Программа по дисциплине «История туризма»





Скачать 443.82 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «История туризма»
страница1/3
Дата публикации09.11.2014
Размер443.82 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Туризм > Программа
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию РФ
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
_________________________________________________________

В.С. БУРИЛОВА
ИСТОРИЯ ТУРИЗМА
Учебная программа курса
по специальностям 100100.62 «Социально-культурный сервис и туризм»
100400.62 «Туризм»

Владивосток Издательство ВГУЭС
2014

ББК 75.8г

Учебная программа по дисциплине «История туризма» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ.
Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социально-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм» очной и заочной форм бучения.

Составитель: В.С. Бурилова, канд. ист. наук, доцент кафедры ТГРБ.
Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 19.02.2014 г., протокол № 6, редакция 2014 г.

Рекомендована к изданию УМК ИСМД ВГУЭС.

© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014


ВВЕДЕНИЕ
В ХХI веке туризм прочно утвердился в мировой экономике как высокодоходный и динамично развивающийся межотраслевой комплекс, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта.
Туризм является активным источником поступления иностранной валюты в страну, оказывает влияние на платежный баланс, на национальную, культурную среду и экологию. Туристский рынок России подчиняется тенденциям, принципам менеджмента и правовым основам международного туристского рынка, находится в глубокой зависимости от национального государственного регулирования, социально-экономического уровня жизни населения, его потребительской мотивации, уровня развития инфраструктуры, ценового фактора и исторически сложившихся традиций.
Дисциплина «История туризма» изучает эволюцию развития туризма с древнейших времен, от самых простых элементарных путешествий, до настоящего времени, когда туризм стал массовым социально-экономическим явлением и одной из перспективнейших отраслей национальной экономики. В хронологической последовательности рассматриваются основные этапы, определяющие главный путь развития туристского движения; раскрываются закономерности возникновения, развития и становления туризма, особенности формирования туристской инфраструктуры в разных странах.
Изучение курса «История туризма» тесно связано с такими дисциплинами, как «Введение в туризм», «Международный туризм», «Технология и организация операторских и агентских услуг», «Технология продаж услуг туристской индустрии», «Традиции и культура питания народов Мира». Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины как «Введение в туризм», «География туризма» и «Краеведение».
Компетенции, получаемые студентами в результате изучения дисциплины необходимы для использования в написании научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, выступлений на научных конференциях. Полученные в университете знания обеспечат выпускнику знания, умения и навыки для выполнения функций в сфере управ-ления предприятиями.


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование систематических знаний у будущих специалистов в области туризма об основных этапах становления и развития индустрии туризма, роли путешествий в жизни общества на различных уровнях развития цивилизаций и факторах, влияющих на формирование туристской мотивации в исторической динамике. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- приобретение знаний о древних цивилизациях и видах межкультурных коммуникаций;
- овладение методикой анализа влияния различных факторов на становление и развитие индустрии туризма отдельных регионов и стран;
- умение выявить общие для всех видов и форм туризма закономерности;
- умение использовать исторический позитивный опыт развития туризма в практической деятельности.


