Скачать 70.32 Kb.
|
«Жизнь растений в весенний период» Цель: развивать у учащихся знания о взаимосвязях растительных организмов с условиями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны: цветением древесных, кустарниковых растений и эфемеров, прорастанием семян древесных растений, появлением раннецветущих травянистых растений. Воспитывать бережное отношение к природе, убедить учащихся бережно относиться к весенним эфемероидам. План проведения экскурсии. 1 Правила безопасности и поведения в природе. Как сохранить красоту того уголка, где вы отдыхали? Как правильно обращаться с огнём? Какие правила поведения в природе надо соблюдать (смотри листок для справок)? 2 Признаки весны (сокодвижение, набухание почек, цветение раннецветущих растений и древесных растений, опыляемых ветром) 3 Какие биоценозы вы знаете? Одинаково ли пробуждаются растения в разных биоценозах? Причины различных фаз развития растений? Назовите охраняемые растения ЕАО? 4 Особенности развития растений в соответствии с погодными условиями (солнце светит ярче, день длиннее, температура повышается) Когда наступает весна? Календарная весна с 01.03; Астрономическая весна с 21.03 (день весеннего равноденствия); Биологическая – сокодвижение у клёна остролистного (24.03), а затем у березы плостколистной). Выполнение работы: 1. Найдите раннецветущие травянистые растения (не собирать в букет и не срывать) и опишите их:
Ответить на вопросы: Почему первоцветы торопятся цвести (светолюбивы, цветут до появления листьев на деревьях и кустарниках – опыление ветром, раннее цветение связано с условиями среды)? 2. В течение 3-5 минут понаблюдайте за цветками раннецветущих растений, проследите за посещением их насекомыми и выясните, как происходит опыление. Ответьте на вопросы: Какой вид опыление для них характерен? Чем обусловлена окраска венчика? Имеются ли у цветков нектарники? Возможно ли у них самоопыление? Как размножаются эти растения, если насекомых опылителей недостаточно? Для справок Опыление насекомыми – венчик заметный для насекомых: яркая окраска венчика и тычинок, аромат, скопление отдельных растений одного вида в группы. Описание растений: Прострел – цветки колокольчатые, околоцветник широко раскрытый, ярко-жёлтые тычинки делают цветок более заметным, нектара нет, опыление перекрёстное, пестики созревают раньше тычинок. Ветреница – окраска венчика белая, много пыльцы для поедания насекомыми, у ветрениц возможно самоопыление. Хохлатка – венчик светло-лиловый, имеет шпорец с нектаром, опыляется пчёлами, самоопыление невозможно пыльца созревает раньше рылец, стерильность к своей пыльце. 2.Наблюдение за цветением деревьев и кустарников: 1 Найдите цветущие деревья (3) и кустарники (2), рассмотрите особенности цветков и определите способ опыления, занесите данные в таблицу.
Ответьте на вопросы: 1 Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений? 2 Большинство деревьев и кустарник лещина цветут до распускания листьев. Какой способ опыления у этих растений? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствения? 3 Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление. 4 Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – серёжка, метёлка, кисть, а не в соцветия – колос, корзинка)? 5 Когда деревья цветут, кустарники (кроме лещина) находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление? Вывод: цветение растений ранней весной возможно при наличии запаса питательных веществ. Запас питательных веществ находится в клубнях, корневищах и корнях, у деревянистых растений питательные вещества находятся в сердцевине. Большинство деревьев цветет до распускание листьев и опыляется ветром. Цветки древесных растений собраны в соцветия – сережки, метёлка, кисть. Они не имеет венчика, ыльца перелетает свободно с цветка на цветок. Кустарники цветут позже и опыляются насекомыми, кроме лещины. Лещина ветроопыляемое растение, тычиночные цветки собраны в соцветие сережку, пестичные находятся в почках, из которых наружу высовывается красное рыльце. Экскурсия «Жизнь растений в весенний период» (задание для учащихся) Цель: ознакомление с изменениями в растительном мире, связанными с изменениями условий окружающей среды, с красотой пробуждающейся природы, с охраняемыми растениями. Выполнение работы: 1. Найдите раннецветущие травянистые растения (не собирать в букет и не срывать) и опишите их:
Ответьте на вопросы: Почему первоцветы торопятся цвести? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. В течение 3-5 минут понаблюдайте за цветками раннецветущих растений, проследите за посещением их насекомыми и выясните, как происходит опыление. Ответьте на вопросы: Какой вид опыление для них характерен? __________________________________________________________________ Чем обусловлена окраска венчика? Имеются ли у цветков нектарники? ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Возможно ли у них самоопыление? Как размножаются эти растения, если насекомых опылителей недостаточно? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Наблюдение за цветением деревьев и кустарников: Найдите цветущие деревья (3) и кустарники (2), рассмотрите особенности цветков и определите способ опыления, занесите данные в таблицу.
Ответьте на вопросы: 1 Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений? __________________________________________________________________ 2 Большинство деревьев и кустарник лещина цветут до распускания листьев. Какой способ опыления у этих растений? __________________________________________________________________ Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствения? ___________________________________________________________________ 3 Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление. ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 4 Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – серёжка, метёлка, кисть, а не в соцветия – колос, корзинка)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 Когда деревья цветут, кустарники (кроме лещина) находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление? Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Для справок Правила безопасности и поведения в природе. 1. Экскурсия не прогулка, а обязательная часть урока. 2. Соблюдать дисциплину, не изменять установленный маршрут движения. 3. Не покидать расположение группы. 4. Не пробовать на вкус какие –либо растения, плоды и грибы. 5. Не трогать руками насекомых, ядовитые растения и грибы, колючие растения икустарники. 6. При передвижении не снимать обуви и не ходить босиком. 7. Не пить воду из природных водоёмов. 8. Соблюдать правила личной гигиены (после экскурсии тщательно вымыть руки с мылом), об ухудшении состояния здоровья или травмах немедленно сообщать учителю. 9. Бережно относится к природе. Изменение погодных условий (солнце светит ярче, день длиннее, температура повышается). Периоды весны. Календарная весна с 01.03; Астрономическая весна с 21.03 (день весеннего равноденствия); Биологическая – сокодвижение у клёна остролистного (24.03), а затем у березы плостколистной). Опыление насекомыми – венчик заметный для насекомых: яркая окраска венчика и тычинок, аромат, скопление отдельных растений одного вида в группы. Описание растений: Прострел – цветки колокольчатые, околоцветник широкораскрытый, ярко-жёлтые тычинки делают цветок более заметным, нектара нет, опыление перекрёстное, пестики созревают раньше тычинок. Ветреница – окраска венчика белая, много пыльцы для поедания насекомыми, у ветрениц возможно самоопыление. Хохлатка – венчик светло-лиловый, имеет шпорец с нектаром, опыляется пчёлами, самоопыление невозможно пыльца созревает раньше рылец, стерильность к своей пыльце. Цветение растений ранней весной возможно при наличии запаса питательных веществ. Запас питательных веществ у трав находится в клубнях, корневищах и корнях, у деревянистых растений питательные вещества находятся в сердцевине. Большинство деревьев цветет до распускание листьев и опыляется ветром. Цветки древесных растений собраны в соцветия – сережки, метёлка, кисть. Они не имеет венчика, пыльца перелетает свободно с цветка на цветок. Кустарники цветут позже и опыляются насекомыми, кроме лещины. Лещина ветроопыляемое растение, тычиночные цветки собраны в соцветие сережку, пестичные находятся в почках, из которых наружу высовывается красное рыльце. |
Тема: «Высшие растения» Тема моего реферата называется «Высшие растения». В своей работе я хочу рассматреть все высшие растения. Высшие растения делятся... | Урок биологии в 6 классе на тему: «Лекарственные растения» Изучить типичные, широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения | ||
Садовые растения Тест: «Какие бывают растения». (слайд 1, прил.№1) в). Кроссворд: «Садовые растения» (слайд 2) | Вывод: Какие растения называются садовыми? (50 бонусов) Капитанам:... Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков | ||
Урок по кубановедению, 2 класс. Тема: «Лекарственные растения» Оборудование: учебник-тетрадь, гербарий «Лекарственные растения Краснодарского края» | Реферат Лекарственные растения в народной и современной медицине «лекарственные растения в народной и современной медицине», потому что сейчас много лекарств с лекарственными травами. Мне стало... | ||
Тематическое планирование по предмету биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 Класс Комнатные растения, гербарные экземпляры растений, изображения растений,животных, лишайников | Задачи. Коррекционно обучающие: учить выделять части растения гороха, характеризуя Цель: ознакомление учащихся со строением растения гороха на текстовом материале учебника | ||
Тема урока: «Поле и его обитатели. Растения поля» Цели: дать представление о полях, как об обширных пространствах, где человек выращивает культурные растения; познакомить с важными... | Урок по окружающему миру 2 класс Учитель Монахова Н. Л. Тема : «Какие бывают растения?» Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументированно... | ||
Тема урока: Зелёная аптека Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, называть их лечебную силу, правила сбора; получат возможность научиться... | Какие бывают растения и животные? Познакомить детей с названиями групп растений, обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить растения и животных на... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины лекарственные растения дагестана ... | С какими царствами живой природы мы с вами уже познакомились? Мы привыкли к тому, что нас с раннего детства окружают растения. Это цветы на подоконнике, это растения в саду и огороде, зеленая... | ||
Разработка урока окружающего мира по теме «Цветковые и хвойные растения» Как вы различаете деревья, кустарники и травянистые растения? (дерево имеет стебель – ствол; кустарники – много тонких стеблей –... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Папоротники – древние растения. Когда-то они были огромными и широко распространялись на Земле. Сейчас это травянистые, многолетние... |