Скачать 39.47 Kb.
|
Режим дня в жизни школьника Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима (нерегулярное питание, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т. п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма. Режим дня помогает сформировать правильные привычки. Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внеклассные и внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, полноценный сон помогают ребёнку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребёнок быстро устаёт, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться. Элементы режима дня школьника: -учёба в школе, точное время и продолжительность подготовки домашних заданий, творческой деятельности ребёнка; -обязательный отдых на свежем воздухе; -достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъёма и отхода ко сну; -регулярное и полноценное питание; -соответствующая возрасту двигательная активность. Режим дня в семье должен строиться с учётом того времени, которое ребёнок проводит в школе (занятия могут быть в первую или во вторую смену). В зависимости от условий обучения и нахождения в школе у детей должны быть разные режимы дня. Утренняя зарядка помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Для занятий утренней гимнастикой можно пользоваться комплексом упражнений, рекомендованных учителем или врачом. Перед тем, как ребёнок пойдёт в школу, ему необходим горячий завтрак. Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается её спад. Вот почему вернувшемуся из школы ребёнку необходимо пообедать. Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Интервал между приёмами пищи не должен превышать 3-4 часов. Не допускается пища урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита. После обеда школьник должен обязательно отдохнуть – ни в коем случае не садиться сразу за уроки. Желательно, чтобы отдыхал ребёнок, не лёжа перед телевизором, а на свежем воздухе, в активных играх, в движении. Лучшим отдыхом для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой является 1,5-часовой дневной сон. Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 15 до 16 часов. Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного перевода взора с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7 - 10 м от глаз. Очень важно следить, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребёнок, была достаточная освещённость. Необходимо, чтобы в режиме дня ребёнка было время на занятия по интересам, на чтение книг, просмотр телепередач и т. п. Особенно важен для ребёнка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5-12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Иногда возникает необходимость в посещении ребёнком группы продлённого дня. Ребёнку, особенно первокласснику, непросто целый день находиться в коллективе, сложно весь день «соответствовать» необходимым требованиям. Рекомендации родителям: -построение режима с учётом возраста школьника ; -соблюдение режима точно и неукоснительно; -выполнение уроков в одни и те же часы; -приём пищи в определённые часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; -постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, глубокому ночному отдыху ребёнка; -пребывание на продлённом дне в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим; -режим дня ребёнка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном и дополнительным отдыхом на свежем воздухе. Родительские «нельзя» при соблюдении режима дня Нельзя: -будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к ребёнку; -кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится; -сразу после школьных уроков заставлять ребёнка выполнять домашнее задание; -лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе; -заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права; -заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика; -не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий; -сидеть за телевизором или компьютером более 40 -45 минут в день; -смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры; -ругать ребёнка перед сном; -не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время. Методические рекомендации для родителей «Как вырастить здорового ребёнка» |