Программа по дисциплине «История туризма»





Скачать 308.68 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «История туризма»
страница1/2
Дата публикации20.04.2015
Размер308.68 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Туризм > Программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(ВГУЭС)

ИСТОРИЯ ТУРИЗМА
Учебная программа курса

по специальностям

10010365 «Социально-культурный сервис туризм»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК 75.8г

Учебная программа по дисциплине «История туризма» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ.

Предназначена студентам специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» очной формы бучения.

Составитель: Бурилова В.С., кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса

Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 28.02.2011 г., протокол № 5.

Редакция 2014 года, протокол от 19.02.2014г. №6
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС


© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ
В ХХI веке туризм прочно утвердился в мировой экономике как высокодоходный и динамично развивающийся межотраслевой комплекс, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта.

Туризм является активным источником поступления иностранной валюты в страну, оказывает влияние на платежный баланс, на национальную, культурную среду и экологию. Туристский рынок России подчиняется тенденциям, принципам менеджмента и правовым основам международного туристского рынка, находится в глубокой зависимости от национального государственного регулирования, социально-экономического уровня жизни населения, его потребительской мотивации, уровня развития инфраструктуры, ценового фактора и исторически сложившихся традиций.

Дисциплина «История туризма» изучает эволюцию развития туризма с древнейших времен, от самых простых элементарных путешествий, до настоящего времени, когда туризм стал массовым социально- экономическим явлением и одной из перспективнейших отраслей национальной экономики. В хронологической последовательности рассматриваются основные этапы, определяющие главный путь развития туристского движения; раскрываются закономерности возникновения, развития и становления туризма, особенности формирования туристской инфраструктуры в разных странах.

Изучение курса «История туризма» тесно связано с такими дисциплинами, как «Введение в туризм», «Международный туризм», «Технология и организация операторских и агентских услуг», «Технология продаж услуг туристской индустрии», «Традиции и культура питания народов Мира». Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины как «Введение в туризм», «География туризма» и «Краеведение».

Компетенции, получаемые студентами в результате изучения дисциплины необходимы для использования в написании научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, выступлений на научных конференциях. Полученные в университете знания обеспечат выпускнику знания, умения и навыки для выполнения функций в сфере управления предприятиями.
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование систематиче-ских знаний у будущих специалистов в области туризма об основных этапах становления и развития индустрии туризма, роли путешествий в жизни общества на различных уровнях развития цивилизаций и факторах, влияющих на формирование туристской мотивации в исторической динамике. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

приобретение знаний о древних цивилизациях и видах межкультурных коммуникаций;

овладение методикой анализа влияния различных факторов на становление и развитие индустрии туризма отдельных регионов и стран;

умение выявить общие для всех видов и форм туризма закономерности;

умение использовать исторический позитивный опыт развития туризма в практической деятельности.
1.2 Совокупность компетенций, приобретаемых

студентами в процессе изучения дисциплины
В процессе изучения курса студент должен приобрести следующие компетенции: уметь применять исторические предпосылки возникновения и развития путешествий; уметь использовать понятия основных международных конвенций по вопросам туризма, уметь выделять факторы, способствующие развитию туризма на разных этапах его становления, уметь определять место туризма среди других отраслей хозяйства.

Самостоятельно изучать при помощи различных методов цели путешествий в различные исторические периоды и регионы. Ориентироваться в хронологии важнейших этапов возникновения и формирования туристской инфраструктуры.
1.3 Объем и сроки изучения дисциплин
Изучение дисциплины «История туризма» для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» предусматривает 112 часов общего объема и изучается в течение одного семестра. Из них 51 час составляет аудиторная нагрузка, (в том числе, 34 часа отводится на лекционные занятия и 17 часов – на практические занятия) и 61 час на – самостоятельное изучение дисциплины студентами.
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения
Изучение данного курса включает следующие три вида занятий: лекционный цикл, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Лекционный курс посвящен усвоению теоретических основ дисциплины; изучению исторических предпосылок зарождения и развития путешествий; анализу предпосылок возникновения индустрии туризма как межотраслевого комплекса; исследованию отличительных особенностей регионального развития туризма. Особое внимание уделяется организации международной туристской деятельности роли туризма в экономике отдельных стран и регионов мира на различных исторических этапах. Практические занятия направлены на расширение и закрепление полученных теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области профессиональной деятельности.