1.2. Совокупность компетенций, приобретаемых студентами в процессе изучения дисциплины
В процессе изучения курса студент должен приобрести следующие компетенции: уметь применять исторические предпосылки возникновения и развития путешествий; уметь использовать понятия основных международных конвенций по вопросам туризма, уметь выделять фак-торы, способствующие развитию туризма на разных этапах его становления, уметь определять место туризма среди других отраслей хозяйства.
Самостоятельно изучать при помощи различных методов цели путешествий в различные исторические периоды и регионы. Ориентироваться в хронологии важнейших этапов возникновения и формирования туристской инфраструктуры.
1.3. Объем и сроки изучения дисциплин
Изучение дисциплины «История туризма» для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» предусматривает 112 часов общего объема и изучается в течение одного семестра. Из них 51 час составляет аудиторная нагрузка, (в том числе, 34 часа отводится на лекционные занятия и 17 часов – на практические занятия) и 61 час на – самостоятельное изучение дисциплины студентами.
Для специальности «Туризм» изучение дисциплины «История туризма» предусматривает 120 часов общего объема и изучается в течение одного семестра. Из них 51 час составляет аудиторная нагрузка, (в том числе 34 часа отводится на лекционные занятия и 17 часов – на практические занятия); 69 часов составляет самостоятельная работа. Заканчивается изучение дисциплины экзаменом.
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения
Изучение данного курса включает следующие три вида занятий: лекционный цикл, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Лекционный курс посвящен усвоению теоретических основ дисциплины; изучению исторических предпосылок зарождения и развития путешествий; анализу предпосылок возникновения индустрии ту-ризма как межотраслевого комплекса; исследованию отличительных особенностей регионального развития туризма. Особое внимание уделяется организации международной туристской деятельности роли туризма в экономике отдельных стран и регионов мира на различных исторических этапах. Практические занятия направлены на расширение и за-крепление полученных теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области профессиональной деятельности.
Изучение курса завершается экзаменом. Освоение курса студентами дистанционной формы обучения предусмотрено программой самостоятельно, и курс завершается зачетом, проводимым в форме тестирования.
Особое место в овладении курсом отводится самостоятельной работе, на которую отводится около 60% общего количества часов отведенных учебным планом.
Обязательным условием допуска к экзамену для студентов заочной формы обучения является выполнение контрольной работы.
1.5. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса
В ходе изучения курса студент должен прослушать лекции, содержащие сведения о наиболее значимых периодах и этапах в истории становления и развития индустрии туризма, исторических предпосылках и мотивации путешествий в древнем мире и их роли в развитии межкультурных коммуникациях. Особое значение в лекционном курсе отводится истории туризма в России: традициям русского народа, становлению и развитию туризма в дооктябрьский, советский и постсоветский периоды.
Рассматриваются региональные и национальные особенности туризма в исторической динамике, значение отрасли в экономике стран и регионов. Практические и семинарские занятия направлены на закрепление теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области профессиональной деятельности. Студенты в период обучения занимаются самостоятельной работой, в процессе которой студенты приобретают навыки работы с различными источниками информации, осваивают научные методы по сбору и анализу информации. Конечной целью исследования является умение делать правильные вы-воды применительно к разрабатываемой проблеме.
1.6. Виды текущего и промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине и способы их проведения
Знания студентов, их умения и навыки оцениваются на каждом практическом занятии. Баллы, полученные во время текущих и промежуточных аттестаций, суммируются. Текущими видами контроля являются: научные рефераты, подготовленные презентации, доклады и контрольные работы. Семестровый контроль проводится в форме электронного тестирования. Итоговая оценка выставляется в соответствии с положением о рейтинговой системе ВГУЭС.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Введение. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма
Предмет и задачи курса «История туризма». Связь с другими науками. Определение туризма. Этимологическое значение слова «туризм». Туризм и путешествия. Периодизация в истории туризма. Основные этапы развития туризма.
Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Путешествия в древнем мире. Сведения о первых путешествиях. Путешествия в древнем Китае, Египте, Вавилоне, странах Востока. Их значения. Морские путешествия финикийцев. Географические открытия. Культура географических названий, географическая карта.
Тема 2. Античный этап в истории туризма
Античный период в истории цивилизации, хронологические рамки, мотивы путешествий и их география. Античная культура и ее значение в современной истории и туризме. Путешествия в древней Греции и древнем Риме. Зарождение гостеприимства. Расширение географических познаний. Значение древних путешествий.
Тема 3. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия
Средневековье в истории Земли: хронологические рамки, основные цели путешествий и их география. Происхождение паломничества. Основные паломнические маршруты. Первые дома отдыха для пилигримов. Рим, Иерусалим, Мекка – вечные маршруты паломников. Путешествия в XV–XVIII веках. Великие географические открытия, их роль в развитии путешествий и формировании туристских маршрутов Развитие международных дипломатических и культурных связей; формирование водных и сухопутных маршрутов между странами и континентами. Мотивация путешествий. Развитие транспортных средств. Вопросы безопасности путешествий, первые элементы страхования.
Просветительские путешествия и их роль в становлении современного туризма.
Тема 4. Развитие туризма в XIX – начале XX веков. Зарождение туристских предприятий
Исторические предпосылки становления индустрии туризма: роль научно-технического прогресса, транспортная и промышленная революция, сокращение рабочего времени. Элитарный туризм. Возникновение массового и рекреационного туризма. Влияние романтизма на развитие путешествий. Создание первых альпийских клубов и специализи-рованных туристских организаций. Их деятельность, цели, задачи и роль в развитии туризма.
Развитие морского транспорта и морских путешествий. Развитие индустрии развлечений, ресторанного и гостиничного бизнеса в Европе и Америке.
Развитие международного туризма. География туризма. Формирование туристских потоков.
Тема 5. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука
Значение деятельности Томаса Кука в развитии организованного и предпринимательского туризма. Биографические данные и первые шаги в предпринимательской деятельности. Первые организованные поездки и путешествия. Расширение географии путешествии.
Разработка новых маршрутов. Первые международные туристские контракты. Маркетинговые исследования. Введение дорожных чеков. Издание путеводителей и туристских журналов с целью популяризации туризма. Расширение форм и видов туристских путешествий. Организация паломнических, деловых, спортивных, воздушных путешествий. Первый опыт турагентской и туроператорской деятельности.
Особенности развития организованного туризма и туристской инфраструктуры в США, Англии, Германии до начала 20 века.
Формирование туристских потоков. Расширение географии туризма.
Тема 6. Развитие туризма в мире с начала XX века до 1950-х годов
Элитарность туризма в начале века. Формирование международных курортов и центров туризма. Туристские путешествия до первой мировой войны. Эволюция транспорта и путешествий. Популярность железнодорожных путешествий. Фирменные туристские поезда. Развитие морского транспорта и морских путешествий. Развитие рекреационного, спортивного, горного, экскурсионного видов туризма. Развитие гостиничной индустрии. Создание гостиничных цепей.
Международные туристские обмены. Создание МКОАПТ и МКО-ТО. Зарождение массового социального туризма. Создание международного бюро по социальному туризму (БИТС).
Тема 7. Развитие туризма в мире после Второй мировой войны
Расширение социального состава туристов, развитие массового туризма. Расширение туристских связей между государствами. Превращение туризма в индустрию досуга. Роль науки в развитии туризма. Необходимость подготовки квалифицированных кадров для предприятий туризма. Психология свободного времени в послевоенные годы. Развитие рекреационного аспекта туризма.
Стандартизация туристских услуг.
Введение во всех европейских странах гарантированных оплачиваемых отпусков и государственных праздников, сокращение рабочего времени в пользу свободного. Изменения в структуре духовных ценностей в большинстве европейских стран. Развитие массового дифференцированного туризма. Научно-технические достижения в области транспорта. Расширение туроператорской и турагентской деятельности.
Тема 8. Развитие международного туризма в 70–90 годы XX. Современное состояние туризма.
Социально-экономические предпосылки развития туризма в 70 -80 гг. Расширение географии туризма. Изменение структуры туристского спроса. Изменение социального аспекта туристского спроса. Изменение психологии свободного времени. Увеличение процента группового ту-ризма. Увеличение мощности мировых туристских потоков и междуна-родных туристских обменов.
Структура международного и национального туристского рынка. Развитие индустрии туризма. Лидирующая роль европейского континента и Северной Америки в развитии международного туризма.
Тема 9. История развития туризма в России. Общая характеристика основных этапов
Основные этапы развития туризма в России. Предыстория россий-ского туризма.
Первые сведения о русских путешественниках. Основные торговые пути. Раннегородские опорные пункты и сезонные стоянки как прообразы гостиных дворов. Первые гостиные дворы. Строительство дорог. Роль Киевской Руси и Новгорода в развитии путешествий на Руси. «Хожде-ния» русских людей. Произведения древней русской литературы о пу-тешествиях и их роли в жизни людей. «Хождения за три моря» Афана-сия Никитина.
Путешествия в XVI–XVII веках. Освоение новых земель, вклад рус-ских первопроходцев в развитие путешествий.
Развитие культуры путешествий в XVIII веке. Заслуга Петра Пер-вого создании музейного дела в России, в формировании интереса лю-дей к культурно-историческому прошлому, к просветительским путе-шествиям: становление лечебного туризма.
Начало развития экскурсионного дела в России. Деятельность Вень-ямина Генша.
Значение русских путешествий до начала XIX века для развития туризма.

