Скачать 443.82 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _________________________________________________________ В.С. БУРИЛОВА ИСТОРИЯ ТУРИЗМА Учебная программа курса по специальностям 100100.62 «Социально-культурный сервис и туризм» 100400.62 «Туризм» Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 75.8г Учебная программа по дисциплине «История туризма» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ. Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социально-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм» очной и заочной форм бучения. Составитель: В.С. Бурилова, канд. ист. наук, доцент кафедры ТГРБ. Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 19.02.2014 г., протокол № 6, редакция 2014 г. Рекомендована к изданию УМК ИСМД ВГУЭС. © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 ВВЕДЕНИЕ В ХХI веке туризм прочно утвердился в мировой экономике как высокодоходный и динамично развивающийся межотраслевой комплекс, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Туризм является активным источником поступления иностранной валюты в страну, оказывает влияние на платежный баланс, на национальную, культурную среду и экологию. Туристский рынок России подчиняется тенденциям, принципам менеджмента и правовым основам международного туристского рынка, находится в глубокой зависимости от национального государственного регулирования, социально-экономического уровня жизни населения, его потребительской мотивации, уровня развития инфраструктуры, ценового фактора и исторически сложившихся традиций. Дисциплина «История туризма» изучает эволюцию развития туризма с древнейших времен, от самых простых элементарных путешествий, до настоящего времени, когда туризм стал массовым социально-экономическим явлением и одной из перспективнейших отраслей национальной экономики. В хронологической последовательности рассматриваются основные этапы, определяющие главный путь развития туристского движения; раскрываются закономерности возникновения, развития и становления туризма, особенности формирования туристской инфраструктуры в разных странах. Изучение курса «История туризма» тесно связано с такими дисциплинами, как «Введение в туризм», «Международный туризм», «Технология и организация операторских и агентских услуг», «Технология продаж услуг туристской индустрии», «Традиции и культура питания народов Мира». Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины как «Введение в туризм», «География туризма» и «Краеведение». Компетенции, получаемые студентами в результате изучения дисциплины необходимы для использования в написании научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, выступлений на научных конференциях. Полученные в университете знания обеспечат выпускнику знания, умения и навыки для выполнения функций в сфере управ-ления предприятиями. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Целью изучения дисциплины является формирование систематических знаний у будущих специалистов в области туризма об основных этапах становления и развития индустрии туризма, роли путешествий в жизни общества на различных уровнях развития цивилизаций и факторах, влияющих на формирование туристской мотивации в исторической динамике. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: - приобретение знаний о древних цивилизациях и видах межкультурных коммуникаций; - овладение методикой анализа влияния различных факторов на становление и развитие индустрии туризма отдельных регионов и стран; - умение выявить общие для всех видов и форм туризма закономерности; - умение использовать исторический позитивный опыт развития туризма в практической деятельности. 1.2. Совокупность компетенций, приобретаемых студентами в процессе изучения дисциплины В процессе изучения курса студент должен приобрести следующие компетенции: уметь применять исторические предпосылки возникновения и развития путешествий; уметь использовать понятия основных международных конвенций по вопросам туризма, уметь выделять фак-торы, способствующие развитию туризма на разных этапах его становления, уметь определять место туризма среди других отраслей хозяйства. Самостоятельно изучать при помощи различных методов цели путешествий в различные исторические периоды и регионы. Ориентироваться в хронологии важнейших этапов возникновения и формирования туристской инфраструктуры. 1.3. Объем и сроки изучения дисциплин Изучение дисциплины «История туризма» для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» предусматривает 112 часов общего объема и изучается в течение одного семестра. Из них 51 час составляет аудиторная нагрузка, (в том числе, 34 часа отводится на лекционные занятия и 17 часов – на практические занятия) и 61 час на – самостоятельное изучение дисциплины студентами. Для специальности «Туризм» изучение дисциплины «История туризма» предусматривает 120 часов общего объема и изучается в течение одного семестра. Из них 51 час составляет аудиторная нагрузка, (в том числе 34 часа отводится на лекционные занятия и 17 часов – на практические занятия); 69 часов составляет самостоятельная работа. Заканчивается изучение дисциплины экзаменом. 