Изучение курса завершается экзаменом. Освоение курса студентами дистанционной формы обучения предусмотрено программой самостоятельно, и курс завершается зачетом, проводимым в форме тестирования.

Особое место в овладении курсом отводится самостоятельной работе, на которую отводится около 60% общего количества часов отведенных учебным планом.

Обязательным условием допуска к экзамену для студентов заочной формы обучения является выполнение контрольной работы.

1.5 Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы

студентов при изучении курса
В ходе изучения курса студент должен прослушать лекции, содержащие сведения о наиболее значимых периодах и этапах в истории становления и развития индустрии туризма, исторических предпосылках и мотивации путешествий в древнем мире и их роли в развитии межкультурных коммуникациях. Особое значение в лекционном курсе отводится истории туризма в России: традициям русского народа, становлению и развитию туризма в дооктябрьский, советский и постсоветский периоды.

Рассматриваются региональные и национальные особенности туризма в исторической динамике, значение отрасли в экономике стран и регионов. Практические и семинарские занятия направлены на закрепление теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области профессиональной деятельности. Студенты в период обучения занимаются самостоятельной работой, в процессе которой студенты приобретают навыки работы с различными источниками информации, осваивают научные методы по сбору и анализу информации. Конечной целью исследования является умение делать правильные вы- воды применительно к разрабатываемой проблеме.
1.6 Виды текущего и промежуточного контроля знаний

студентов по дисциплине и способы их проведения
Знания студентов, их умения и навыки оцениваются на каждом практическом занятии. Баллы, полученные во время текущих и промежуточных аттестаций, суммируются. Текущими видами контроля являются: научные рефераты, подготовленные презентации, доклады и контрольные работы. Семестровый контроль проводится в форме электронного тестирования. Итоговая оценка выставляется в соответствии с положением о рейтинговой системе ВГУЭС.

3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Перечень тем лекционных занятий
Тема 1.

Введение. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма

Предмет и задачи курса «История туризма». Связь с другими науками. Определение туризма. Этимологическое значение слова «туризм». Туризм и путешествия. Периодизация в истории туризма. Основные этапы развития туризма.

Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Путешествия в древнем мире. Сведения о первых путешествиях. Путешествия в древнем Китае, Египте, Вавилоне, странах Востока. Их значения. Морские путешествия финикийцев. Географические открытия. Культура географических названий, географическая карта.
Тема 2.

Античный этап в истории туризма

Античный период в истории цивилизации, хронологические рамки, мотивы путешествий и их география. Античная культура и ее значение в современной истории и туризме. Путешествия в древней Греции и древнем Риме. Зарождение гостеприимства. Расширение географических познаний. Значение древних путешествий.
Тема 3.

Путешествия в Средневековье.

Паломнические и просветительские путешествия

Средневековье в истории Земли: хронологические рамки, основные цели путешествий и их география. Происхождение паломничества. Основные паломнические маршруты. Первые дома отдыха для пилигримов. Рим, Иерусалим, Мекка – вечные маршруты паломников. Путешествия в XV–XVIII веках. Великие географические открытия, их роль в развитии путешествий и формировании туристских маршрутов Развитие международных


дипломатических и культурных связей; формирование водных и сухопутных маршрутов между странами и континентами. Мотивация путешествий. Развитие транспортных средств. Вопросы безопасности путешествий, первые элементы страхования.

Просветительские путешествия и их роль в становлении современного туризма.
Тема 4.

Развитие туризма в XIX – начале XX веков.

Зарождение туристских предприятий

Исторические предпосылки становления индустрии туризма: роль научно-технического прогресса, транспортная и промышленная революция, сокращение рабочего времени. Элитарный туризм. Возникновение массового и рекреационного туризма. Влияние романтизма на развитие путешествий. Создание первых альпийских клубов и специализированных туристских организаций. Их деятельность, цели, задачи и роль в развитии туризма.

Развитие морского транспорта и морских путешествий. Развитие индустрии развлечений, ресторанного и гостиничного бизнеса в Европе и Америке.

Развитие международного туризма. География туризма. Формирование туристских потоков.
Тема 5.

Появление первых туристских организаций.

