в специфичной транспортной среде. Более 90% ДТП происходит в одних и тех же повторяющихся ситуациях - всего их можно выделить около 30 - в результате типичных ситуационных ошибок водителей и пешеходов, их неумения прогнозировать и распознавать дорожные «ловушки». К числу основных ситуационных причин ДТП можно отнести следующие: - неумение предвидеть скрытую опасность при ограниченном обзоре (стоящие и движущиеся автомобили, заборы, кусты, здания, группы людей); - неумение оценить опасность в результате отвлечения внимания на другие объекты (друзья, родные, киоски, транспорт на остановке); - неумение оценить опасность из-за понижения внимания (в условиях редкого движения транспорта возникает привычка не смотреть на дорогу); - неумение родителей надежно держать ребенка за руку в условиях дорожного движения, отвлечение родителей; - неумение водителей предвидеть ошибки детей в дорожном движении и компенсировать их своими действиями. Неправильное поведение детей, допускаемые ими ситуационные ошибки при включении в дорожное движение носят массовый характер. Для радикального снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма необходимо изменить поведение детей на дорогах, выработать у них устойчивые навыки безопасного поведения в дорожных ситуациях. С целью обеспечения усвоения детьми минимума ситуационных знаний, прежде всего об условиях скрытой опасности, предлагается проработать с учащимися 20 вопросов и ответов, отражающих основные ситуационные ошибки. Эту работу могут провести в каждом классе учителя, родители, старшеклассники. Рекомендуется проводить обучение детей в форме «дискуссии». Можно использовать также и примеры конкретных ДТП с детьми. РЕКОМЕНДАЦИИ по обучению детей навыкам поведения во время террористических актов Масштабы терроризма опровергают представления о нем как эпизодическом и далеком явлении. Терроризм превратился в социально-политическое явление. С силу большой социальной значимости ребенка в жизни семьи и общества часто именно дети становятся жертвами террора и насилия, объектом шантажа. На уроке необходимо рассказать о реальности угрозы и записать в тетради «Виды террористической опасности»: - взрывы и поджоги; - захват заложников; - применение биохимических средств. Затем дать определения этих понятий и практические советы по видам опасности. Взрывы и поджоги террористы организуют в транспортных средствах, в общественных и жилых зданиях и других местах скопления большого количества людей. Для этого закладываются взрывные устройства, самовоспламеняющиеся и взрывоопасные предметы, используется бытовой газ, самоподрыв смертников-террористов. Помните, внешний вид предмета скрывает его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки, кошельки, банки из-под напитков и т.п. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с взрывными устройствами или подозрительными предметами (особенно в транспорте) – это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям. Захват заложников производится в самолетах, автобусах, детских учреждениях, больницах с целью оказать на власть максимальное давление и принудить ее выполнить все требования под угрозой смерти заложников. Если вы оказались заложником, не паникуйте, не теряйте самообладание, успокаивайте окружающих, но не унижайтесь и не заискивайте перед террористами, не провоцируйте их на агрессию, выполняйте их требования и предоставьте возможность специалистам выполнить свою работу по вашему спасению. В начале штурма не бегите навстречу освободителям или от них. Необходимо лечь на пол и закрыть голову руками, спрятаться или прикрыться мебелью, книгами, прочными предметами и ждать. Применение биохимических средств характерно для закрытых помещений (метро, кинозалов, дискотек, театров и т.п.), а также для рассылки по почте (ядов или вирусов). Способы защиты те же, что и при авариях на химически опасных объектах, а также при использовании биологического оружия. Как себя вести во время теракта?
