Скачать 100.5 Kb.
|
МОУ МАТЕВЕЕВО-КУРГАНСКАЯ СОШ № 3 ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
Тема Решаем задачи, вычисляем Автор Фарион Лариса Михайловна учитель начальных классов высшая кв. категории 2009-2010 уч.год Урок математика в 3 классе. Виртуальное путешествие по лесным тропинкам. Тема урока: Решаем задачи, вычисляем. Цели урока. Обучающая: Совершенствовать навыки табличного и внетабличного умножения и деления, закрепить умение решать задачи на деление и умножение, совершенствовать вычислительные навыки в пределах 1.000000,закрепить умение решать выражения на порядок действий. Развивающая: Развивать логическое мышление, пытливость, интеллектуальные умения. Воспитывающая: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, формировать сознательное отношение к необходимости укреплять здоровье. Ход урока. 1 Психологический настрой. Прозвенел урок. Начинается урок. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте про них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. 2 Актуализация знаний. Учитель: Ещё совсем недавно вы купались, загорали, отдыхали на природе. Где вы проводили большую часть своего времени на улице или в помещении? Почему? Сегодня я приглашаю вас отправиться на природу в виртуальное путешествие. В путь дорогу собирайтесь, За здоровьем отправляйтесь, Грубых слов не говорите, Только добрые дарите. 3 Выход на запланированную тему Хотите узнать, куда мы пойдём? Найдите значение выражения. Если правильно, примите позу лотоса, запомните букву. Если неправильно, примите позу покоя. Букву не запоминайте.
Учитель: Какое слово у вас получилось? (ЛЕС) Сегодня мы отправляемся в Алексеевский лес. Наша цель: Применение математических знаний на практике. Познание окружающего нас мира. (Цели урока напечатаны на карточках разного цвета и разрезаны, помещены на разных стенах класса, начальные слова напечатаны с заглавной буквы. Ученики собирают предложения и озвучивают цели урока.) Учитель: Лес-это наш зелёный друг. А какую пользу приносит лес человеку? (Лес смягчает засушливый климат нашей области. Закрепляет склоны оврагов и балок. Улучшает водный режим рек, делает их более полноводными. Помогает получать высокий урожай хлеба. Лес –это бумага, книги с картинками, тетради, это двери в домах, паркет и мебель в наших квартирах.) 4 Решение задач. Поиск ответов на поставленные вопросы Учитель: В пути нам понадобятся проводники. Их будет три. Сейчас мы узнаем, кто они. ( Работа проходит в группах. Найдите значение выражений. Запишите ответ на карточке, расставьте ответы на карточках в порядке возрастания, переверните карточки и получите слово.) 1)Работа в группах 1 группа:3*7= 21-н 2 группа: 4*4= 16-з 3 группа: 6*6= 36-о 9:3= 3-с 24:4= 6-о 9*5= 45-д 4*7= 28-ц 8*9= 72-х 8*7= 56-а 27:3= 9-л 21:7= 3-в 98*2= 18-в 7*7= 49-е 8*8= 64-у 15:3= 5-о 8*3= 24-д Учитель: Кто же будет нас сопровождать в пути? Прочитайте девиз нашего урока: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! (Солнце, воздух и вода) Учитель: Что с собой возьмём в поход? ( Слова напечатаны и расположены на пирамидке по дуге. Ученики находят и озвучивают) (Знания, выносливость, осторожность, хорошее настроение.) Нам будет помогать наш походный архивариус. Учитель: Чтобы не терять зря время я предлагаю сесть в наш школьный автобус и доехать до Алексеевского леса. А чтобы нам было веселее, предлагаю вспомнить стихи о лесе. Учитель: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес! 1 ряд: Ты о чём шумишь листвою, Ночью тёмной грозовою? 2 ряд: Что там шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? 3 ряд Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? ВСЕ: ВСЁ ОТКРОЙ, НЕ УТАИ, ТЫ ЖЕ ВИДИШЬ - МЫ СВОИ. Учитель: Мы будем не просто ходить по лесу, а двигаться по строго намеченному пути. В лесу нужно придерживаться особых правил. Помните об этом. Итак, мы приехали. Выходим из автобуса. Первый пункт нашего назначения « Лесные новости». По лесу нужно ходить пешком. Это очень полезно для нашего организма. 2)Арифметический диктант: Решение задач.
2) Ширина шага ребёнка 50 см. Чему равна ширина 8 шагов? В какие единицы измерения можно перевести см? 400см =…дм?, …м? Учитель: Прислушайтесь к лесному шуму. Как он прекрасен! В нем всегда можно различить пение птиц. А каких птиц можно встретить в наших лесах?(дятла , синицу, скворца , соловья. 3) Сколько раз в день кормят человеческих детёнышей? А родители синицы приносят пищу в 200 раз больше. Запишите , сколько раз в день приносят пищу своим птенцам мамы-синицы .А если у них в семье пятеро птенцов. Сколько раз в день приносят пищу синицы своим деткам? Запишите в тетради. И дышится в таком лесу легко и свободно. А почему леса называют « зелёными лёгкими планеты?(Леса очищают планету от радиации, всего плохого) 4)В сутки через лёгкие человека проходит 10 000 литров воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 неделю, 1 месяц, 1 год. 5) Сбор макулатуры сохраняет лес.60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели. Сколько кг макулатуры надо собрать, чтобы спасти жизнь 7 ёлочкам? Учитель : Ведёт тропинка через лес В мир приключений и чудес Что мы видим впереди Муравейник у нас на пути Ученик: Муравьи – это большая дружная семья. И как в большой семье у каждого есть свои обязанности. Рабочие муравьи трудятся целый день не покладая лапок. Есть у них и фуражиры, собирающие строительный материал и охотящиеся за насекомыми. Есть носильщики, няньки. Муравьи ведут мирный образ жизни и не нападают на других муравьёв. Они разносят семена растений, рыхлят почву. Часто спасают лес от пожаров, тушат брошенные окурки и спички. Уничтожают вредных насекомых у поверхности почвы, куда птицы почти не спускаются.
Учитель: Польза муравьёв широко известна. Ещё тысячелетия назад люди оценили этих насекомых и старались переселить их в свои сады. Обитатели муравейника средней величины уничтожают в день 15000 – 20000 вредных насекомых. Чтобы уничтожить такое же количество насекомых синица должна трудиться 2 месяца, а малый пёстрый дятел 20 дней. Но и это не предел. Обитатели одного муравейника за лето уничтожают 3,5,8 миллионов насекомых. К сожалению, страдают именно лесные муравьи. Других муравьёв люди, обычно, не трогают. Одни просто так ,из любопытства, раскапывают муравейники, чтобы посмотреть ,как бегают в панике муравьишки, другие – из-за личинок, которыми кормят содержащихся в клетках птиц. Даже в самый сильный дождь поверхность муравейника не промокает и ходы остаются сухими. В средней семье 500 000, в крупной 1000000 . Каждая семья владеет своей охраняемой территорией. На ней муравьи прокладывают запаховые дорожки. Длина дорог может превышать 100 метров, а общая протяжённость достигает 1 км. Учитель: Установлено, что если бы леса остались без муравейников, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться с пожаром. Учитель: Как определить стороны света по муравейнику? (Муравейники располагаются к югу от деревьев, пней, кустов. Южная сторона деревьев более пологая , чем северная.) Физминутка. Дети, выполняя движения. Мы по лесу идём Ив беду не попадём, Потому что твёрдо знаем – Правила, мы выполняем. Учитель: Что за правила такие? Дети: Очень, в общем - то простые, С ними будет жизнь прекрасна, Весела и безопасна. Учитель: Какое правило поведения в лесу вы нашли? (В лесу можно ходить только по проложенным тропинкам) Учитель: Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. Жизнь кажется иною И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность лес шумит. Наш маршрут проходит через «Грибную поляну» 3) Работа в группах 1 ряд Найдите произведение чисел, записанных на ручках, затем произведение на ножках, из большего отнимите меньшее и вы узнаете, какой гриб называется грибом подснежником. (Сморчок) 2 ряд - сколько живёт мухомор?(15 дней) 3 ряд – Какой гриб является царём всех грибов? Помогите собрать мне съедобные грибы: Опята, синеножки, вешенки, зеленушки, лисички, шампиньоны. Ядовитые грибы: Мухомор, бледная поганка, зонтик гребенчатый, ложноопёнок. Какую пользу приносят лесу ядовитые грибы? Какое правило поведения в лесу вы нашли на этой поляне? (Собирай только известные тебе грибы) Учитель: Мы приближаемся к водоёму. На пути у нас река Миус. (шум воды) Это зона повышенной опасности. Суета – плохой помощник, В час когда пришла беда. Лишь спокойствие поможет, Паникёрство - никогда. 4) Решение выражениия на порядок действий Найдите значение данного выражения и вы узнаете протяженность нашей реки. (260 км) Класс качества воды в реке Миус изменился с 5 –грязная до 3 умеренно-грязная. Эта река протекает на территории Ростовской области и Украины. Кого или что ещё можно встретить на реке? Учитель: Приглядитесь повнимательнее. Зарывшись в песок, лежит ракушка. Это беззубка или перловица. Дети часто выбрасывают её на берег, раскрывают створки, от этого она погибает. А ведь она очищает воду. У неё интересное строение тела. Головы нет, а вот нога есть. Когда открывается раковина беззубка начинает втягивать воду через особые трубочки: через одну всасывает, а через другую выбрасывает. В это время она дышит и ест мелкие растения и животные. Они попадают с водой в раковину, а обратно им хода нет. Специальные приспособления задерживают их в теле. За 1 сутки каждая беззубка может очистить 50 литров воды. Кто мог бы построить это на реке? (бобёр) Эту плотину построили бобры. Видеофрагмент о бобрах. Задача: 5) Решение задачи .Составление схемы. За 6 минут бобёр перегрызает 18 одинаковых веток. Сколько веток перегрызёт бобёр за 8 таких минут? Работа со схемой. Какое правило вы здесь обнаружили? (Не сбрасывайте мусор в воду и не пугайте водных обитателей. Не шумите в лесу. Не разоряйте птичьи гнёзда. Не трогайте детёнышей зверей.) 4 Итог урок Учитель: Мы с вами находимся в лесу ,а какие пословицы вы знаете,а может вы нашли их в классе? Принесите их мне. Найдите пословицы о лесе. Как вы их понимаете? «Много леса – береги, мало леса – не губи, нет леса посади!» « Лес водой живёт и воду бережёт» «Лес – отец, а все лесные обитатели – дети» Птички, бабочки, лягушки, Насекомые, зверушки… Все привыкли жить на воле – Очень плохо им в неволе! Нельзя их в баночки сажать – Им надо ползать, петь, летать И плавать в тёпленькой водице – Давить, топтать их не годится! Пожалейте муравья, Накормите воробья! Не надо птиц сачком ловить. А нужно просто всех любить! Я очень , дети , вас прошу: Любите всё живое, Ведь у нас одно на всех Небо голубое ! Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбок нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина! И охранять природу – значит охранять Родину! Ребята ,нам пора возвращаться в нашу школу. Садимся в автобус. 5 Рефлексия Понравилось ли вам наше путешествие? С какой целью мы туда отправлялись? Что нового узнали о лесе? Какие математические знания закрепили в во время путешествия? Если вы довольны уроком ,примите позу радости. Если нет ,примите позу покоя. |