Скачать 63.56 Kb.
|
Место учителя начальных классов в организации языкового пространства для освоения учениками навыков общения на иностранном языке Чудинов Ю.В., учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №33» г. Перми Умение пользоваться знаниями иностранного языка для современного человека становится таким же необходимым для его успешной трудовой деятельности, как умение пользоваться компьютером или водить автомобиль. Подобно тому, как различают профессионального водителя и автолюбителя, пользователя компьютером от программиста, необходимо различать человека, умеющего говорить (объясниться, поддержать беседу) на иностранном языке, от профессионального переводчика. Именно освоение этой функции иностранного языка, функции общения, включено в образовательный стандарт, который направлен на общее развитие человека, а не на частности, которые для каждого отдельного индивида станут профессиональной направленностью в дальнейшем. Выпячивание частностей в образовательном процессе приводит часто к отторжению общего, которое для ребёнка (особенно в начальной школе) является потенциально привлекательным, интересным, природным. Уроки и выполнение домашнего задания по иностранному языку (необходимость которых понятны каждому, в том числе и ученикам) нравятся очень немногим (единицам). И главным образом, потому что в самой организации обучения иностранному языку в школе не выдерживается приоритетная направленность на развитие коммуникативных умений, развитие функции общения. Что препятствует в нашей школьной образовательной системе эффективному освоению иностранного языка как средства общения (хотя бы на элементарном уровне) и, главное, где резервы? Говоря о препятствиях, необходимо назвать следующее: 1. Эпизодичность занятий (два или три раза в неделю по 40 мин). Эпизод в отличие от регулярности (а для общения ключевой является регулярность) лишь знакомит, но не вовлекает. Эпизод - это не просто незначительный отрезок времени. Он наделён определёнными свойствами: случайностью, отдалённостью, необязательностью. Показателен пример с исправлением логопедических дефектов младшего школьника. Опытный логопед способен в рамках сорокаминутных занятий поставить тот или иной звук. Однако он не отвечает за то, что ребёнок поместит это звуковое умение в свою обыденную речевую практику. Для этого нужен мотив: говорить как взрослый, не выглядеть плохоговорящим среди товарищей, удивить бабушку… А иначе уже поставленный логопедом трудный звук так и останется за рамками спонтанной речи ребёнка. Подобное наблюдается и при изучении в школе иностранного языка. Такое положение касается всех без исключения учебных дисциплин. Но иностранный язык в этом отношении стоит особняком. Так при освоении учебных умений на уроках математики, литературы, окружающего мира дети опираются на дошкольный опыт, после уроков имеют возможность их обсуждать (хотя бы потому, что уроки проходили на родном языке), а дома дети могут получить помощь от родителей. При обучении же иностранному языку дети лишены и того, и другого, и третьего. 2. Академичность занятий (основной упор делается на грамматику и заучивание слов). Лозунг академичности «Знание – сила» имеет смысл только тогда, когда уже существует достаточная практика и её можно (или нужно) усилить новыми знаниями. Иллюзия истинности этого лозунга возникла в ту пору, когда количество времени, которое тратил человек на добывание нового знания, было ничтожно по отношению к времени, которое он тратил на трудовую деятельность (на умения). Умения были как бы сами по себе разумеющимися, а знания воспринимались как события. Теперь же это соотношение существенно изменилось. И стало понятно, что ключевая роль всё-таки принадлежит УМЕНИЮ, а не знанию, что лозунг «Знание - сила» необходимо заменить на «Умение – сила». Преподавание в академичном виде любого учебного предмета не соответствует времени (это, наконец-то, признано и зафиксировано в новом федеральном образовательном стандарте), а преподавание иностранного языка в академичном виде не соответствует вдвойне. 3. Основной вид контрольно-оценочной деятельности - письмо и чтение. Ребёнок младшего школьного возраста является человеком, в основном, говорящим и слушающим, а фиксация изучаемого материала и контроль, в основном, происходит в письменной форме. Такое противоречие является почти неразрешимым для младшего школьника. Для формирования лексического запаса нужно регулярное говорение. И ребёнок в возрасте 7-11 лет расположен к этому. Однако говорение на иностранном языке возможно в небольшой группе людей (максимум 3-4 чел.) и при наличии носителя языка (или хотя бы того, кто может сносно на нём изъясняться). Для нынешней организации школы это непозволительное удовольствие. 4. Искусственность тем для освоения лексики. Искусственное может стать естественным для ребёнка младшего школьного возраста, он может «жить» в рассказе. Но для этого нужно, чтобы задаваемая искусственно ситуация содержала все необходимые свойства: новизну, актуальность и понимаемость. Искусственно заданные темы учебника, если и мотивируют ребёнка, то совсем ненадолго. Для продолжительного удерживания мотива необходима актуальность изучаемой ситуации общения. Ситуации, предложенные в учебниках, не актуальны для современных младших школьников. Трудно найти в имеющихся учебниках такие типичные ситуации для младшего школьника, как «потеря и поиск вещей», «компьютерные обозначения», «опоздания на урок», «домой с прогулки», «приглашение к себе на день рождения соседа по парте, понравившуюся девочку, учителя», «послание Санта Клаусу», «за обеденным столом», «хочу попросить ручку, резинку, подточить карандаш», «просьба не трясти стол», «игра (в прятки, салочки, шахматы…)». Таковы основные препятствия успешного освоения иностранного языка в начальной школе. Препятствия эти носят системный характер и устранить их в рамках отдельно взятой школы вряд ли возможно. И если в данный момент нельзя устранить препятствия, то, может быть, можно уменьшить их влияние? Учитель и родитель (как самые заинтересованные взрослые) обязаны найти способ уменьшения влияния существующих барьеров. Ведь время для ребёнка необратимо. Пока общество осознает необходимость системных и дорогостоящих изменений в системе образования, ребёнок уже вырастет. Что можно сделать? Где неиспользованные резервы? Обратимся за подсказкой к возрастным особенностям младшего школьника, к ситуации, которая для него является органичной и развивающей. 1. Известно, что самым «болтливым» возрастом является возраст 5-11 лет. В этот период жизни дети активно осваивают язык. Изучение иностранного языка в этом возрасте должно происходить с наибольшим успехом. 2. Учитель начальных классов (в отличие от педагога-предметника средней школы) является значимым взрослым, так как ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность. Младший школьник тревожен в отношении мнения своего учителя и находится с ним в постоянном реальном диалоге. Отсюда следует, что учитель начальных классов имеет возможность: 1) включать в реальный диалог со своими учениками речевые конструкции на английском языке (и на уроках и во внеурочное время); 2) быть «заказчиком» изучения необходимых речевых конструкций; 3) быть регулярным помощником преподавателя английского языка; 4) выполнять роль продуктивного посредника между родителями учеников и преподавателем иностранного языка. Для этого со стороны учителя начальных классов требуется желание стать субъектом учебной деятельности по освоению ребёнком иностранного языка и владение иностранным языком на необходимом для выполнения вышеперечисленных функций уровне. Со стороны администрации предполагается: 1. Выявить из числа учителей начальных классов, желающих участвовать в процессе создания реальной языковой среды для освоения учениками начальных классов навыков общения на английском языке. 2. Определить уровень владения английским языком этими учителями. 3. Организовать обучение учителей начальных классов на специально созданных курсах английского языка, которые должны быть регулярными (хотя бы раз в полгода). На курсах учитель начальных классов совершенствует свои умения в области иностранного языка, а не изучает методику преподавания (не будем подменять профессионалов). 4. Обеспечить регулярную предметную связь между преподавателем иностранного языка и классным руководителем. Она предполагает посещение уроков иностранного языка и регулярные консультации не только по поводу материала, который в данный момент предлагается детям, но и по поводу качественного введения речевых конструкций на иностранном языке в диалог между учителем и детьми класса в процессе учебной и внеурочной деятельности. 5. Решить вопрос о материальном стимулировании учителей начальных классов, занимающихся развитием навыков общения детей на иностранном языке. Основным результатом такой работы будет формирование в классе групповой ценности изучения иностранного языка. А также позволит:
|
Методические рекомендации Обучение чтению на иностранном языке должно по праву занять принадлежащее ему значительное место. Учащийся, окончивший среднюю школу... | План работы методического объединения учителей начальных классов Цель: повышение квалификации учителя начальных классов по вопросам внедрения фгос с позиции организации образовательного процесса... | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080107 «Налоги и налогообложение» Рабочая программа учебной дисциплины «Основы делового общения на иностранном (английском) языке» | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | Учебной дисциплины «Реферирование и аннотирование текстов на иностранном... Программа предназначена для обучения студентов 3 курса указанного профиля и направления. Дисциплина предшествует изучению курсов... | ||
«иностранный язык» Использование иностранного языка в межличностном общении и профессиональной деятельности. Выражение своих мыслей и мнения в межличностном... | «профессиональный иностранный язык» Использование иностранного языка в межличностном общении и профессиональной деятельности. Выражение своих мыслей и мнения в межличностном... | ||
Требования к реферату-переводу Реферат-перевод должен содержать: введение (на иностранном языке), реферат иностранного источника (на иностранном языке), перевод... | Первая смена: учителя начальных классов Вторая смена: учителя начальных классов План эвакуации, определяет порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и направлен на сохранение здоровья и жизни... | ||
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего... Преодоление языкового барьера и развитие уверенной устной речи в ситуациях делового общения на английском языке | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751 | ||
Интегрированный урок информатика английский язык Цели: показать учащимся связь английского языка и информатики; показать применение навыков работы с английскими буквами и текстом;... | Характеристика-представление на учителя начальных классов гоу прогимназии... «Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода», с 2008 года участница реализации... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Жук Оксаны Львовны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории на городском семинаре учителей начальных классов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чистяковой Ольги Евгеньевны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории на городском семинаре учителей начальных... |