Заметив вещь без хозяина, обратись к работнику полиции или другому должностному лицу, свяжись с машинистом метро, водителем автобуса, троллейбуса, маршрутки, трамвая. Не прикасайся к находке, отойди от нее как можно дальше. Обращай внимание на людей, ведущих себя подозрительно. 2. Стрельба в помещении: - падай на пол, прикрой голову руками; - постарайся спрятаться за крепкими предметами ( опрокинь стол и прикройся за его столешницей). 3. Взрыв на улице: - услышав разрыв, нужно упасть на землю, прикрыв голову руками; - если рядом есть пострадавшие, окажи им первую помощь, остановить кровотечение можно, перетянув ремнем или чем-то другим, похожим на жгут, конечно выше места ранения. Не старайся поднимать раненого, если видно, что у него повреждены части тела; - если есть мобильный телефон – вызови спасателей и позвони своим близким, чтобы не волновались. 4. Ты оказался заложником: - не старайся заговорить с террористом, не выясняй, кто он такой и зачем взял заложников. Вообще не делай ничего, что могло бы обострить ситуацию; - если есть возможность – не привлекай внимания, свяжись по мобильному телефону с близкими: скажи, что ты попал в беду, и четко объясни, где находишься. 5. Перепуганная толпа: - ни в коем случае не иди против толпы; - брось от себя сумку, зонтик и т.д. Если у тебя что-то упало, ни в коем случае не пытайся поднять. Защити диафрагму груди сцепленными в замок руками, сложив их на груди. Упруго сложи руки в локтях и прижми их к корпусу тела; - главная задача в толпе – не упасть. Но если ты все же упал, следует защитить голову руками и немедленно встать, что бывает сделать очень трудно. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся – тебя будут сбивать. Поэтому одной ногой (полной подошвой ) надо упереться в землю и резко встать, используя движение толпы. 6. Взрыв в помещении: - старайся укрыться в том месте, где стены помещения могут быть более надежны; - не прячься вблизи окон или других стеклянных предметов – осколками тебя могут поранить. 7. В помещении начался пожар: - если пламя бушует за дверью, а ты оказался в помещении, расположенном на высоком этаже, не разбивай резко стекло – приток воздуха может «втянуть» огонь в комнату; - если огонь за дверью – постарайся заткнуть щели, чтобы дым не просочился в комнату; - если повалил дым, возьми тряпку ( если ее нет под руками – нужно оторвать кусок одежды), смочи ее и дыши через тряпку. Если воды нет – тряпку можно смочить мочой; - если есть возможность выбраться из задымленного помещения, двигайтесь на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма. РЕКОМЕНДАЦИИ по обучению детей правилам пожарной безопасности 1.Сформировать у детей чувство повышенной опасности огня. 2. Убедить детей в необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого необходимо знать: - причины возникновения пожаров; - основные правила пожарной безопасности. 3. Научить детей грамотно и безопасно вести себя в случае пожара. Роль огня в истории развития человечества переоценить невозможно. Овладение огнем, процессами горения создало человеческую цивилизацию. Однако диалектика развития человечества такова, что во многих случаях и по различным причинам огонь выходил и выходит из-под контроля человека, становится неуправляемым и превращается в грозного врага - пожар, который приносит людям огромные потери и несчастья. Общее количество пожаров на нашей планете достигло 6,5 миллионов в год - каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Сегодня годовой ущерб от пожаров исчисляется миллиардами, его жертвы - десятками тысяч. В России пожары стали национальным бедствием. Несмотря на принимаемые пожарной охраной меры, ежегодно на объектах и жилом секторе нашей страны происходит около 246000 пожаров, с прямым материальным ущербом в 2 миллиарда рублей. Кроме этого, ущерб, причиненный десятками тысяч пожаров российским лесам, оценивается в 3,5 миллиарда рублей, нанесен невосполнимый ущерб флоре и фауне, экологии окружающей среды. На пожарах ежегодно гибнут около 16298 человек и получают травмы и увечья 14034 человека. Относительные показатели гибели людей на пожарах в России самые высокие в мире. На каждые 100 тыс. россиян приходится 10,2 погибших в огне, в США и Польше - 1,4; Великобритании - 1,2; Швеции - 0,8; Германии и Австрии - 0,7. Пожары происходят на предприятиях и в больницах, отелях и универмагах, жилых домах и ресторанах, горят поезда, корабли, самолеты... Огонь не щадит музеи и библиотеки, храмы и памятники культуры, театры и дворцы. «Существенный вклад» в общероссийскую копилку пожаров вносит и детская шалость с огнем. Почти все маленькие дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность; их неудержимо манит к этому чуду природы. В возрасте от 3 до 5 лет дети в своих играх часто повторяют взрослых, имитируя их действия, труд. Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без надзора. Это опасно, особенно, если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу. Не редки случаи, когда шалость переходит в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие «самолетики», поджигают почтовые ящики, обшивки дверей квартир, бросают в подъезды домов зажженные дымовые шашки, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения. Мы говорили о шалостях с огнем, но в реальной жизни детям очень часто приходится пользоваться огнем и бытовыми приборами, чтобы обслужить себя в отсутствие родителей. Неумелое пользование ими тоже приводит к пожарам, и примеров этому множество. Из-за детской шалости происходит свыше 80% всех пожаров. Остальную часть составляют пожары от умышленных поджогов, грозовых разрядов, самовозгорания различных веществ и материалов, неисправностей технологического оборудования и др. Основные правила поведения при пожаре
Воронин В.Н 75-20-30 |