Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Программа рассмотрена на заседании М/О учителей начальных классов Протокол № ____ « »_________201_г.
| Согласовано:
заместитель директора по УР /_______/ Т.Н. Григорович « »_________201_г.
| Утверждено:
директор /_______/Г.Н.Ермолюк
| Согласовано/
утверждено
на заседании педсовета
Протокол №___ « »______201_г.
|
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно –бытовой труд» для учащихся со сложной структурой дефекта четвёртого года обучения»Учитель: Мишина Любовь Николаевна
высшая квалификационная категория
2013-2014 учебный год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………….. 3
Тематическое планирование……………………………………. 5
Формы оценивания………………………………………………. 8
Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса … 8
Пояснительная запискаРабота по хозяйственно бытовому труду как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей- имбецилов, готовит их к самостоятельности в быту. Следует отметить, что эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности.
На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определенных действий. Например, готовое блюдо из овощей, они вначале моют, потом их чистят. Это важно также для формирования речи детей, у которых словарный запас настолько беден, что они не знают названий окружающих их предметов. Большое значение имеет применение на уроках домоводства простейших счетно-измерительных навыков.
В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.
Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиене. В первые три года обучения детей у учебном плане предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Однако успех овладения этими навыками детьми может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в повседневную жизнь.
На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию. Для этого урок должен быть оборудован необходимыми пособиями (полотна для обучения шнурованию, застегиванию пуговиц).
Основная воспитательная задача по данному разделу работы -прививать детям навыки самостоятельности
Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые у них. Особенно рекомендуется в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников - умения ухаживать за младшими.
Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жилище, одежда, обувь, питание.
Содержание
Навыки связанные с гигиеной тела.
Повторить и закрепить пройденное о частях тела и предметах санитарии и гигиены.
Уметь самостоятельно, без помощи взрослых, выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета.
2. Уход за своей одеждой.Повторение и закрепление пройденного в младших классах.
Развешивание одежды на вешалки, раскладывание на спинки стула и складывание перед сном.
Чистка щеткой платья, пальто, головного убора.
3.Виды обуви. Повторение и закрепление пройденного в младших классах.
Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытье резиновой обуви.
Продолжить обучение шнуровке ботинок и завязыванию и развязыванию шнурка.
4.
Навыки владения иглой и наперстком. Правила техники безопасности при работе с ручной иглой.
Сведения об иглах.
Гигиенические правила владения нити. Завязывание узелка.
Понятие о простых швах.
Шитье по проколам.
Практическая работа:Вдевание нити в иглу, завязывание узелка, тренировочные упражнения по выполнению простых ручных швов на изделиях.
Уход за жилищем
Закрепление всех навыков, полученных в младших классах при уборке классного помещения.
Наш дом
Название мебели и её назначение .
Гигиенические правила уборки класса.
Уборка и заправка своей постели.
Назначение каждого предмета постельного белья.
Уборка и соблюдение порядка на письменном столе (размещение книг и др. письменных принадлежностей по своим местам , вытирание пыли и соблюдение порядка).
Дежурство по классу
(Подготовка для доски мела , влажной тряпки, удаление пыли со стульев, подоконников).
Практическая работаПроведение ежедневной и еженедельной влажной уборки класса.
Уход за комнатными растениями.
Предметы для аподметания пола (веник, щётка, совок).
5. Приготовление пищи.Знакомство с кухней и кухонной посудой.
Соблюдение чистоты и порядка.
Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правила пользования ими.
Техника безопасности при приготовлении пищи.
Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин.
Кто и где готовит пищу (в школе, дома) .
Умение пользоваться столовыми приборами.
Практическая работаСервировка стола в школьной столовой.
Экскурсия в хлебный и овощной магазины, покупка продуктов.
Программа рассчитана на 68часов, по 2 ч в неделю.
Тематическое планирование I
четверть
| II
четверть
| III
четверть
| IV
четверть
| Всего за год
|
8
| 8
| 10
| 8
| 34 недели
|
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Из них
| Дата
|
практические
работы
| экскурсии
|
|
1
| Времена года: осень в природе
| 2
| 1
|
|
|
2
| «Огород (плодовый сад): ягоды (смородина, крыжовник)»
| 2
|
|
|
|
3
| «Огород (плодовый сад): деревья (клён)»
| 2
|
| 1
|
|
4
| «Осенний сад»
| 2
| 1
|
|
|
5
| «Огород (плодовый сад): растения (деревья, кусты, травы)2
| 2
|
| 1
|
|
6
| «Моя семья
| 2
|
|
|
|
7
| «Правила поведения на улице или улицах»
| 2
| 2
|
|
|
8
| «Режим дня»
| 2
| 1
| 1
|
|
9
| «Комнатные растения (алоэ)»
| 2
| 1
|
|
|
10
| «Правила поведения в школе»
| 2
| 2
|
|
|
11
| «Строительство в нашем селе»
| 2
| 1
|
|
|
12
| «Правила поведения в гостях и дома»
| 2
|
|
|
|
13
| «Транспорт села. Правила поведения в транспорте»
| 2
| 1
| 1
|
|
14
| «Времена года: зима»
| 2
| 1
|
|
|
15
| «Зимой в селе»
| 2
|
| 1
|
|
16
| «Скоро Новый год»
| 2
| 1
| 1
|
|
17
| «Забота и здоровье детей и взрослых»
| 2
| 1
|
|
|
18
| «Магазины в нашем селе»
| 2
| 1
|
|
|
19
| «село Михайловское»
| 2
| 1
| 1
|
|
20
| «Труди отдых в семье»
| 2
| 1
|
|
|
21
| «Домашние животные (свинья)»
| 2
| 1
|
|
|
22
| «День защитника отечества (23 февраля)»
| 2
| 2
|
|
|
23
| «Труд людей на почте»
| 2
| 1
|
|
|
24
| «Международный женский день (8 марта)»
| 2
| 1
|
|
|
25
| «Времена года: весна»
| 2
|
|
|
|
26
| «Школьная библиотека»
| 2
| 1
|
|
|
27
| «Весенние работы в селе (практическая работа: посев семян свёклы)»
| 2
|
|
|
|
28
| «Птицы»
| 2
| 2
|
|
|
29
| «Праздник весны и труда (1 мая)»
| 2
| 1
|
|
|
30
| «День победы (9 мая)»
| 2
|
|
|
|
31
| «Цветы (роза, георгина)»
| 2
|
|
|
|
32
| «Дикие животные (волк, медведь)»
| 2
| 1
|
|
|
33
| «Птицы (скворец)»
| 2
|
| 1
|
|
34
| «Времена года: лето»
| 2
|
| 2
|
|
| Итого
| 68ч.
|
|
|
|
Способы и формы оценки образовательных результатовСистематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроке.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процессаОсновная литература1. Программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII для детей со сложной структурой дефекта: - М.: «Просвещение», 2010.
Дополнительная литература1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под редакцией И.М. Бгажнаковой,Владос,2007г.
2. А.Р. Маллер., Г.В. Цикото Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.М.,2003г.
3.Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для общим недоразвитием речи ( с 4-7 лет), 2007 г.