Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации24.04.2014
Размер1.36 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Туризм > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО

ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ


Утверждена на педагогическом совете

Протокол педагогического совета

от

Председатель

____________А.Я.Котанс
Утвердить с изменениями

Протокол педагогического совета

№ от

Председатель

____________А.Я.Котанс
«ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ»

авторская программа

Срок реализации 4 года

Возраст участников программы 13-17 лет

автор Третьяков Михаил Федорович,

методист ГОУ ДОД ОЦДЮТЭ
Рязань-2000


Третьяков М.Ф., методист ОЦДЮТЭ

ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ»

1-4 е годы обучения

6 часов в неделю (960 часов)

Пояснительная записка: Важной проблемой современного общества является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи национального и культурного единства, формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, формирование идеи единства человека и природы, чуткого и бережного отношения ко всему живому на земле и потребности в сохранении природы нашей планеты. Эта проблема перекликается с необходимостью воспитания чувства уважения и бережного отношения к памятникам истории и культуры. Решению перечисленных проблем могут способствовать различные воспитательные и образовательные программы исторической, культурологической, туристско-краеведческой и экологической направленности, которые тесно связаны между собой. Так, воспитание бережного отношения к природе может формироваться в процессе изучения культуры и быта наших древних предков и их отношения ко всему живому на земле, представлений о творении мира и высказываний древних о том, что всё, что происходит с природой, происходит и с её детьми.

В летнее каникулярное время воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной и лагерной жизни в археологической разведке, походе или в экспедиции, и предусматривают активную деятельность обучающихся в естественных природных условиях, что особенно важно, учитывая возрастающую гиподинамию школьников с ее негативными последствиями для здоровья. Возрождение идеи национального и культурного единства и формирование патриотических чувств у детей также должно осуществляться на основе изучения истории, понимания того, что Россия - страна с большой историей, богатой культурой, которая имеет право формирования собственной культуры и выбор своего исторического пути и в дальнейшем.

Объединение краеведения, археологии и практической деятельности в походе, палаточном лагере в одной программе позволяет проявиться различным способностям детей и подростков, а также придает ценность и самостоятельное значение физическим тренировкам, необходимым при занятиях изыскательскими археологическими работами, превращая их для подростков в интересный и увлекательный вид деятельности. Сочетание коллективных действий в экспедиции, маршрутной разведочной группе, и индивидуальных действий в условиях порученного участка работы воспитывает как умения и навыки жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность.

Предлагаемая четырехлетняя образовательная программа «Основы археология» является программой туристско-краеведческой направленности и рассчитана на 4 года обучения. Она относится к комплексным программам, объединяя в себе теоретический курс с практическим деятельностью обучающихся, требующих элементарных навыков пешеходного туризма.

Продолжительность образовательного цикла «Основы археологии» – четыре года обучения. Программа состоит из четырех образовательных блоков, каждый из которых рассчитан на год обучения. Программа первого года «Юные археологи» - программа начального уровня - вводный курс. Программы второго и третьего гг. обучения - программы совершенствования знаний и умений, в которых закладывается основная теоретическая база будущего юного исследователя.

Программа четвертого года обучения дает навыки консервации и реставрации археологических находок, знакомит с приемами и методикой исследовательской работы, приобщает воспитанников к экспериментальной археологии и макетированию.

Программа предполагает разно уровневые результаты обучения на каждом году обучения.

Учебно-тематический план составлен исходя из учебной нагрузки на одну учебную группу 6 часов в неделю на протяжении четырех лет обучения. Продолжительность учебного года 10 месяцев. Общее количество учебных часов в году - 240.

Программа адресована подросткам 13-17-летнего возраста, соответственно:

1-й год обучения - 13-14 лет;

2-й год обучения - 14-15 лет;

3-й год обучения - 15-16 лет;

4-й год обучения - 16-17 лет.

Нижняя граница возраста первого года обучения обусловлена тем фактом, что в полевых выездных экспедициях запрещена работа детей моложе 14 лет. Специальных требований к знаниям обучающихся при приеме в объединение нет.

Учебные группы смешанные, разновозрастные (разница в возрасте воспитанников одной группы может составлять 1-2 года). Особенности физиологических различий подростков мальчиков и девочек, возрастные особенности развития обучающихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, экспедиций и походов.

Программа «Юные археологи» составлена для воспитанников первого года обучения и направлена на первичное ознакомление учащихся с основами вещеведческого материала, общей периодизации археологии, основами этнологии, нумизматики, хронологии, генеалогии и других вспомогательных исторических дисциплин. Тематически данная программа соответствует большинству программ с исторической, археологической, краеведческой тематикой. Курс является вводным и пропедевтическим. Большое внимание, в отличие от программы «Юные археологи» Р.Л.Розенфельдта (Р.Л.Розенфельдт. Кружковая работа., Новгород, 1982 С. 22-24), уделяется изучению археологического материала регионального компонента. Вещеведческий материал (археологические артефакты, сооружения, памятники) изучается в основном на материалах края. Программа опирается на знания, полученные воспитанниками по школьному курсу «История» 5-7 классы.

Количество детей в группах начальной подготовки первого года обучения 12-15 человек. На втором-четвертом годах обучения, количество обучающихся может достигать 8-10 человек, что вызвано необходимостью формирования устойчивого коллектива, возрастающим объемом теоретической работы по направлению археология, специализацией воспитанников по определенным разделам курса, подготовкой ими исследовательских работ, требующих от педагога дифференцированного подхода и индивидуальной работы с обучающимися, например индивидуальных консультаций.

Программа базируется на технологии дифференцированного обучения. В методах обучения преимущество отдается исследовательскому и проблемному методам. Основополагающими принципами, заложенными в настоящей программе – это фундаментальность и научность обучения. Задачей педагога является донести новейшие научные гипотезы и выводы ученых адаптировано и понятно для детского восприятия и понимания. Содержательная часть программы построена крупными блоками.

Цель программы 1-го года обучения: подготовить воспитанников к изучению и освоению основного фундаментального трехгодичного курса «Основы археология»

Задачи курса:

Образовательные:

  • сформировать элементарное представление о научной дисциплине;

  • обеспечить развивающее и познавательное начало в освоении новых фактов и закономерностей;

  • формирование первоначальных навыков самостоятельной работы с литературой и материальными источниками;

  • дать понятие «археологическая культура» и их закономерная сменяемость.

воспитательные:

  • воспитание патриотических и гражданских чувств и убеждений;

  • формирование навыков коллективной работы, воспитание культуры общения и уважения к другим точкам зрения;

  • формирование ценностных ориентаций;

  • формирование у воспитанников постоянной потребности к самообразованию, к активной познавательной и исследовательской деятельности.

развивающие:

  • развитие творческих способностей детей;

  • дальнейшее развитие любознательности и интереса к предмету;

  • развитие личности учащихся.

Содержание программы построено так, что воспитанники изучают археологический материал большими внехронологическими блоками. Например, в теме «Керамика» учащиеся знакомятся с зарождением и развитием керамического производства, изменению его технологии с неолита по настоящее время, получают представление о видах глин и наполнителей, о формах сосудов, орнаментации, поливе, устройстве горна и т.д. Им предоставляется практическая возможность поработать с массовым археологическим материалом - керамикой от неолита до XX века. Таким же образом в темах: «Камень как археологический материал», «Кость как археологический материал», «Жилища» и других изучается кремневый и иной каменный материал, находки из кости, металла, стекла, типы жилищ разных народов в разные исторические эпохи. Цель подобных обобщений - полнее показать воспитанникам все многообразие вещевого материала, научить их определять и узнавать его, отличать массовую находку от индивидуальной, освоить навыки приблизительного датирования и атрибуции археологических находок.

Привожу примерную разработку цикла занятий по теме:«Керамика, как массовый археологический материал» (21 час)

Представление о керамике у школьников 12-14 лет складывается из курса изучения Всемирной истории (6 класс) на основе рассказа педагога о краснофигурной и чернофигурной керамики у древних греков. Кто-то из учащихся мог видеть в деревне летом глиняную посуду. В целом тему приходится изучать, опираясь на эти небольшие знания.