1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения Изучение данного курса включает следующие три вида занятий: лекционный цикл, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Лекционный курс посвящен усвоению теоретических основ дисциплины; изучению исторических предпосылок зарождения и развития путешествий; анализу предпосылок возникновения индустрии ту-ризма как межотраслевого комплекса; исследованию отличительных особенностей регионального развития туризма. Особое внимание уделяется организации международной туристской деятельности роли туризма в экономике отдельных стран и регионов мира на различных исторических этапах. Практические занятия направлены на расширение и за-крепление полученных теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области профессиональной деятельности. Изучение курса завершается экзаменом. Освоение курса студентами дистанционной формы обучения предусмотрено программой самостоятельно, и курс завершается зачетом, проводимым в форме тестирования. Особое место в овладении курсом отводится самостоятельной работе, на которую отводится около 60% общего количества часов отведенных учебным планом. Обязательным условием допуска к экзамену для студентов заочной формы обучения является выполнение контрольной работы. 1.5. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса В ходе изучения курса студент должен прослушать лекции, содержащие сведения о наиболее значимых периодах и этапах в истории становления и развития индустрии туризма, исторических предпосылках и мотивации путешествий в древнем мире и их роли в развитии межкультурных коммуникациях. Особое значение в лекционном курсе отводится истории туризма в России: традициям русского народа, становлению и развитию туризма в дооктябрьский, советский и постсоветский периоды. Рассматриваются региональные и национальные особенности туризма в исторической динамике, значение отрасли в экономике стран и регионов. Практические и семинарские занятия направлены на закрепление теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области профессиональной деятельности. Студенты в период обучения занимаются самостоятельной работой, в процессе которой студенты приобретают навыки работы с различными источниками информации, осваивают научные методы по сбору и анализу информации. Конечной целью исследования является умение делать правильные вы-воды применительно к разрабатываемой проблеме. 1.6. Виды текущего и промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине и способы их проведения Знания студентов, их умения и навыки оцениваются на каждом практическом занятии. Баллы, полученные во время текущих и промежуточных аттестаций, суммируются. Текущими видами контроля являются: научные рефераты, подготовленные презентации, доклады и контрольные работы. Семестровый контроль проводится в форме электронного тестирования. Итоговая оценка выставляется в соответствии с положением о рейтинговой системе ВГУЭС. 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Перечень тем лекционных занятий Тема 1. Введение. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма Предмет и задачи курса «История туризма». Связь с другими науками. Определение туризма. Этимологическое значение слова «туризм». Туризм и путешествия. Периодизация в истории туризма. Основные этапы развития туризма. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Путешествия в древнем мире. Сведения о первых путешествиях. Путешествия в древнем Китае, Египте, Вавилоне, странах Востока. Их значения. Морские путешествия финикийцев. Географические открытия. Культура географических названий, географическая карта. Тема 2. Античный этап в истории туризма Античный период в истории цивилизации, хронологические рамки, мотивы путешествий и их география. Античная культура и ее значение в современной истории и туризме. Путешествия в древней Греции и древнем Риме. Зарождение гостеприимства. Расширение географических познаний. Значение древних путешествий. Тема 3. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Средневековье в истории Земли: хронологические рамки, основные цели путешествий и их география. Происхождение паломничества. Основные паломнические маршруты. Первые дома отдыха для пилигримов. Рим, Иерусалим, Мекка – вечные маршруты паломников. Путешествия в XV–XVIII веках. Великие географические открытия, их роль в развитии путешествий и формировании туристских маршрутов Развитие международных дипломатических и культурных связей; формирование водных и сухопутных маршрутов между странами и континентами. Мотивация путешествий. Развитие транспортных средств. Вопросы безопасности путешествий, первые элементы страхования. Просветительские путешествия и их роль в становлении современного туризма. Тема 4. Развитие туризма в XIX – начале XX веков. Зарождение туристских предприятий Исторические предпосылки становления индустрии туризма: роль научно-технического прогресса, транспортная и промышленная революция, сокращение рабочего времени. Элитарный туризм. Возникновение массового и рекреационного туризма. Влияние романтизма на развитие путешествий. Создание первых альпийских клубов и специализи-рованных туристских организаций. Их деятельность, цели, задачи и роль в развитии туризма. Развитие морского транспорта и морских путешествий. Развитие индустрии развлечений, ресторанного и гостиничного бизнеса в Европе и Америке. Развитие международного туризма. География туризма. Формирование туристских потоков. Тема 5. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука Значение деятельности Томаса Кука в развитии организованного и предпринимательского туризма. Биографические данные и первые шаги в предпринимательской деятельности. Первые организованные поездки и путешествия. Расширение географии путешествии. Разработка новых маршрутов. Первые международные туристские контракты. Маркетинговые исследования. Введение дорожных чеков. Издание путеводителей и туристских журналов с целью популяризации туризма. Расширение форм и видов туристских путешествий. Организация паломнических, деловых, спортивных, воздушных путешествий. Первый опыт турагентской и туроператорской деятельности. Особенности развития организованного туризма и туристской инфраструктуры в США, Англии, Германии до начала 20 века. Формирование туристских потоков. Расширение географии туризма. Тема 6. Развитие туризма в мире с начала XX века до 1950-х годов Элитарность туризма в начале века. Формирование международных курортов и центров туризма. Туристские путешествия до первой мировой войны. Эволюция транспорта и путешествий. Популярность железнодорожных путешествий. Фирменные туристские поезда. Развитие морского транспорта и морских путешествий. Развитие рекреационного, спортивного, горного, экскурсионного видов туризма. Развитие гостиничной индустрии. Создание гостиничных цепей. Международные туристские обмены. Создание МКОАПТ и МКО-ТО. Зарождение массового социального туризма. Создание международного бюро по социальному туризму (БИТС). Тема 7. Развитие туризма в мире после Второй мировой войны Расширение социального состава туристов, развитие массового туризма. Расширение туристских связей между государствами. Превращение туризма в индустрию досуга. Роль науки в развитии туризма. Необходимость подготовки квалифицированных кадров для предприятий туризма. Психология свободного времени в послевоенные годы. Развитие рекреационного аспекта туризма. Стандартизация туристских услуг. Введение во всех европейских странах гарантированных оплачиваемых отпусков и государственных праздников, сокращение рабочего времени в пользу свободного. Изменения в структуре духовных ценностей в большинстве европейских стран. Развитие массового дифференцированного туризма. Научно-технические достижения в области транспорта. Расширение туроператорской и турагентской деятельности. Тема 8. Развитие международного туризма в 70–90 годы XX. Современное состояние туризма. Социально-экономические предпосылки развития туризма в 70 -80 гг. Расширение географии туризма. Изменение структуры туристского спроса. Изменение социального аспекта туристского спроса. Изменение психологии свободного времени. Увеличение процента группового ту-ризма. Увеличение мощности мировых туристских потоков и междуна-родных туристских обменов. Структура международного и национального туристского рынка. Развитие индустрии туризма. Лидирующая роль европейского континента и Северной Америки в развитии международного туризма. Тема 9. История развития туризма в России. Общая характеристика основных этапов Основные этапы развития туризма в России. Предыстория россий-ского туризма. Первые сведения о русских путешественниках. Основные торговые пути. Раннегородские опорные пункты и сезонные стоянки как прообразы гостиных дворов. Первые гостиные дворы. Строительство дорог. Роль Киевской Руси и Новгорода в развитии путешествий на Руси. «Хожде-ния» русских людей. Произведения древней русской литературы о пу-тешествиях и их роли в жизни людей. «Хождения за три моря» Афана-сия Никитина. Путешествия в XVI–XVII веках. Освоение новых земель, вклад рус-ских первопроходцев в развитие путешествий. Развитие культуры путешествий в XVIII веке. Заслуга Петра Пер-вого создании музейного дела в России, в формировании интереса лю-дей к культурно-историческому прошлому, к просветительским путе-шествиям: становление лечебного туризма. Начало развития экскурсионного дела в России. Деятельность Вень-ямина Генша. Значение русских путешествий до начала XIX века для развития туризма. Тема 10. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в XIX начале XX вв Зарождение организованного туризма в России. Развитие экскур-сионной деятельности и лечебно-оздоровительного отдыха. Экскурси-онная деятельность для школьников. Формирование интереса к истори-ко-культурному потенциалу России как основе познавательного туриз-ма. Открытие музеев и их просветительская деятельность. Активизация экскурсионной деятельности в связи с созданием «Об-щества любителей естествознания», «Общества любителей природоведе-ния», «Русского географического общества» экскурсионных бюро в ряде городов России. Появление первых специализированных туристских обществ и объ-единений. Деятельность первых альпийских клубов на Кавказе и в Крыму по пропаганде горного туризм и организации туристско-экскурсионной работы. Развитие предпринимательского туризма. Создание туристской фир-мы Леопольда Липсона «Предприятие для общественных путешествий во все страны света». Организация русского туринг-клуба как первой туристской органи-зации дореволюционной России. Издание первых русских туристских журналов. Формирование двух основных сегментов туристского рынка России до начала XIX века: элитарного туризма представителей имущих слоев и рекреационного туризма интеллигенции. Создание и Устав Российского общества туристов (РОТ). Цели и задачи Российского общества туристов. Заслуга в пропаганде организо-ванного туризма. |
Рефератов по дисциплине: «история туризма» «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | Соколова М. В. С594 История туризма: Учеб пособие Древнем Востоке. Описаны зарождение и генезис туристско-экскурсионной деятельности в России, возникновение и становление международного... | ||
Программа по дисциплине «История туризма» Предназначена студентам специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» очной формы бучения | Рабочая программа по дисциплине «анимационный сервис в сфере туризма и сервиса» «Анимационный сервис в сфере туризма» составлена в соответствии с основной образовательной программой и требованиями Государственного... | ||
Программа по дисциплине «Техника и технология на предприятиях сервиса и туризма» Учебная программа по дисциплине «Техника и технология на предприятиях сервиса и туризма» составлена в соответствии с требованиями... | Программа по дисциплине «История туризма» Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социаль- но-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм» очной и заочной форм... | ||
Программа по дисциплине «Основы туризма» Предназначена для студентов специальностей 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 080502. 65 «Экономика и управление... | Программа по дисциплине «Основы туризма» Предназначена для студентов специальностей 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 080502. 65 «Экономика и управление... | ||
Программа по дисциплине «Основы туризма» Предназначена для студентов специальностей 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 080502. 65 «Экономика и управление... | Рабочая программа по дисциплине: География туризма по программе базовой... Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Санитария и гигиена предприятий... Рабочая программа по дисциплине «Санитария и гигиена предприятий питания, туризма и гостинично-ресторанных комплексов» составлена... | Информационная справка по дисциплине По дисциплине «Легкая атлетика» (раздел Физическая культура) для студентов Института туризма, рекреации и реабилитации 2 курса, обучающихся... | ||
Некоторые тенденции развития международного туризма в посткризисный период Аннотация. В статье показан выход мирового международного туризма из кризиса 2007-2009 годов, обозначены основные тенденции в развитии... | Администрации Великого Новгорода Муниципальное автономное общеобразовательное... Клуб пешеходного туризма входит в структуру отдела детско-юношеского туризма и отдыха (одютиО) Центра экологического образования,... | ||
Методические рекомендации по подготовке рефератов по дисциплине «История Отечества» Реферат по учебной дисциплине «История Отечества» выполняется на основании учебного плана | Программа дисциплины дс. 02. 12 Виды и тенденции развития туризма Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: изучение видов и тенденций развития туризма; подготовка специалистов, владеющих системой... |