Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 132.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.05.2014
Размер132.44 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Туризм > Конспект
Конспект коррекционного занятия по теме
«Лес в жизни человека»

для учащихся 4 класса

Подготовила:

учитель-дефектолог Тимкив Р.М.

Тема:

«ЛЕС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

4 класс

Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей представления о живой природе. Природное сообщество «Лес»
Актуальная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о сне как отдыхе для организма человека в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи урока:

Обучающая: Уточнить и расширить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом.

Развивающая: Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

Развитие словесно-логического мышления.

Воспитательная: Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.

Содействовать осознанию значения леса в жизни человека в процессе презентации.

Коррекционная: Коррекция и развитие диалогической речи через ответы на вопросы; развитие общей и мелкой моторики с помощью физкультминуток;
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник,

Тип урока: УСНЗ

Вид урока: проблемно-диалогический

Принципы: психологической комфортности, деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, вариативности.

Литература: Школа России, Плешаков, окружающий мир часть 2, 1 класс.

Материал:

- иллюстрации деревьев;

- картинки леса: хвойного, лиственного, смешанного;

- ветки хвойных деревьев;

- записи звуков леса;

- выставка «Дары леса»

Предварительная работа:

- чтение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе.

- отгадывание загадок.

- заучивание пословиц и поговорок.

- рассматривание и наблюдение за природой.

Этап урока

Организационно - технологический блок

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.Организационно - мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата.

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: учащиеся готовы к продуктивной деятельности

Приёмы контроля: устный

Принцип: психологической комфортности

Создание положительной мотивации на уроке, организация внимания учащихся.

Загадки:

1. Встал стеною до небес,

Перед нами чудо…….. (лес).

2. Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает.

(лес)

Доброжелательный настрой на урок.

-Здравствуйте! (развитие произвольного внимания, готовятся к уроку)

2.Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся и определение причин их возникновение.

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: воспроизведение знаний, умений, навыков.

Приёмы контроля: устный

Принцип: деятельности

Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала, ликвидация обнаруженных недостатков.

Звучит музыкальная запись «Звуки природы: пение птиц».
- Что такое лес? (Лес – это целый мир! В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом).



Воспроизведение знаний, умений, навыков. Само-контроль и самоанализ.

Ответы детей, высказывание мнения по каждому вопросу.

(чтение стих-я уч-ся)

- Хочешь знать, что значит лес?

Это сосны до небес,

Ели да осины, да кусты калины.

Шелест листьев в синеве,

Утром пенье птичек,

И в некошеной траве

Огоньки лисичек.

Лес меняется, растёт

Долгими годами,

Всё живое в нём живёт,

Вечно дружит с нами.

3.Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учеб-ной проблемы

Форма: фронтальная

Средства: наглядные, языковые

Результат: выявляют, проговаривают, осознают противоречия. Формулируют проблему в разных вариантах.

Приёмы контроля: устный

Принцип: деятельности

Формулирует задание, которые создают противоречие и приводят к проблеме.
- Почему его так называют?
Когда-то очень давно в древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей возможности понимать язык деревьев, с тех пор они не слышали больше их голосов, леса заметно поредели.

-Почему леса поредели?

- А могут ли на месте вырубленных или сгоревших при пожаре деревьев появиться новые деревья?

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах.

Высказывают предположения.


4.Открытие новых знаний

Задачи: формирование понятий: сон, отдых; ознакомление с этапами подготовки ко сну.

Развитие словесно-логического мышления.

Содействовать осознанию значения сна в жизни человека.

Коррекция и развитие диалогической речи.

Форма: фронтальная

Средства: языковые, практические

Результат: выполняют задания по намеченному плану, открытие знаний, проверяют свои предположения с помощью учебника и объяснения учителя.

Приёмы контроля: письменные, устные

Принцип: целостного представления о мире

Организация работы по решению проблемы.
1 Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым для пытливого взора. Каждая тропа, уводящая вдаль, таит в себе радость познания и свежесть новых открытий. Лес хорош в любую пору года. Весной - он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. Летом - насыщен ароматом цветов и спелых ягод. Осенью – объят багрянцем красок и грибными туманами. Зимой – расписан снежными узорами и следами диких зверей.
Предлагаю закрыть глаза, послушать музыку леса и представить: что мы входим в лес с чистыми помыслами и открытой душой, пройдём по знакомым и глухим лесным тропам, послушаем, понаблюдаем, порадуемся, встретимся с осторожным зверем, прикоснёмся к тайнам живой природы.

- Дети, вот мы с вами и в лесу. Но лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся. Здравствуй, лес, дремучий лес,

Да деревья всё равно остаются самыми главными жителями леса, они высокие и могущест венные.

- Какова роль леса в природе? (Лес - это дом для растений, животных, грибов, водоёмов, почв. Деревья обогащают воздух кислородом,)

- Какова роль леса в жизни человека? (Лес – это место для отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, звуками,
красотой природы, укрепляет своё здоровьё, это источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины)
Ты же видишь – МЫ СВОИ.

