УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 41»
____________И.Б. Рычкова
ПОЛОЖЕНИЕо рабочих программах МБОУ г. Владимира «СОШ № 41» имени Героя Советского Союза Е.И. Пичугина Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов школы.
Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, курса по выбору), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной программе по учебному предмету.
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи программы: дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса школы и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности школьников.
Технология разработки рабочей программы
Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету или курсу на учебный год или ступень обучения.
Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).
Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения.
Не допускается:
сокращение часов, определённых примерными программами на те или иные виды учебной деятельности;
при разработке календарно-тематического планирования ориентация на учебник без учёта содержания примерных программ.
Структура рабочей программы
3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: Титульный лист (приложение 1);
Пояснительная записка (с указанием целей и задач данной учебной дисциплины);
Тематический план с основным содержанием всех тем (приложение 2);
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, где следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»;
Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий (приложение 3);
Контроль уровня обученности;
Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы (приложение 4);
Перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для каждого урока (можно дополнить в таблицу поурочного планирования).
Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.
Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. В Пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения. В пояснительной записке указывается информация о необходимых для реализации данного курса методических и учебных пособиях, оборудовании и приборах, дидактическом материале и т.д. Пояснительная записка должна быть лаконичной.
Тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия) и основное содержанием всех тем. Составляется в виде таблицы.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по разделам программы - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данного раздела. Могут быть представлены в виде таблицы.
Календарно-тематическое планирование – структурный элемент программы, включающий в себя информацию о названии раздела и темы, количестве часов, отводимых на изучение темы, содержании учебной темы, типе урока, требованиях к уровню подготовки учеников по данной теме, видах контроля, дате проведения урока. Составляется в виде таблицы. Допускается написание дат карандашом или ручкой. В течение учебного года возможна корректировка рабочей программы: объединение уроков (фигурной скобкой), увеличение часов, отведенных на данную тему, смещение дат и т.п.
Контроль уровня обученности - структурный элемент программы, содержащий средства контроля, которые должны отличаться достаточной валидностью, разнообразными формами проверки (самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания, зачёты, тесты по материалам Г(И)А. При этом виде контроля учитывается классификатор.
Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы - структурный элемент программы, в котором указываются базовый учебник, учебные пособия для обучающихся, дополнительная литература для учителя и учащихся, оборудование и приборы, методическая литература для педагогического работника, перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, материально-техническое оснащение образовательного процесса по каждому разделу рабочей программы.
Утверждение рабочей программы
4.1 Рабочая программа утверждается ежегодно (до 1 сентября текущего года) приказом директора школы. 4.2 Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: рассмотрение и обсуждение Программы на заседании городского предметного методического объединения;
получение согласования у председателя методического совета. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов;
утверждение рабочей программы на педагогическом совете директором школы.
4.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. 4.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР. Хранение рабочей программы
5.1. Первый экземпляр рабочей программы хранится в методическом кабинете школы. 5.2. Второй экземпляр находится у педагога (возможно в электронном виде). 5.3. Рабочие программы педагогов хранятся в методическом кабинете 1 год. Приложение 1Титульный лист должен содержать: Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения).
Название курса для изучения, которого написана программа.
Указание параллели, на которой изучается курс.
ФИО учителя.
Год составления программы.
Наименование образовательного учреждения.
Например: -
РАССМОТРЕНО
на ГМО,
протокол № 1
от «___» ______ 2010
Руководитель ГМО
| СОГЛАСОВАНО
с методическим советом,
протокол № 1 от
«___» _______ 2010
______________
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №4
________Е.А.Борщёва
от «____» _________ 2010
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо ___________________________ для _________________ классов на 20__ - 20__ учебный год. Учитель: __________________________________ МОУ СОШ № 4Приложение 2Тематический планВариант 1. №
| Тема, основное содержание
| Количество часов
| Формы организации учебных занятий
| Лекции
| Семинары
| Практические работы
| …
| Проекты
| Всего часов
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вариант 2. № п/п
| Содержание
| Кол-во
часов
| Из них
| Из них
| Уроки
| Уроки по развитию речи
| сочинений
| изложений
| контр.
работ
| тестов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вариант 3. № п./п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Из них
| Лабораторные и практические(тема)
| Контрольные и диагностические материалы(тема)
| экскурсии
| Примечание
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение 3 Примерная форма поурочного календарного плана: №
| Тема урока
| Параграф учебника
| Кол-во часов
| Дата
| Оборудование
| Контроль
| Тема 1. Введение: о программах и программировании (6 часов)
|
| 1
| Алгоритмы, исполнители и программы.
|
| 1
|
|
|
| 2
| Зачем учиться программировать или где нам это понадобиться?
|
| 1
|
|
|
| Приложение 4.Учебно-методический комплект. Учебники:
№ п/п
| Автор
| Название, класс
| Год издательства
| Издательство
|
|
|
|
|
| Методические пособия для учителя:
№ п/п
| Автор
| Название, класс
| Год издательства
| Издательство
|
|
|
|
|
| Пособия для учащихся (тетради и т.д.)
№ п/п
| Автор
| Название, класс
| Год издательства
| Издательство
|
|
|
|
|
| Контрольно-измерительные материалы:
№ п/п
| Автор
| Название, класс
| Год издательства
| Издательство
|
|
|
|
|
| Пособия для подготовки к ЕГЭ:
№ п/п
| Автор
| Название, класс
| Год издательства
| Издательство
|
|
|
|
|
| Электронные пособия (диски):
|