Цели изучаемого раздела:

а) сформировать устойчивое понятие о керамике как этнографическом

и археологическом материале;

б) научить различать фрагменты керамики по примеси в тесте,

обжигу, орнаменту;

в) дать понятие об основных формах и составных частях сосудов;

г) ознакомить с технологией гончарного производства и сформировать

первичные его навыки;

д) ознакомить с достижениями современного керамического производства и современным технологическим процессом керамического производства;

е) сформировать системный взгляд на проблему гончарного производства;

ж) побудить к самостоятельным изысканиям по данной теме.

Отбор содержания учебного материала строится на основании поставленных целей, согласно разделу 5 программы Третьяков М.Ф. «Юные археологи» 1-й год обучения

План изучения темы:

1 занятие - Вводное. Объясняем, почему глина является первым искусственным материалом, используемым человеком. Предлагаем подумать над вопросом, как человек мог додуматься использовать гляну для лепки сосудов? Учащиеся предлагают свои гипотезы и обсуждают их. Преподаватель руководит и направляет дискуссию.

Вводим понятия: лепная керамика, гончарная керамика, гончарный круг, формовка сосуда, тощие и жирные глины, называем и записываем основные формы и составные части сосудов. В конце занятия воспитанникам предлагается кроссворд в задание по формам и частям сосудов, которые они выполняют самостоятельно.

2 занятие - Формовка сосудов лепным способом. Работаем с пластилином. Обучающимся предлагается самим изготовить из пластилина несколько сосудов, используя различные технологии. Обучающиеся сами доходят до ленточного, спирально-жгутового способов, вытяжки. Объясняем способы, невозможные в данных условиях. Дается фактический материал по развитию керамического производства в первобытности и ранних цивилизациях. Им предлагается по самостоятельно найденной литературе подготовить к 7-му занятию сообщение на темы:

а) керамическое производство в Древней Греции

б) керамическое производство в Египте

в) керамическое производство в Древнем Риме

г) керамическое производство в Древнем Китае

д) керамическое производство в Междуречье

е) керамическое производство у кочевников Средней Азии и т. д

3 занятие. Определение состава примесей в тесте глины. Определение вида обжига по слому фрагмента керамики. Даем информацию по теме. Показываем образцы обжига, примесей в тесте на учебной коллекции. Раздаем образцы керамики. Учащиеся должны определить примеси, используемые в тесте, вариант обжига. Изучаем орнамент. Используем пластилин. Учитель предлагает нанести орнамент на поверхность пластилина разными способами, используя подручный материал. Учащиеся самостоятельно работают с пластилином. После проверки их работы систематизируем полученные опытные результаты. Выделяем виды орнамента по их образцам. Задаем вопрос? Что можно сделать еще? Дополняем их «открытия».

4 занятие - Проводим в керамических мастерских членов Союза художников Г.А.Сметаниной и Г.Е.Хохловой. Демонстрация технологического процесса с гончарным кругом. Показ основных технологических операций: подготовка глины, формовка, фляндровка, нанесение ангоба, роспись, полива и другие. Практические попытки формовать на гончарном круге. Обжиг в муфельной печи. Задание - обжечь полученные образцы дома, получить результаты и проанализировать их.

  1. занятие — Гончарные горны. Устройство простейших горнов. Учащиеся рассматривают схемы горнов и производят их сравнение по технологическим характеристикам. Игрушка. Определение игрушки. Знакомство с образцами этнографических игрушек: филимоновской, вырковской, сапожковской, дымковской. Изготовление простейшей свистульки из пластилина.

  2. занятие Экскурсия на Скопинскую фабрику декоративной керамики. Осмотр художественных мастерских, музея и цехов массового производства. Учащиеся должны сформулировать вопросы, которые возникли у них при изучении темы «Керамика». (В ином варианте показывается видеофильм «Скопинская фабрика»)

  3. занятие - Итоговое. Выступления учащихся с сообщениями. Разбор сообщений и рецензирование их группой. Итоговая проверка. По полученному образцу керамики учащийся называет:

а) лепная или гончарная

б) вид формовки

в) вид глины с наполнителями

г) вид обжига

д) вид орнамента

е) другие характеристики

ж) какую часть сосуда представляет фрагмент

з) предположительная форма сосуда и размеры.

В программе первого года обучения не изучаются особенности той или иной археологической культуры или культурной общности, а только вводится само понятие «археологическая культура».

Формы занятий: предполагают эвристические беседы, рассказ педагога, сопровождаемый демонстрацией находок, иллюстраций, фильмов, несложные дискуссии, экскурсии в музеи и выходы на археологические памятники, самостоятельную работу воспитанников с несложной литературой и коллекциями вещей, практические и лабораторные занятия с археологическим материалом, несложное макетирование, лепка.

Программа 2-го года обучения «Мировая и Российская археология» направлена на ознакомление учащихся с основным базовым курсом археологии, изучение великих цивилизаций древности в культурном и археологическом аспектах, археологии средневековых русских городов Киева, Новгорода, Смоленска, основ палеографии, метрологии, церковной археологии. Тематически данная программа соответствует большинству программ с исторической, археологической, краеведческой направленностью. Курс 2-го года обучения, рассчитан на углубленное ознакомление учащихся с историей археологических открытий в Древней Греции, Древнем Риме, Египте, Передней Азии, Северной и Центральной Африке, доколумбовой Америке, Индии и Китае.

В ходе изучения курса продолжается знакомство учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами: палеографией, этнографией, метрологией. Программа сохраняет преемственность с программой первого года обучения и рассчитана на учащихся 7-8 классов. Фактический материал курса в значительной мере опирается на знания, полученные учащимися на уроках истории в 6-7-х классах основной школы, расширяет и углубляет эти знания в пределах читаемого курса.

В отличие от программы 1-го года обучения, у руководителя нет возможности демонстрировать слушателям во время занятий подлинные артефакты, но этот недостаток компенсируется обилием научно-популярной (в том числе и доступной детям) литературы, огромным количеством альбомов, видеофильмов, слайдов и другого иллюстративного материала, помогающего в полной мере решить проблему наглядности в преподавании.

Программа 2-го года обучения также построена блоками, в которых рассматривается история археологического изучения отдельных географических регионов в хронологическом порядке. Учащиеся знакомятся с развитием мировой археологической науки, совершенствованием методики раскопок и теоретической археологии в целом. Наглядность на занятиях достигается с помощью иллюстраций, слайдов, видеофильмов.

Цель программы:

• сформировать цельное понятие о многообразии культурного наследия цивилизаций прошлого; воспитать уважительное отношение к ним.

Задачи курса:

образовательные:

• создать основную базу знаний о становлении и развитии мировой археологии, ее основных направлениях и школах в настоящее время;

расширить и углубить знания обучающихся по культурам народов Средиземноморья и Востока; •

научить соотносить археологическую находку, памятник с определенной цивилизацией (археологической культурой), примерно датировать ее;

воспитательные:

  • воспитание гражданских чувств и убеждений;

  • воспитание культуры общения со старшими и сверстниками в процессе коллективной работы;

  • воспитать уважительное отношение к цивилизациям прошлого, их достижениям, культурным ценностям, привить навыки исследовательской научной работы с литературой.

развивающие:

• обеспечить общеразвивающее культурологическое начало в процессе изучения программы;

• упрочить интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;

• обеспечить развитие творческого начала личности учащихся.

Работая с программой, педагог сталкивается с определенными сложностями. Как правило, большая часть научно-популярной литературы по археологии, рассчитанной на подростковую аудиторию, издавалась в 70-80-е гг. За последние двадцать-тридцать лет археология заметно ушла вперед. Многие взгляды, версии, выводы этих книг устарели и не соответствуют научным взглядам сегодняшнего дня. В то же время, отказаться от использования этой литературы нельзя, так как круг книг для детского возраста по этой тематике ограничен. Задача педагога на занятиях, обратить внимание детей на прогресс развития научных знаний в последние годы и вооружить их современными научными теориями. Для этого педагогу рекомендуется использовать тематические выпуски журнала Курьер ЮНЕСКО, В мире науки Scientific American, журнал Российская археология. В настоящее время автором программы ведется разработка учебных пособий к программе 2-го года обучения. В 2002 году были выпущены учебные пособия по темам: «Древние культуры Америки» и «Археология Древней Греции», которые помогут педагогу быть в курсе взглядов и представлений современной науки.

Также рекомендуем при подготовке к занятиям использовать энциклопедию «Исчезнувшие цивилизации», вышедшую отдельными томами в конце 90-х гг. и отражающую современные взгляды на античные и восточные цивилизации западноевропейских ученых. Отсутствие единой концепции дает возможность построить занятие в форме диспута, дискуссии, что само по себе является полезным для воспитанников, заставляя их отстаивать определенную точку зрения, приводить в её защиту факты, аргументы, доказательства.

В программе предусмотрены занятия-экскурсии связанные с выездами в Музей народов Востока и Музей Изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Исторический музей, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Формы обучения на втором году существенно меняются. Рассказ педагога очерчивает общую проблематику, акцентирует основные спорные и неясные моменты. Чаще делается упор на активные формы обучения, например коллоквиумы и семинары. Например, можно дать опережающее задание по теме двум обучающимся, где второй выступает в роли оппонента первого докладчика. Воспитанник к концу учебного года должен подготовить самостоятельно небольшое исследование по избранной теме и выступить с ним на занятии объединения или на областной конференции. На втором году значительно возрастает роль индивидуальных консультаций. Для воспитанников продвинутого уровня подготовки может быть рекомендована реферативная работа, по одной или нескольким монографиям. На втором году обучения учащиеся постепенно совершают переход от научно-популярной к научно-исследовательской литературе, осваивают её язык, глоссарий и специфическую терминологию. Вместе с тем, не следует отказываться от таких популярных форм как экскурсии, просмотры тематических фильмов, лабораторных и практических занятий. В конце учебного года запланирован поход с проведением археологической разведки. Если педагог не имеет разрешения на самостоятельные археологические исследования, то поход можно совместить с проведением мониторинга известных археологических памятников района, области с обязательным оформлением результатов и передачи их в ГУ ЦОКН.

Методическое обеспечение курса: курс снабжен специально разработанным учебными пособиями, охватывающим отдельные разделы программы, коллекцией слайдов, серией видеофильмов по изучаемым разделам.

Программа «Археология Рязанского края» 3-го года обучения продолжает курс «Основы археологии», являясь региональным компонентом четырехлетнего курса «Основы Археологии». Земля рязанская богата памятниками археологии. Ежегодно десятки экспедиций ведут изыскательские работы на территории области. Большая часть участников этих экспедиций – студенты и школьники. Поэтому, планируя этот курс, автор имел в виду и определенный социальный заказ со стороны держателей открытых листов, которым требуются грамотные рабочие и лаборанты. Изучение древней истории края, знакомство с наиболее известными его памятниками способствует воспитанию любви к малой родине, формированию гражданских и патриотических чувств.

Цель программы:

Дать учащимся научные знания по археологии Рязанского края, археологическим культурам, их особенностям, истории их исследования, вовлечь их в процесс поисковой, исследовательской работы.

Задачи курса:

образовательные:

  • ознакомить слушателей с историей развития археологии в рязанском крае, с именами виднейших ученых, посвятивших свою жизнь изучению рязанской археологии;

  • детализировать и систематизировать знания учащихся об археологических культурах области, опираясь на знания, полученные ими в ходе летних изыскательских работ;

    воспитательные:

  • воспитывать патриотизм, гражданственность, любовь к малой родине, опираясь при этом на памятники истории и культуры края;

    развивающие:

  • обеспечить развивающее начало и становление личности слушателей;

  • привить любознательность, потребность в получении новых знаний, вкус к самостоятельной исследовательской работе.

По своей структуре предложенная программа делится на три тематических блока. В первом - учащиеся знакомятся с историей археологии рязанского края, с именами виднейших ученых, их деятельностью, с основными археологическими открытиями, сделанными исследователями в ХIХ-ХХ вв., с работой по составлению Свода археологических памятников, начавшейся в 70-е годы ХХ в. и продолжающейся по сегодняшний день. Изучение этого материала позволит слушателям увидеть в динамике процесс накопления научных знаний, осмыслить свое место и свой скромный вклад в науку на конце этой логической цепочки.