Выставляю картину «Сосновый бор»

- А как называется место, где растут одни сосны? (сосновый бор)

- А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно)

Давайте и мы подышим воздухом от сосны и поиграем в игру «У медведя во бору»


- А как называется лес, где растут одни ели? (ельник)

- А почему в ельнике так сыро и темно? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).
Предлагаю взять ветку сосны и ёлки рассмотреть их и сравнить.
- У меня длинней иголки, чем у ёлки,

Очень прямо я расту в высоту.
- А вы знаете, что ель и сосна выделяют приятно пахнущее вещество, которое называют смолой и когда капельки смолы застывают на стволе дерева, то они похожи на прозрачные бусинки янтаря. Сейчас мы пот рем ветку сосны, ощутим приятный запах смолы.

- А чем отличается ёлка от лиственницы?
- Что используют в народной медицине от лиственницы?


- А как называется лес, где растут одни ели, сосны, лиственницы? (Хвойный)

- Почему?

Выставляю картины с берёзовой рощей

Берёза – одно из самых красивых деревьев. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Каждый знает, что для жителей России береза не только рядовое дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой русской земли.
Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. Есть такая старинная загадка:

Давайте вспомним стихотворение про берёзку:
- Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (березняк, берёзовая роща)
- Что весной собирают с деревьев берёзы? (Берёзовый сок – это явление называется «сокодвижением». Берёзовый сок очень полезен, в нём много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берёз, взрослых и высоких).
- После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе берёзы?

( залепить смолой сосны или пластилином).
- А как вы догадались? Правильно у этого дерева толстый, коряжистый необъятный ствол и кривые, толстые ветки. На ветках расположены крупные жесткие листья, которые долго остаются, на ветках, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб - долговечное дерево, живет 400 – 500 лет. Про него в народе говорят, что он символ могущества, си лы и крепости.
- Как называют лес, в котором растут берёзы, осины, рябины? (лиственный)

Игра на дифференциацию хвойных и лиственных деревьев.
- Почему?

- А смешанный лес – это какой? ( В смешанном лесу ещё растут кустарники - это орешник, лесная малина, еще ниже, на земле, растут травы, маленькие ягодные кустарники).

- Каких животных мы можем встретить в нашем лесу?

- Как вы думаете, понимают животные друг друга?

- Смогут ли они прожить без леса? Почему?

- А что можно принести из леса, чтобы не нанести ему вреда? (человек от леса много получает для своего хозяйства: грибы, ягоды, орехи, древесину, лекарственные растения).

Вспомним пословицы:

1.Много леса – не губи

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Выполняют задания по намеченному плану, открытие знаний, проверяют свои предположения с помощью учебника и объяснения учителя.

Показ презентации «Лес и человек»

А теперь отгадайте загадки, и мы узнаем, в какой лес мы попали:
Это дерево не ёлка,

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатёр.
(сосна)

- Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что «в сосновом лесу легче дышится»


Следующую загадку загадывает ребёнок.

- Зимой и летом одним цветом.
(Ель

Дети рассматривают ветки

Загадка:

Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки – опадают все иголки.

(Лиственница)

(Лиственничную бумагу использовали при порезах и нарывах; слой, расположенный между корой и древесиной).
-Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы. Молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве (угощаю детей витамином).
Загадка:

Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой расту под горой.

(Берёза)
«Стоит дерево, цветом белено, в этом дереве четыре угодья:

первое – от темной ночи свет (лучина),

второе – некопаный колодец (березовый сок),

третье – старому – здоровье (банный веник),

четвертое – разбитому связь (береста)».
Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

- Отгадайте, о каком дереве я сейчас загадаю загадку:

Темной он покрыт корой,

Лист красивый и резной,

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей.

(дуб)
Показ презентации (лиственный лес)

Показ презентации

Показ презентации



5.Самостоятельное применение новых знаний

Задача: закрепление новых знаний и умений

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: выполнение заданий проблемного характера.

Приёмы контроля: письменный

Принцип: деятельности

Даёт задание проблемного характера на продуктивное применение знаний и умений.

Работа по конспекту текста «Лес в жизни человека».

2. Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.

- А сейчас давайте вспомним правила, которые мы должны запомнить и не забывать, придя в лес. Я вам буду показывать карточки, а вы по очереди будете рассказывать какое правило обозначено на них.

Выполнение заданий проблемного характера.

Пересказ текста (выборочно)

6.Итог урока

Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: обобщение, графическое выражение решения

Приёмы контроля: устный

Принцип: целостного представления о мире

Организаций обобщения.

– Необходимо ценить, любить и беречь природу, правильно использовать ее богатства, заботиться, чтобы природа нашей Родины – России не истощалась и еще долго служила людям и украшала их жизнь.

Очень важно беречь лес, и его жителей.

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Обобщение, самоанализ, самооценка.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес!
.

7.Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: осмысление домашнего задания.

Приёмы контроля: устные

Принцип: психологической комфортности

Проведение инструктажа.

Вашим домашним заданием будет:

Ответить на вопросы в конце темы.

-Зачем нужно охранять лес?

-Как нужно охранять лес?

Осмысление домашнего задания.

Дети внимательно слушают, записывают задание в дневник, задают вопросы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск