Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска





НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска
страница1/11
Дата публикации19.07.2014
Размер1.03 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Военное дело > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Основная образовательная программа начального общего образования

МОУ гимназии №9 г. Невинномысска

Раздел 4

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Раздел 4

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

  1. Пояснительная записка

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся начальной ступени МОУ гимназия №9 на основе требований ФГОС к структуре и содержанию программы формирования УУД.

Данная программа является основой внутришкольного контроля за качеством деятельности по формированию УУД, может быть использована при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов.

Практическая значимость: Программа развития универсальных учебных действий – часть образовательной программы начальной ступени школы, конкретизирующая требования к результатам начального общего образования и дополняющая традиционное содержание учебно-воспитательных программ. Программа необходима для планирования образовательного процесса в начальной школе и обеспечения системного подхода в образовании. Программа является основой для разработки рабочих программ педагогов.

Согласно п. 19.4. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:

  • описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

  • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

  • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Цель программы: формирования универсальных учебных действий: обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий
Задачи:

  1. определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;

  2. показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

  3. определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

  4. охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий;

  1. предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

2. Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

Личностные ценности

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей  преемственность  культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
3. Связь личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий) с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы
3.1. Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов

Одно из ключевых понятий предметных программ «Школы 2100» – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов. Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

3.2. Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация

Смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

(Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.)

познавательные

общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

 смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.




3.3. Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. http://oo14.mail.yandex.net/static/b536090c7c1e40bf9abb78ea5ca4cc6c/tmpynndfo_html_787cc967.gif

Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.

Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления». Но наряду с этой всем очевидной ролью математики («ум в порядок приводит») в рамках Образовательной системы «Школа 2100» у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

Предмет «Окружающий мир» через две главные линии развития обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов.

Первая линия – знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире».

Вторая линия – формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. С ней связана «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде».

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».

В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.

Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии», данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.

Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Прежде всего они способствуют личностному развитию ученика, обеспечивая «сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством».. Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

В предмете «Информатика» на этапе начального обучения в Образовательной системе «Школа 2100» предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический.

Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе  научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов действий, приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание действий, наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся действий, поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия: составление планов действий и их выполнение. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ») нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат, сравнение результата с замыслом.
4. Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе и типовые задания для их формирования

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются:

  • предметное содержание;

  • образовательные технологии деятельностного типа;

  • продуктивные задания.

В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены:

● личностные - красным,

● регулятивные - оранжевым,

● познавательные - синим,

● коммуникативные - зеленым.

Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета - ●.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Моу сош №45 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования 26
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Лицей г. Козьмодемьянска»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №7 мощр с. Ейское Укрепление
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Умк «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования, опираясь...
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconПриказ №30 от 09. 01. 2013г. Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа начального общего образования(ооп ноо) содержит следующие разделы
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Планируемы результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Гимназия №8»
Охватывает следующие аспекты
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconОсновная образовательная программа общего образования муниципального...
...
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconОсновная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» 2012 г
...
Основная образовательная программа начального общего образования моу гимназии №9 г. Невинномысска iconОсновная образовательная программа начального общего образования...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск