Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Программа рассмотрена на заседании М/О учителей начальных классов Протокол № ____ « »_________201_г.
| Согласовано:
заместитель директора по УР /_______/ Т.Н. Григорович « »_________201_г.
| Утверждено:
директор /_______/Г.Н.Ермолюк
| Согласовано/
утверждено
на заседании педсовета
Протокол №___ « »______201_г.
|
Рабочая программа по учебному предмету «Счет» для учащихся со сложной структурой дефекта
четвёртого года обучения»
Учитель: Мишина Любовь Николаевна
высшая квалификационная категория 2013-2014 учебный год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………….. 3
Тематическое планирование……………………………………. 6
Формы оценивания………………………………………………. 6
Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса … 9
Пояснительная записка
У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У глубоко отсталых детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Дети-имбецилы с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них недоступен.
В процессе обучения детей-имбецилов счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение счету детей-олигофренов в степени имбецильности организуется на практической, наглядной основе. Уроки счета необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Обучение счету глубоко отсталых учащихся начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи - развитие у глубоко отсталых учащихся интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети-имбецилы должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работами в этот период в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактические игры.
На уроках элементарного счета дети-имбецилы считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, учащиеся знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесносвязаны с другими учебными дисциплинами: русским языком, предметно-практической деятельностью, рисованием и особенно с занятиями по ручному и производительному труду. В начале учебного года учитель проводит повторение того, что было изучено
в предыдущие годы обучения.
В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентации на единый сюжет. Кроме этого, занятия по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены:
на уточнение уровня сформированности у учащихся элементарных математических представлений, изученных на первом и втором году обучения (на пропедевтическом этапе обучения);
определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся, что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения;
формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам с математическим содержанием;
закрепление умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с функциональным их назначением (совместно с взрослым, по подражанию действиям взрослого, опираясь на образец действий, которые дает взрослый, по словесной инструкции педагога);
развитие интереса к действиям с педагогом и с детьми по ходу занятия по развитию элементарных математических представлений;
развитие и закрепление у детей элементарных социально-бытовых навыков, в которых используются элементарные математические представления.
Содержание
Повторение пройденного материала третьего года обучения.
Образование и запись чисел первого десятка.
Счет в пределах 10. Написание цифр.
Сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров, работа со счетами, счетным материалом. Замена 10 единиц на 1 десяток.
Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием.
Счет по 2 и по 5.
Меры стоимости – 10 коп. Размен монеты в 10 коп.
Геометрический материал: квадрат; прямая линия, проходящая через две точки.
Построение квадрата по точкам с применением линейки. Обведение по клеткам различных геометрических фигур. Предполагаемые результаты обучения (для учителя)
— наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
осуществлять действия с множествами на до числовом и элементарном числовом уровне в пределах трех (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);
выделять от одного до восьми предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
узнавать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
писать цифры 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9, 10 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;
называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;
пользоваться линейкой: проводить прямую линию через одну точку;
осуществлять выбор геометрических фигур (круг, треугольник), квадрат, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, осень, зима, весна) и части суток (день, ночь).
Программа рассчитана на 136 часов, по 4 ч в неделю.
Основные виды организации учебного процесса:
-урок;
- частично самостоятельная работа (сильная подгруппа);
-практическая работа;
-индивидуальная форма работы (индивидуальная группа: Ткаченко П., Александров И.);
-групповая форма работы. Основные методы организации учебного процесса:
-репродуктивный;
-словесные;
-наглядные;
-объяснительно- иллюстративный;
-продуктивный;
-частично-поисковый (сильная группа);
-метод контроля и самоконтроля;
-практические. При изучении тем курса используются:
-учебники для первого класса;
-наглядные пособия (числовой ряд, линейка, предметные картинки и т.д.);
-дидактический материал;
-коррекционные задания и упражнения;
-задачи – драматизации, задачи-иллюстрации
Тематическое планирование
I
четверть
| II
четверть
| III
четверть
| IV
четверть
| Всего за год
| 8
| 8
| 10
| 8
| 34 недели
|
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Из них
| Дата
| практические
работы
| экскурсии
|
| 1
| Времена года: осень в природе
| 4
| 3
|
|
| 2
| «Огород (плодовый сад): ягоды (смородина, крыжовник)»
| 4
| 3
|
|
| 3
| «Огород (плодовый сад): деревья (клён)»
| 4
| 3
|
|
| 4
| «Осенний сад»
| 4
| 2
|
|
| 5
| «Огород (плодовый сад): растения (деревья, кусты, травы)»
| 4
| 3
|
|
| 6
| «Моя семья»
| 4
| 3
|
|
| 7
| «Правила поведения на улице или улицах»
| 4
| 3
|
|
| 8
| «Режим дня»
| 4
|
|
|
| 9
| «Комнатные растения (алоэ)»
| 4
| 3
|
|
| 10
| «Правила поведения в школе»
| 4
| 4
|
|
| 11
| «Строительство в нашем селе»
| 4
| 1
|
|
| 12
| «Правила поведения в гостях и дома» | 4
| 4
|
|
| 13
| «Транспорт села. Правила поведения в транспорте»
| 4
| 1
|
|
| 14
| «Времена года: зима»
| 4
| 3
|
|
| 15
| «Зимой в селе»
| 4
| 4
|
|
| 16
| «Скоро Новый год»
| 4
| 3
|
|
| 17
| «Забота и здоровье детей и взрослых»
| 4
| 2
|
|
| 18
| «Магазины в нашем селе»
| 4
| 2
|
|
| 19
| «село Михайловское»
| 4
| 3
|
|
| 20
| «Труди отдых в семье»
| 4
| 4
|
|
| 21
| «Домашние животные (свинья)»
| 4
| 4
|
|
| 22
| «День защитника отечества (23 февраля)»
| 4
| 4
|
|
| 23
| «Труд людей на почте»
| 4
| 4
|
|
| 24
| «Международный женский день (8 марта)» | 4
| 4
|
|
| 25
| «Времена года: весна»
| 4
| 4
|
|
| 26
| «Школьная библиотека»
| 4
| 4
|
|
| 27
| «Весенние работы в селе (практическая работа: посев семян свёклы)»
| 4
| 3
|
|
| 28
| «Птицы»
| 4
| 1
|
|
| 29
| «Праздник весны и труда (1 мая)» | 4
| 4
|
|
| 30
| «День победы (9 мая)» | 4
| 4
|
|
| 31
| «Цветы (роза, георгина)» | 4
| 4
|
|
| 32
| «Дикие животные (волк, медведь)» | 4
| 4
|
|
| 33
| «Птицы (скворец)» | 4
| 4
|
|
| 34
35
| «Времена года:лето» | 8
| 8
|
|
|
| Итого | 140ч
|
|
|
|
Способы и формы оценки образовательных результатов
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на занятиях счёта. Знания и умения учащихся по счёту оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса
Основная литература 1.Математика 1 класс.Хилько А.А.: : - М.: «Просвещение», 1989.
2. Программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII для детей со сложной структурой дефекта: - М.: «Просвещение», 2010. Дополнительная литература 1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под редакцией И.М. Бгажнаковой,Владос,2007г.
2. А.Р. Маллер., Г.В. Цикото Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.М.,2003г.
3.Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для общим недоразвитием речи (с 4-7 лет), 2007 г. |