Значение деятельности Т. Кука

Значение деятельности Томаса Кука в развитии организованного и предпринимательского туризма. Биографические данные и первые шаги в предпринимательской деятельности. Первые организованные поездки и путешествия. Расширение географии путешествии.

Разработка новых маршрутов. Первые международные туристские контракты. Маркетинговые исследования. Введение дорожных чеков. Издание путеводителей и туристских журналов с целью популяризации туризма. Расширение форм и видов туристских путешествий. Организация паломнических, деловых, спортивных,


воздушных путешествий. Первый опыт турагентской и туроператорской деятельности.

Особенности развития организованного туризма и туристской ин фраструктуры в США, Англии, Германии до начала 20 века.

Формирование туристских потоков. Расширение географии туризма.
Тема 6.

Развитие туризма в мире с начала XX века до 1950-х годов

Элитарность туризма в начале века. Формирование международных курортов и центров туризма. Туристские путешествия до первой мировой войны. Эволюция транспорта и путешествий. Популярность железнодорожных путешествий. Фирменные туристские поезда. Развитие морского транспорта и морских путешествий. Развитие рекреационного, спортивного, горного, экскурсионного видов туризма. Развитие гостиничной индустрии. Создание гостиничных цепей.

Международные туристские обмены. Создание МКОАПТ и МКОТО. Зарождение массового социального туризма. Создание международного бюро по социальному туризму (БИТС).
Тема 7.

Развитие туризма в мире после Второй мировой войны

Расширение социального состава туристов, развитие массового туризма. Расширение туристских связей между государствами. Превращение туризма в индустрию досуга. Роль науки в развитии туризма. Необходимость подготовки квалифицированных кадров для предприятий туризма. Психология свободного времени в послевоенные годы. Развитие рекреационного аспекта туризма.

Стандартизация туристских услуг.

Введение во всех европейских странах гарантированных оплачиваемых отпусков и государственных праздников, сокращение рабочего времени в пользу свободного. Изменения в структуре духовных ценностей в большинстве европейских стран. Развитие массового дифференцированного туризма. Научно-технические

достижения в области транс- порта. Расширение туроператорской и турагентской деятельности.
Тема 8.

Развитие международного туризма в 70–90 годы XX. Современное состояние туризма.

Социально-экономические предпосылки развития туризма в 70 -80 гг. Расширение географии туризма. Изменение структуры туристского спроса. Изменение социального аспекта туристского спроса. Изменение психологии свободного времени. Увеличение процента группового туризма. Увеличение мощности мировых туристских потоков и международных туристских обменов.

Структура международного и национального туристского рынка. Развитие индустрии туризма. Лидирующая роль европейского континента и Северной Америки в развитии международного туризма.
Тема 9.

История развития туризма в России. Общая характеристика основных этапов

Основные этапы развития туризма в России. Предыстория российского туризма.

Первые сведения о русских путешественниках. Основные торговые пути. Раннегородские опорные пункты и сезонные стоянки как прообразы гостиных дворов. Первые гостиные дворы. Строительство дорог. Роль Киевской Руси и Новгорода в развитии путешествий на Руси. «Хождения» русских людей. Произведения древней русской литературы о путешествиях и их роли в жизни людей. «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

Путешествия в XVI–XVII веках. Освоение новых земель, вклад русских первопроходцев в развитие путешествий.

Развитие культуры путешествий в XVIII веке. Заслуга Петра Первого создании музейного дела в России, в формировании интереса людей к культурно-историческому прошлому, к просветительским путешествиям: становление лечебного туризма.

Начало развития экскурсионного дела в России. Деятельность

Вень-ямина Генша.

Значение русских путешествий до начала XIX века для развития туризма.
Тема 10.

Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в XIX начале XX вв.

Зарождение организованного туризма в России. Развитие экскурсионной деятельности и лечебно-оздоровительного отдыха. Экскурсионная деятельность для школьников. Формирование интереса к историко-культурному потенциалу России как основе познавательного туризма. Открытие музеев и их просветительская деятельность.

Активизация экскурсионной деятельности в связи с созданием «Общества любителей естествознания», «Общества любителей природоведения», «Русского географического общества» экскурсионных бюро в ряде городов России.

Появление первых специализированных туристских обществ и объединений. Деятельность первых альпийских клубов на Кавказе и в Крыму по пропаганде горного туризм и организации туристско-экскурсионной работы.

Развитие предпринимательского туризма. Создание туристской фирмы Леопольда Липсона «Предприятие для общественных путешествий во все страны света».

Организация русского турингклуба как первой туристской организации дореволюционной России. Издание первых русских туристских журналов.

Формирование двух основных сегментов туристского рынка России до начала XIX века: элитарного туризма представителей имущих слоев и рекреационного туризма интеллигенции.

Создание и Устав Российского общества туристов (РОТ). Цели и задачи Российского общества туристов. Заслуга в пропаганде организованного туризма.

Тема 11.

Туристско-экскурсионная работа в 1917–1927 годах

Поиск новых организованных форм туризма после Великой Октябрьской революции. Развитие туристско-экскурсионной деятельности под руководством Наркомпроса. Вовлечение в туризм и экскурсии широких слоев населения. Создание новых туристских маршрутов внутри страны. Поиски новых форм руководства туризмом. Создание Общества пролетарского туризма (ОПТ). Деятельность ОПТ по развитию массового туризма в стране. Создание первичных туристских ячеек. Введение льгот на транспорт для групповых путешествий и экскурсий.

Переход к массовой организованной туристско-экскурсионной работе. Организация детского туризма. Организация детских туристско-экскурсионных станций. Всесоюзное расширение географии туризма.

Создание акционерного общества «Советский турист».

Разработка мер по упорядочению приема зарубежных гостей в СССР.
Тема 12.

Создание и деятельность ОПТЭ

Создание и деятельность общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) по развитию туризма в стране. Вовлечение в туризм различных социальных слоев населения. Укрепление и создание материальной базы туризма. Издание первых туристских журналов. Создание организационно-управленческой системы туризма. Положение о низовых туристских ячейках.

Работа по накоплению финансового фонда ОПТЭ.

Расширение всесоюзных туристских маршрутов. Удешевление обслуживания туристов. Расширение системы льгот для туристов.

Подготовка квалифицированных кадров для управления туризмом и практической деятельности во всех сферах туризма.


Тема 13.

Развитие туризма в СССР под руководством профсоюзов

Ликвидация ОПТЭ и массовых добровольных туристских обществ. Возложение функций руководства туризмом на профсоюзы (ВЦСПС). Организация ТЭУ ВЦСПС и его функции. Административно-командная система в управлении туризмом. Создание низовых туристских организаций. Положение о значке « Турист СССР».

Развитие транспорта. Строительство железных дорог, морского транспорта, авиалинии.

Комплексная реорганизация структуры управления туризмом в 1937–1940 г.

Создание мощной системы отдыха в стране в годы первых пятилеток.
Тема 14.

Развитие туризма после Великой Отечественной войны (1945–1960-е гг.)

Развитие туризма в 50-е годы. Увеличение объема туристских услуг. Создание бюро молодежного туризма « Спутник».

Переход управлением туризма в руки Центрального совета по туризму ВЦСПС. Активизация туристской деятельности в 1960-е годы. Разработка новых всесоюзных маршрутов. Деятельность Центрального совета по туризму ВЦСПС по развитию плановых туристских путешествий. Развитие железнодорожных путешествий, авиапутешествий, морских круизов.

Монополия профсоюзов в распространении зарубежного и отечественного турпродукта

Тема 15. Международные конференции по туризму

Конференция по европейскому молодежному и студенческому туризму и обменам 1975г. основные положения резолюции конференции.

Всемирная конференция по туризму в Маниле (1980). Манильская декларация по мировому туризму.

Всемирное совещание по туризму в Акапулько (1982). Основные пункты повестки дня. Основные принципы новых концепций развития международного туризма.

Межпарламентская конференция по вопросам международных туристских обменов в Гааге (Нидерланды).

Всемирная конференция министров по туризму в Осаке (Япония) в 1994 г.

Роль правительств и международных организаций в развитии туризма.
Тема 16.

Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ЮН ВТО

Деятельность ООН по развитию туризма и правовому регулированию международного туризма. Роль Экономического социального совета ООН и Международного союза официальных туристских организаций в развитии международных туристских обменов. Реорганизация МСОТО и создание ЮН ВТО.

Шестая сессия Генеральной ассамблеи ЮН ВТО в Софии (1985).

Хартия туризма и Кодекс туриста. Основные положения.

Создание специализированных международных неправительственных организаций в области иностранного туризма. Их деятельность по развитию международных туристских обменов.
Тема 17.

История развития курортов в мире и России

Развитие рекреационного туризма с древнейших времен. Этимологическое значение слова «курорт». Классификация курортов по природ- ному фактору. Предыстория развития курортов. Строительство первых лечебных домов в древнем Риме, Греции, на Черноморском побережье, на территории современной Венгрии и Германии.

Зарождение курортного дела в России. Деятельность Петра Первого по развитию курортов и открытию новых лечебных источников.

Первые шаги по освоению лечебных источников Кавказских Минеральных Вод. Строительство первых российских курортов. Элитарность курортов.

Открытие термальных минеральных источников в Северной Осетии и создание самобытных народных курортов.

Освоение Сочинского курорта. Споры о перспективах развития и возможностях использования Сочи как бальнеологического курорта до начала 20 века, Активное строительство курорта Сочи с 30-х годов XX века и до наших дней.

Деятельность Русского бальнеологического общества по развитию российских курортов.

Развитие курортов в России после революции 1917 г. Первые декреты Советской власти о лечебных местностях и отдыхе трудящихся. Строительство здравниц для советских людей в годы первых пятилеток. Структура управления курортами. Развитие российских курортов с 50-х до 90-х годов. Российские курорты в годы экономических реформ. Перспективы развития.

Развитие курортного дела в Западной Европе, Америке и Азии.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «История туризма» iconРефератов по дисциплине: «история туризма»
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Программа по дисциплине «История туризма» iconСоколова М. В. С594 История туризма: Учеб пособие
Древнем Востоке. Описаны зарождение и генезис туристско-экскурсионной деятельности в России, возникновение и становление международного...
Программа по дисциплине «История туризма» iconРабочая программа по дисциплине «анимационный сервис в сфере туризма и сервиса»
«Анимационный сервис в сфере туризма» составлена в соответствии с основной образовательной программой и требованиями Государственного...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «Техника и технология на предприятиях сервиса и туризма»
Учебная программа по дисциплине «Техника и технология на предприятиях сервиса и туризма» составлена в соответствии с требованиями...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «История туризма»
Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социаль- но-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм» очной и заочной форм...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «История туризма»
Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социально-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм» очной и заочной форм...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «Основы туризма»
Предназначена для студентов специальностей 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 080502. 65 «Экономика и управление...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «Основы туризма»
Предназначена для студентов специальностей 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 080502. 65 «Экономика и управление...
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма по дисциплине «Основы туризма»
Предназначена для студентов специальностей 100103. 65 «Социаль- но-культурный сервис и туризм», 080502. 65 «Экономика и управление...
Программа по дисциплине «История туризма» iconРабочая программа по дисциплине: География туризма по программе базовой...
Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития...
Программа по дисциплине «История туризма» iconРабочая программа по дисциплине «Санитария и гигиена предприятий...
Рабочая программа по дисциплине «Санитария и гигиена предприятий питания, туризма и гостинично-ресторанных комплексов» составлена...
Программа по дисциплине «История туризма» iconИнформационная справка по дисциплине
По дисциплине «Легкая атлетика» (раздел Физическая культура) для студентов Института туризма, рекреации и реабилитации 2 курса, обучающихся...
Программа по дисциплине «История туризма» iconНекоторые тенденции развития международного туризма в посткризисный период
Аннотация. В статье показан выход мирового международного туризма из кризиса 2007-2009 годов, обозначены основные тенденции в развитии...
Программа по дисциплине «История туризма» iconАдминистрации Великого Новгорода Муниципальное автономное общеобразовательное...
Клуб пешеходного туризма входит в структуру отдела детско-юношеского туризма и отдыха (одютиО) Центра экологического образования,...
Программа по дисциплине «История туризма» iconМетодические рекомендации по подготовке рефератов по дисциплине «История Отечества»
Реферат по учебной дисциплине «История Отечества» выполняется на основании учебного плана
Программа по дисциплине «История туризма» iconПрограмма дисциплины дс. 02. 12 Виды и тенденции развития туризма
Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: изучение видов и тенденций развития туризма; подготовка специалистов, владеющих системой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск