Скачать 50.95 Kb.
|
Урок литературы в 11 классе по программе В.В.Агеносова. «Русская литература ХХ века». Учебник в 2-х частях под редакцией В.В.Агеносова. М.Дрофа. ТЕМА УРОКА: «Двусмысленная слава Игоря Северянина» ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить знакомство с особенностями течения футуризма на примере творчества И.Северянина. ЗАДАЧИ УРОКА: 1) дать возможность определить, в чем заключена двусмысленность поэзии Северянина, определить основные черты его поэтики; 2) через анализ поэтического текста и актуализацию жизненного опыта помочь учащимся соотнести знания особенностей футуризма и места его в историко-литературном процессе; 3) формировать эстетический вкус учащихся, развивать их творческие способности. ОБОРУДОВАНИЕ:
и высказываниями Н.Гумилева о творчестве Северянина. ХОД УРОКА: I. Предъявление темы и цели урока, создание мотивации, актуализация жизненного опыта, проверка домашнего задания. 1. Прочитайте высказывание В.Брюсова, написанное на слайде (СЛАЙД №1). Как эти слова соотносятся с целями и задачами футуризма? Брюсов В.: «Я полагаю, что задача «нового искусства» - даровать творчеству полную свободу…» 2. Назовите основные принципы футуризма и известных вам представителей этого течения. Дома вы познакомились с творческой биографией И.Северянина как представителя футуризма. Вспомните известные вам особенности модернизма в целом и выполните следующее задание. 3. Все написанное на доске имеет отношение к Серебряному веку. Уберите все, что не относится к Игорю Северянину. (СЛАЙД №2) При выполнении данного задания учащиеся аргументируют свой выбор. «Страшное, грубое, липкое, грязное…» В.Маяковский «Дохлая луна» Мистицизм 1913 В.Хлебников «Я мечтою ловил уходящие тени…» Акмеизм Брюсов Бурлюк Неологизмы 1910 заумный язык «Пощечина поэзы общественному Н.Гумилев вкусу» «Жираф» Маринетти future дыр бур щил Цех поэтов эпатаж смеюнчики «Башня» туманность символ И.Северянин деталь «король поэтов» 4.(СЛАЙД№3) - Остается Я - символ, в котором выражена философия индивидуализма и эгоцентризма, получившая воплощение в скрижалях эгофутуризма.. II. Групповая работа по анализу текста стихотворений И.Северянина Определить в ходе анализа цитат и стихотворений двусмысленность восприятия современниками поэзии Северянина , внутреннюю противоречивость лирического героя.
Обратите внимание на пунктуацию, как она характеризует автора? Определите позицию лирического героя, его отношение к творчеству. (Неприятие мещанской действительности, высмеивание ее, ирония как основная манера повествования, словотворчество, эпатаж) 3.Перед вами высказывания современника Северянина Н.Гумилева, прочитайте их, определите, в чем он видит противоречивость лирики Северянина. «Талант его как художника значителен и бесспорен. Если порой изменит ему чувство меры, если в стихах его встречаются безвкусицы, то все это искупается неизменною музыкальностью напева, образностью речи и всем тем, что делает его не похожим ни на кого из других поэтов». «Неологизмы И.Северянина позволяют ему с замечательной остротой выразить главное содержание его поэзии: чувство современности. Этот поток непривычных слов и оборотов создает для читателя неожиданную иллюзию: ему кажется, что акт поэтического творчества совершается непосредственно в его присутствии». «… стихи Северянина рискуют устареть слишком быстро – в тот день, когда его неологизмы перестанут быть таковыми». «Много в Северянине – от дурной современности, той самой, в которой культура олицетворена в биплане, добродетель заменена приличием, а красота – фешенебельностью». ( «Из писем о русской поэзии»)
Групповая работа над стихотворениями «Это было у моря…» (1 группа), «Июльский полдень» (2 группа), «Кензель. Увертюра»(3 группа), «Мороженое из сирени»(4 группа) После чтения работа в группах и ответы на вопросы 1,2,3,4,5. 1. Каков мир Северянина? (чудо, необычное, яркое, новое; возвышает читателя над суетой и житейскими заботами; создается атмосфера красивости, изысканности; эффект чрезмерной эмоциональности) 2. Кто является героями его мира? (пажи, короли и королевы, виконты, принцы, дамы, господа) 3.Перечислите детали этого мира (предметы, явления). (ландолет, мороженое, платье муаровое, шампанское, красота, любовь, молодость, роскошь, шик, «высшие сферы») 4.Назовите жанр предложенного стихотворения. -баллада, сонет, кензель, романс -(заимствованные) -миньонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез, поэметта, ассонет, эскиз, диссона, газэлла, медальон, ноктюрн, хабанера – (придуманные) 5. Определите настроение, состояние лирического героя. (Внешнее: бодрое, решительное, наигранность, самолюбование; Внутреннее: ирония и насмешка над поклонниками, любителями «поэз», над толпой). (СЛАЙД №4, №5, №6, №7) III. Обобщающий этап урока. 1. Решите тестовые задания. (СЛАЙД № 8) 2. Прочитайте самостоятельно стихотворение «Двусмысленная слава» и выпишите цитаты – опорные слова, характеризующие поэтическое кредо поэта. Оформите свой ответ, включив эти цитаты в связное высказывание. (Определение кредо его поэзии: - «ряд изысканных сюрпризов»; - «в капризничающих словах»; - «Ведь кто рисует площадь, тот пишет кистью площадной»; - «я лирический ироник: ирония – вот мой канон».) IV. Заключительный этап урока. Свое представление о лирике И.Северянина и о личности поэта выразите в домашнем мини – сочинении «Образ «короля поэтов». Слайды:
|