Скачать 76.32 Kb.
|
Петрова Вера Викторовна Урок окружающего мира в 1 «А» классе «Где зимуют птицы?» Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний (урок – викторина) Учебник: Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 1 класс часть 2 Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные. Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, их образом жизни; с терминами «осёдлые» и «перелётные птицы». Расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях и перелётных. Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Ход урока: 1.Оргмомент . Проверка готовности к уроку, включение в деятельность. (Создать благоприятную психологическую обстановку, настрой на восприятие урока.) 2.Работа по теме урока 1.ВВОДНАЯ БЕСЕДА: « КАКИЕ ПТИЦЫ БЫВАЮТ» Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки довольно много — около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут только в лесу, другие — только в степи, третьи — там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие — только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц — птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные. У одних птиц они появляются на свет голенькими и беспомощными, и родители с утра до позднего вечера хлопочут около них. Постепенно птенчики оперяются и вылетают из гнезда. А у других птиц детишки, едва вылупившись из яйца, сразу встают на ножки и бегут за матерью. Они почти сразу умеют находить себе еду и прятаться в случае опасности. Одни птицы получили свои имена за голос, другие—за цвет, третьи—за поведение. Ю. Дмитриев. 2. ВИКТОРИНА - Названия команд.
1. Я весь день ловлю жучков. Уплетаю червячков. В тёплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик. Не робей! Я бывалый… (воробей) 2.Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит ... (сорока) 3.В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд - приятель!» И ставит подпись ... (дятел) 4.И в лесу, заметьте ,дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши, прячутся дрожа! Очень уж суровы филины и ... (совы) -Ребята, кто догадался, что для этих птиц общее? (Они не куда не улетают, а круглый год живут у нас) -Таких птиц называют ОСЕДЛЫМИ. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны. -Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крошки...) - Физкультминутка. Давайте мы с вами руками помашем, и что-нибудь птичье давайте мы скажем… А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, что мы сидим?! Под тихую музыку дети "разлетаются", машут руками, как крыльями. 3. Продолжение Познакомить учащихся с многообразием пернатых, с термином «перелётные птицы»; дать представление о разновидностях птиц. -Наш конкурс загадок продолжается! Что за весенняя черная птица, Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач) Угадайте, что за птичка- Темненькая невеличка. Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно- розовый ? (Скворец) Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей) -Давайте послушаем, как красиво поёт соловей. (Звучит запись трели соловья). -Птицы могут улетать па тысячи километров и после снова возвращаться домой. Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки. Это ПЕРЕЛЁТНЫЕ птицы. -Куда улетают некоторые птицы? (В теплые края). -Когда они вновь возвращаются? (Весной). -Почему их так называют? (Они совершают перелеты из одного района Земли в другой). 4.Конкурс «Почемучка». ЦЕЛЬ: закрепить знания учащихся о перелётных и осёдлых птицах. По одному вопросу каждой команде: *1-Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас? *2-Почему журавль улетает в теплые края, а сова зимует в наших краях? (Ответ на I часть вопроса можно найти на рис. со стр. 13 учебника.) -Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а раньше этого не знали. Конечно, люди замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы. Им помогли маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. 5.Конкурс «Третий лишний». Надо найти « лишнюю» птицу и объяснить, почему она не подходит для двух других. 1 команда.
2 команда.
6. Конкурс «Узнай птицу». Описание птиц (приложение) 7. Итоги урока. Рефлексия -Наша игра подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. -Давайте повторим, где зимуют птицы? (в тёплых краях) -Какие птицы зимуют у нас? -Не забывайте заботиться о птицах зимой, помогайте им! ПРИЛОЖЕНИЕ Описание первое Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички - воробьи; скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома. Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты) Описание второе: Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц. Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка) Описание третье: Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточки) Описание четвертое: Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (Синица) |