Тема 10. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в XIX начале XX вв
Зарождение организованного туризма в России. Развитие экскур-сионной деятельности и лечебно-оздоровительного отдыха. Экскурси-онная деятельность для школьников. Формирование интереса к истори-ко-культурному потенциалу России как основе познавательного туриз-ма. Открытие музеев и их просветительская деятельность.
Активизация экскурсионной деятельности в связи с созданием «Об-щества любителей естествознания», «Общества любителей природоведе-ния», «Русского географического общества» экскурсионных бюро в ряде городов России.
Появление первых специализированных туристских обществ и объ-единений. Деятельность первых альпийских клубов на Кавказе и в Крыму по пропаганде горного туризм и организации туристско-экскурсионной работы.
Развитие предпринимательского туризма. Создание туристской фир-мы Леопольда Липсона «Предприятие для общественных путешествий во все страны света».
Организация русского туринг-клуба как первой туристской органи-зации дореволюционной России. Издание первых русских туристских журналов.
Формирование двух основных сегментов туристского рынка России до начала XIX века: элитарного туризма представителей имущих слоев и рекреационного туризма интеллигенции.
Создание и Устав Российского общества туристов (РОТ). Цели и задачи Российского общества туристов. Заслуга в пропаганде организо-ванного туризма.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «История туризма» iconРефератов по дисциплине: «история туризма»
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Программа по дисциплине «История туризма» iconСоколова М. В. С594 История туризма: Учеб пособие
Древнем Востоке. Описаны зарождение и генезис туристско-экскурсионной деятельности в России, возникновение и становление международного...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «История туризма»
Предназначена студентам специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» очной формы бучения
Программа по дисциплине «История туризма» iconРабочая программа по дисциплине «анимационный сервис в сфере туризма и сервиса»
«Анимационный сервис в сфере туризма» составлена в соответствии с основной образовательной программой и требованиями Государственного...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «Техника и технология на предприятиях сервиса и туризма»
Учебная программа по дисциплине «Техника и технология на предприятиях сервиса и туризма» составлена в соответствии с требованиями...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «История туризма»
Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социаль- но-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм» очной и заочной форм...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «Основы туризма»
Предназначена для студентов специальностей 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 080502. 65 «Экономика и управление...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «Основы туризма»
Предназначена для студентов специальностей 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 080502. 65 «Экономика и управление...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «Основы туризма»
Предназначена для студентов специальностей 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 080502. 65 «Экономика и управление...
Программа по дисциплине «История туризма» iconРабочая программа по дисциплине: География туризма по программе базовой...
Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития...
Программа по дисциплине «История туризма» iconРабочая программа по дисциплине «Санитария и гигиена предприятий...
Рабочая программа по дисциплине «Санитария и гигиена предприятий питания, туризма и гостинично-ресторанных комплексов» составлена...
Программа по дисциплине «История туризма» iconИнформационная справка по дисциплине
По дисциплине «Легкая атлетика» (раздел Физическая культура) для студентов Института туризма, рекреации и реабилитации 2 курса, обучающихся...
Программа по дисциплине «История туризма» iconНекоторые тенденции развития международного туризма в посткризисный период
Аннотация. В статье показан выход мирового международного туризма из кризиса 2007-2009 годов, обозначены основные тенденции в развитии...
Программа по дисциплине «История туризма» iconАдминистрации Великого Новгорода Муниципальное автономное общеобразовательное...
Клуб пешеходного туризма входит в структуру отдела детско-юношеского туризма и отдыха (одютиО) Центра экологического образования,...
Программа по дисциплине «История туризма» iconМетодические рекомендации по подготовке рефератов по дисциплине «История Отечества»
Реферат по учебной дисциплине «История Отечества» выполняется на основании учебного плана
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма дисциплины дс. 02. 12 Виды и тенденции развития туризма
Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: изучение видов и тенденций развития туризма; подготовка специалистов, владеющих системой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск