| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Сетевые формы организации в индустрии гостеприимства и туризма»
для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра
| Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Кафедра стратегического маркетинга Программа дисциплины «Сетевые формы организации в индустрии гостеприимства и туризма» для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра
для магистерской программы
«Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»
Автор программы:
д.э.н., проф. Шерешева М.Ю., msheresheva@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры
стратегического маркетинга 30 августа 2012 г.
Зав. кафедрой О.А. Третьяк Одобрена на заседании кафедры
«30»августа 2012 г
Зав. кафедрой
Рекомендована профессиональной коллегией УМС
по Управлению «___»____________201 _ г
Председатель Н.Л. Титова
Москва 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» по специализациям «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» (факультет менеджмента НИУ ВШЭ) и «Менеджмент событийного и культурного туризма» (филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), изучающих дисциплину «Сетевые формы организации в индустрии гостеприимства и туризма». Программа разработана в соответствии с:
федеральными стандартами и стандартами НИУ ВШЭ,
общей образовательной программой направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»,
рабочим учебным планом университета и факультета менеджмента по направлению 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», специализаций «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» (факультет менеджмента НИУ ВШЭ) и «Менеджмент событийного и культурного туризма» (филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), утвержденным в 2012 г.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Сетевые формы организации в индустрии гостеприимства и туризма» является формирование у студентов профессиональных компетенций в области принятия стратегических и тактических решений с учетом углубления и расширения процессов интеграции и увеличением роли межфирменного сетевого взаимодействия в достижении конкурентоспособности на мировых рынках услуг. Это требует от студентов выработки специальных знаний, позволяющих адекватно анализировать поведение экономических агентов в индустрии гостеприимства, оценивать перспективы развития бизнеса принимать обоснованные решения, позволяющие обеспечить долгосрочную конкурентоспособность компаний на локальном и глобальном уровне. Курс призван акцентировать внимание на феномене сетевых форм в современной сфере услуг, обосновать закономерность возникновения сетевых форм организации в индустрии гостеприимства, показать их преимущества и недостатки по сравнению с традиционными формами, описать базовые бизнес-модели и стратегии развития, основанные на устойчивом взаимодействии, комбинировании комплементарных ресурсов и компетенций. Включение широкого спектра сетевых форм организации в анализ возможностей и перспектив современного бизнеса способствует принятию более обоснованных управленческих решений - как на уровне отдельной компании, так и при формировании государственной политики. Дисциплина нацелена на развитие соответствующих профессиональных компетенций и навыков работы индивидуально у каждого студента и межличностных профессиональных компетенций в групповой работе.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
особенности современного этапа развития сферы услуг;
концепции квазиинтеграции и маркетинга партнерских отношений;
особенности, сильные и слабые стороны сетевых форм организации, таких как внутренние, стабильные и динамические сети, межфирменные стратегические альянсы, цепочки создания ценности, кластеры;
базовые бизнес-модели и стратегии развития гостиничных сетей, сетей ресторанов, транспортных альянсов, цепочек создания ценности в туристическом бизнесе;
место и роль кластеров в современной индустрии гостеприимства, знание зарубежного опыта формирования государственной кластерной политики, способствующей развитию туристических дестинаций;
возможности и пределы государственной политики в сфере гостеприимства, способствующей росту конкурентоспособности компаний с использованием преимуществ сетевых структур.
Уметь:
выявлять и оценивать при планировании и принятии решений широкий спектр возможных организационных альтернатив;
выстраивать систему взаимоотношений компании с клиентами и партнерами, основанную на гибком сочетании конкуренции и кооперации, необходимом для достижения конкурентоспособности на избранном рынке.
Иметь навыки (приобрести опыт):
проведения самостоятельных исследований рынков услуг в соответствии с разработанной программой, критической оценки результатов исследований;
разработки вариантов управленческих решений для компаний индустрии гостеприимства с использованием разнообразных источников информации.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность выявить данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач; осуществить сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально-экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и обработку этих данных, данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях
| ПК-2
| Использует собранные из различных источников данные для анализа деятельности организаций сферы услуг
| Лекционные занятия, самостоятельная работа студентов по сбору информации, подготовка презентаций
| Владение методами количественного и качественного анализа
| ПК-4
| Владеет методами количественного и качественного анализа деятельности организаций сферы услуг, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности
| Лекционные занятия, анализ кейсов, решение задач
| Владение современными менеджериальными технологиями
| ПК -15
| Владеет современными менеджериальными технологиями, используемыми в управлении сетевыми формами организации в сфере услуг
| Лекционные занятия, анализ кейсов, решение задач
| Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Для специализаций «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» (факультет менеджмента НИУ ВШЭ) и «Менеджмент событийного и культурного туризма» (филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Общий менеджмент
Теория организации
Организационное поведение
Инновационный менеджмент
Разработка управленческих решений
Маркетинг
Управление общественными отношениями
Теория отраслевых рынков
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
знания основ менеджмента, основных инструментов и механизмов управления,
навыки применения знаний и умений по работе с аналитическими и статистическими данными о состоянии и развитии организаций, систематизации и обобщению получаемых результатов,
умение использовать количественные и качественные методы сбора и обработки информации,
владеть навыками командной работы по разработке проектов, реализуемых в организациях и учреждениях.
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении ряда дисциплин, в том числе: «Маркетинговые стратегии в индустрии гостеприимства и туризме», «Международная торговля услугами индустрии впечатлений», «Инновации в индустрии впечатлений», «Глобальная конкуренция и конкурентоспособность бизнеса», «Бизнес и управление организациями в сфере услуг», «Бизнес-сети в России», «Стратегии межфирменных взаимодействий», «Маркетинг услуг», «В2В маркетинг», «CRM», «Международный маркетинг».
|