Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего возраста (4 года) с диагнозом ОНР по теме : «Путешествие с Петрушкой».
Автор : учитель – логопед ГДОУ№67 Фрунзенского района Санкт – Петербурга Белова Л.И.
Цель: Обогащение представлений детей об игрушках, расширение словаря, автоматизация звука [ ль ] в словах.
Коррекционно – образовательные задачи: Уточнить и расширить представление детей об игрушках, о материалах, из которых делают игрушки, частях, из которых они состоят. Формировать обобщающее понятие «игрушки». Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных), формирование у детей слоговой структуры слова.
Коррекционно – развивающие задачи: Развивать у детей диалогическую речь, общую и тонкую, артикуляционную моторику. Формировать умение делать глубокий вдох.
Коррекционно – воспитательные задачи: Формировать положительную установку детей на участие в организованной деятельности. Воспитывать навыки общения в играх со взрослыми.
Оборудование: Магнитофон, контейнер с картинками, , игрушки, детали пирамидки из бумаги, клей для аппликации, компьютер.
Ход деятельности:
Логопед приглашает детей в кабинет, приветствует их и загадывает загадку: «Он с бубенчиком в руке, в сине – красном колпаке. Он – весёлая игрушка, а зовут его - ….» (Петрушка – ответ детей.) Появляется Петрушка с грузовиком и предлагает детям рассмотреть предметы в грузовике: «Что вы видите в моей машине?» (Там лев, улитка, кукла Лена, лейка, дельфин , бульдог - ответы детей ).( Автоматизация звука [ЛЬ ]в словах.) «Замечательные игрушки у тебя, Петрушка!» - говорит логопед. Петрушка спрашивает детей : «Ребята, а вы любите играть в игрушки?» (Да. – ответы детей) Петрушка: «Сегодня мы с Людмилой Ивановной хотим вас пригласить в сказочную страну Игралию? Вы там конечно были! Пойдёте с нами?» (Да) Звучит музыка и дети вместе с логопедом идут по кабинету. Петрушка предлагает детям поиграть.
Игра «Заводные игрушки» Петрушка : «Ребята, в нашей стране живут разные игрушки, есть и заводные, давайте скажем : «1,2,3 – ну – ка ключик поверни и игрушку заведи!» После этих слов вы превратитесь в игрушку, которую я назову.» («Кукла» – дети двигают ручками, как куклы, говорят: « ЛЯ, ЛЯ….» Варианты игрушек : заводной мишка(«ли – ли»), юла(« ля – ля – ля»), мяч (ле – ле»), зайчик («лю – лю – лю») . Дети выполняют движения различных персонажей. ( Автоматизация [ ЛЬ].)
Логопед просит Петрушку и детей присесть около волшебных зеркал, ведь все пришли в страну Игралию, а в чудесной стране что – то происходит. « Что происходит в стане волшебной мы сейчас посмотрим!» - говорит логопед и предлагает детям сесть удобно напротив волшебных зеркал. (Дети садятся напротив настольных зеркал).
Текст читает взрослый.
| Действия выполняют дети.
| В сказочной стране жил волшебный голосок. Больше всего он любил свободу. Узнал об этом злой волшебник Бяка и проглотил голосок.
Выбраться из плена голоску было очень трудно, охраняли пленника губы.
Охраняли пленника зубы.
Охранял пленника язык.
Но гордый голосок мечтал о свободе.
Злой Бяка был очень хитрым, он приказал языку и тот поднялся , придвинулся к верхним зубам и прислонился к бугоркам за ними и устроил голоску преграду. Путь закрыт.
Но голосок оказался хитрым. Он двинулся по бокам языка с двух сторон.
Не смог удержать голосок злодей!
| Дети поют [а ].
Дети открывают и закрывают рот, смыкая губы и зубы.
Вытянуть губы вперёд, размыкать и смыкать их.
Обнажить зубы и постучать ими.
Высунуть язык и покачать им из стороны в сторону.
Открыть и закрыть рот.
Поднять кончик широкого языка к бугоркам за зубами , упереться в них с силой.
Многократно произносим [ ль ].
| Слайд. (Просмотр слайда после выполнения упражнений для языка).
Петрушка хвалит детей и просит присесть, чтобы посчитать игрушки (детям раздают карточки с изображением разного количества игрушек). Затем Петрушка просит детей, у которых на картинке одна игрушка положить их на стол (вопрос: «Сколько мячей у тебя, Миша?» ) ответ (один мяч). Логопед помогает Петрушке и просит всех детей, у которых две игрушки принести и положить их в синюю коробку . ( Вопрос: «Сколько пирамидок у тебя, Соня?») ответ ( две пирамидки) тоже с машинками, машинки дети кладут в красную коробку .(Вопрос: «Сколько машинок у тебя, Алёша?» (три машинки – ответ). Петрушка хвалит детей.
Логопед просит отгадать загадку : «Он в Африке жил когда – то, у него мех богатый, грива пышна и красива и рычит он громко, игриво.» (Это лев). Появляется игрушка лев. Лев говорит «Поиграйте со мной.» Логопед спрашивает детей: «Что вы будете делать с львом.» (Будем играть. Будем кормить. Будем катать на машине. Будем укладывать спать.) Выполняют действия . ( Расширение глагольного словаря). Игрушечный лев говорит: « Слышал я, что в нашей стране Игралии все дети стали очень внимательными, я проверю так ли это?» Лев произносит несколько раз своё имя по – разному и просит детей ответить «да», если имя произносится верно и « нет» - если не верно! ( Слова: ев, лев, пев, рев, мев, лев). Логопед говорит : «Молодцы!» , предлагает отправиться с Петрушкой дальше.
Петрушка: «А вы знаете, ребята, что слова бывают длинные и короткие. (Дети – да, знаем.) Если вы увидите картинку с длинным словом – поднимите длинную полоску, а если с коротким – короткую (« мяч» (короткая полоска), «пирамида» ( длинная полоска), «юла» (короткая полоска), « машинка» (длинная полоска). Петрушка хвалит детей: «Молодцы! Вы такие способные.»
Логопед предлагает отдохнуть и поиграть в стройку. Речь с движением «1,2,3,4,5. Будем строить и играть. ( Повороты вправо – влево, ритмичные приседания). Дом большой, высокий строим, окна ставим, крышу кроем. Вот какой красивый дом! ( тянуться вверх на носочках, прыжки на месте. Будем жить все вместе в нём!» (Развести руки в стороны).
Логопед говорит: «Ребята, а вы слышите хорошо? (Да). А Петрушка вот что – то плохо слышать стал, я буду называть вам игрушку тихо, а вы мне будете её называть громко : мяч – МЯЧ, пирамидка – ПИРАМИДКА, кукла – КУКЛА, лев – ЛЕВ, лебедь – ЛЕБЕДЬ . (Развитие остроты слуха). Петрушка: «Спасибо вам, вы мне очень помогли!»
Логопед говорит: «Ребята, а наш Петрушка очень устал, давайте его посадим отдыхать и подарим ему игрушку – загадку. (Дети загадывают загадку по мнемотаблице.)
-
Контур игрушки пирамиды.
| Большой , маленький круг.
| Дерево.
| Рука.
| Слайд.
Логопед загадывает загадку образец: «Это игрушка. Она маленькая. Она деревянная. Её колечки нанизывают на палочку.» (Это пирамидка. – Ответ детей.)
Дети пробуют загадать свои загадки. Логопед говорит: «Ребята, а давайте сделаем настоящие пирамидки для Петрушки!»
Логопед раздаёт детям детали пирамидки для выполнения аппликации (дети раскладывают детали по величине на листочке бумаги и наклеивают). « Вот какой подарок чудесный мы сделали для Петрушки!» - говорит логопед.
Петрушка благодарит всех , спрашивает детей о том, во что им понравилось больше играть с Петрушкой. Дети возвращаются в группу. |