Во втором блоке программы детально изучаются археологические культуры рязанского края в их хронологической последовательности. Программа предусматривает практическую работу с изучаемым археологическим материалом: зарисовку, шифровку, описание, типологию и классификацию на которую планом выделено 30% времени от теоретического курса. Этот блок программы является особенно важным для подготовки юных исследователей. На третьем году обучения начинается специализация обучающихся по определенным археологическим культурам. Преподаватель должен предусмотреть и это, чтобы иметь возможность дифференцированно (по двум уровням - общем и углубленном) давать материал по культурам.

В третьем блоке изучаются вопросы полевой археологии. Первостепенную важность при изучении этого блока программы приобретает практическая направленность занятий. Первые сведения по полевой археологии обучающиеся получили на первом году обучения и практически апробировали в течение двух экспедиционных сезонов, но задача, стоящая перед ними на 3-м году обучения несколько иная. Обучающиеся должны не просто овладеть в полном объеме необходимой суммой знаний по полевой археологии, а выработать в себе устойчивые навыки этой работы, доведя их до автоматизма, до умения применять их на практике. Летом многим из них предстоит выполнять работу младших лаборантов на раскопе или лаборантов в камеральной лаборатории обработки археологического материала, где они смогут использовать полученные знания, умения, навыки в своей практической деятельности.

В программе предусмотрено 20 часов, для привлечения местного археологического материала района, села, деревни по месту работы археологического объединения или клуба. Если выделенных часов недостаточно, то, работая по второму блоку программы, руководитель может строить рассказ о той или иной археологической культуре или эпохе, опираясь исключительно на местный материал. Резерв также можно использовать для индивидуальных консультаций с воспитанниками в целях углубления специальных знаний по отдельным культурам.

В конце учебного года предусматривается археологическая разведка с элементами категорийного похода, в котором обучающиеся смогут на практике отработать полученные знания по полевой археологии на практике.

Формы занятий с обучающимися:

  • беседы, лекции;

  • индивидуальные и групповые консультации; (роль их особенно возрастает на 3-м году обучения);

  • самостоятельная работа учащихся с научной археологической литературой любой сложности, полевыми отчетами, коллекциями вещей;

  • написание рефератов, докладов, сообщений проблемного характера, практических разработок по археологической тематике;1

  • экскурсии в РИАМЗ, ГИМ, районные краеведческие и школьные музеи;

  • самостоятельная работа учащихся в библиотеках и фондах музеев;

  • выступления на конференциях, олимпиадах, слетах и научных чтениях детских археологических коллективов;

  • камеральная обработка археологических находок;

  • летняя полевая практика на раскопках и в разведках.

    Формы контроля усвоения программного материала:

    К формам контроля можно отнести выполнение обучающимися реферативных и исследовательских работ по избранной или предложенной тематике, практических работ по третьему блоку программы, в конце учебного года целесообразно провести зачетное занятие. Подробнее о формах и содержании зачетных занятий см. Третьяков М.Ф. Из опыта проведения зачетных занятий в археологических кружках, секциях, клубах.2

    Методическое обеспечение программы:

Программа обеспечивается большим количеством раздаточного материала, Наглядность обеспечивается подбором слайд- и видеофильмов. По отдельным разделам программы написаны текстовые разработки, которые помогут педагогу лучше объяснить воспитанникам особенности археологических культур эпохи камня и раннего металла.

Программа курса 4-го года обучения "Экспериментальная археология, основы консервации и реставрации археологических находок" рассчитана на учащихся, занимающихся в археологических объединениях 4-й год и имеющих не менее трех сезонов полевой практической работы в экспедициях.

Цель программы:

  • подготовить учащихся к выполнению работы лаборанта раскопа, камеральной лаборатории, дать первичные знания в области археологического макетирования и реставрации.

Задачи курса:

  • углубить знания и умения учащихся по археологии;

  • придать этим знаниям конкретную практическую направленность в области макетирования и экспериментирования по технологии древнейших производств и объектов материальной культуры;

  • дать конкретные знания по консервации и первичной реставрации простейших археологических находок;

  • выработать навыки по практической инструментальной топосъёмке, фото- и видеосъёмке.

В теоретическом плане выделяются часы индивидуальных консультаций для написания обучающимися исследовательских рефератов и докладов по археологической тематике, используя имеющиеся публикации и архивный материал. Обучающиеся на четвертом году обучения должны получить опыт организаторской работы, возглавляя творческие группы младших школьников 2-3-х гг. обучения для работы над конкретной теоретической проблемой или практической разработкой; выступают в качестве научных руководителей сообщений и рефератов, подготовленных начинающими юными археологами.

Программный курс содержит четыре блока. В первом обучающиеся знакомятся с основами экспериментальной археологии и макетированием, первоначальные навыки которых они получили на практике в летнем сезоне. Во втором блоке изучаются основы реставрации и консервации археологического материала: дерева, кожи, керамики, кости, стекла, черного и цветного металла и проч. В третьем блоке отрабатываются навыки и расширяется теоретический курс по фото- видео- и топографической практике. В четвертом блоке даются основы психологии организаторской работы группы, требования к правильному написанию и оформлению реферата, сообщения, проблемной и практической разработки, доклада, даются основы библиотековедения.

Первые три блока программы тесно увязаны с практическими занятиями, часть которых переносится на летний полевой сезон, часть реализуется одно-двухдневными выездами в поле в весенне-осенний период. Четвертый блок отрабатывается практически на текущих мероприятиях учебного года: слетах, конференциях, семинарах.

В программе выделяется 30 часов, используемых для индивидуальных консультаций с обучающимися. Роль индивидуальных консультаций к четвертому году обучения резко возрастает в связи с достаточным объёмом теоретических знаний обучающихся и их начинающейся специализацией по избранным темам.

Формы занятий:

  • лекции;

  • практические семинары;

  • экскурсии;

  • коллоквиумы;

  • экскурсии;

  • выезды с отработкой полевых и практических навыков;

  • консультации;

  • самостоятельная работа слушателей с литературой, архивными источниками, коллекциями археологических вещей.

Роль этой последней формы занятий существенно повышается к 4-му году обучения.

Итоги реализации программы. Разработка предлагаемой учебной программы прошла несколько предварительных стадий. Автором было изучено более 70 различных программ археологической направленности, разработанных музейными работниками и педагогами Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Иркутска. Все приведенные программы можно разделить на следующие типы:

а) программы, составленные музейными работниками для занятий на экспозиции и фондах музеев – одно и двухгодичные, узконаправленные, занимающиеся изучением одной хронологической эпохи (по профилю руководителя, автора программы);

б) программы развивающего характера для дошкольников и младших школьников при кабинетах школьника музеев;

в) академические программы, дублирующие вузовский курс – (малый истфак Санкт-Петербургского государственного университета им. Петра Великого, программа Городского Дворца Творчества С-Петербурга (Анников Дворец);

г) программы областных Центров туризма и экскурсий (Иркутск, Новосибирск, Пермь, Воронеж), ориентированные на региональный компонент;

д) программа Р.Розенфельда «Юные археологи», которая в 80- нач. 90 гг. прошлого века являлась типовой.

Все выше перечисленные программы имеют свои положительные стороны, но не лишены недостатков. Программы, разработанные музеями, не содержат разделов по подготовке воспитанников к практической работе в экспедиции, хотя дают несомненно хорошую практику работы с артефактами в фондах музея. Университетские программы рассчитаны на будущих студентов, поэтому доступны для освоения лишь продвинутой части учащихся, ориентированных на дальнейшее продолжение учебы по археологии и истории. Центровские программы, как раз преследуют цель подготовить кадровый состав экспедиций, поэтому делая упор только на местный археологический материал края, не тратят время на изучение памятников и культур мировой археологии. Типовая программа Р.Розенфельда, напротив, не включает региональный компонент. Все это заставило меня работать над программой, которая, сохраняя преимущества существующих, имела бы меньше недостатков.

Предлагаемая программа вводит пропедевтический вводный курс на первом году обучения. На выходе после 4 года обучения мы получаем выпускника, который знает и практически умеет больше, чем студент первого курса на археологической практике. Наш выпускник может работать помощником начальника раскопа, возглавлять маршрутную группу в археологической разведке. Некоторые исследовательские работы, выполненные нашими воспитанниками по уровню сложности выше курсовых работ студентов 2-3 курсов, да и теоретическая подготовка их лучше. Сравните 40 часов курса археологии вуза с объемом 240 часов, который получают наши воспитанники за 4 года обучения.

Таким образом, в 1998-1999 гг. появился проект настоящей программы. С 1999 по 2005 гг. она использовалась как экспериментальная, а с 2005 года была официально утверждена ОГОУ ДОД ЦДЮТЭ.

В 1999 году на работу педагогами в Центр пришли мои выпускники, - студенты истфака. Тогда родилась идея – совместными усилиями подготовить методическое наполнение к программе. В соавторстве с М.С.Масловым, Е. Сидельниковой (Макаренко), А.Иванниковой и другими в 2000 году Центром были выпущены шесть книжек по программе первого года обучения. В 2002-2010 гг. при содействии археолога И.Н.Верестовой – преподавателя истории железнодорожного колледжа было выпущено еще пять брошюр по отдельным темам 2-3 гг. обучения. Планирую продолжить эту работу и дальше.

Хотя программа не ставила своей целью подготовку профессиональных археологов, многие мои выпускники избрали для себя профессию историка. 29 моих бывших воспитанников закончили истфак РГУ (РГПИ, РГПУ). М.Маслов и В.Антонов успешно защитили кандидатские диссертации, Е.Сидельникова закончила очную аспирантуру, учится в аспирантуре К.С.Пономарев.

Наши воспитанники - желанные участники экспедиций Института Археологии РАН, ФГУК ГИМ, ГУ ЦОКН Рязанской области. За последние пятнадцать лет они работали в Старо-Рязанской АЭ. Мещерской АЭ ГИМ, Неолитической АЭ ГИМ, Рязанской АЭ ГИМ, Окской АЭ, Донской АЭ ГИМ, выполняя работы лаборантов, участковых, начальников камеральных лабораторий, руководителей маршрутных групп археологической разведки. ФГУК «Государственный Исторический музей» с 1994 года имеет постоянный договор с ОГОУ ДОД «ЦДЮТЭ» о совместном проведении полевых археологических лагерей с нашими воспитанниками.

Во время обучения мои воспитанники с 1992 по 2006 годы ежегодно были призерами и победителями областных краеведческих конференций. Неоднократно они защищали честь области на конференциях Российского и регионального уровня:

1993 г. – Литвинов Михаил - лауреат I Всероссийской краеведческой конференции г.Москва;

1994 г. – Панкин Павел - лауреат Российской открытой конференции «Юность. Наука. Культура» г.Обнинск;

1994 г. – Коротяев Дмитрий - лауреат региональной конференции в Воронеже.

1995 г. – Маслов Михаил, Пономарев Кирилл - лауреаты региональной конференции Рязань;

1995г. – Макаренко Андрей - лауреат Российской открытой конференции «Юность. Наука. Культура» Обнинск;

1995 г. – Крысанова Надежда, Пономарев Кирилл, Макаренко Андрей - лауреаты региональной конференции Санкт-Петербург;

1996 г. – Пономарев Кирилл - лауреат заочного Всероссийского конкурса краеведческих работ Москва;

1997 г. – Антонов Валерий, Пономарев Кирилл, Маслов Михаил -лауреаты I-ой Всероссийской олимпиады по археологии, этнологии и истории религий Санкт- Петербург;

1999 г. Гуреев Леонид – победитель РАШК (Российской археологической конференции школьников) Красноярск;

2000 г. - Костикова Ольга - лауреат Российской открытой конференции «Юность. Наука. Культура» Непецино;

2000 г. – Спиридонов Максим - лауреат VIII Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество» Москва;

2001 г. – Яковенко Андрей - лауреат Российской открытой конференции «Юность. Наука. Культура» Непецино;

2001 г. – Макаровский Александр - лауреат IX Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество» Москва;

2003 г. – Птушкин Андрей - лауреат XI Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество» Москва;

2003 г. – Птушкин Андрей лауреат губернаторской премии;

2004 г. – Птушкин Андрей - лауреат открытой Российской конференции «Юность науки» Обнинск;

2006 г. – Генералова Татьяна – дипломант XIV Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество» Москва.

Исследовательские работы воспитанников изданы в Москве, Санкт-Петербурге, Обнинске, Красноярске, Рязани.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск