Скачать 48.97 Kb.
|
Бойчук И.А., старший воспитатель. Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста. (Консультация для педагогов). Важнейшее условие успешной реализации образовательной области «Коммуникация» Основной Общеобразовательной программы МБДОУ ЦРР – детского сада №67 - деятельностный подход к развитию речи ребенка. В основу программы легли положения:
В речи ребенок отражает свои впечатления, знания, чувства. Собственного содержания речевая деятельность не имеет. Программа «Детство», на основе которой разработана Основная Общеобразовательная программа МБДОУ ЦРР - детского сада №67, дает возможность решать речевые задачи на любом содержании (экологическом, математическом и пр.). В программе дан перечень речевых форм, умений, которыми может овладеть ребенок данного возраста.
- темп освоения языка, - качество языка освоения языка (эмоциональность, богатство словарного запаса). На индивидуальность речевого развития оказывает
Основные компоненты речевой деятельности:
В соответствии с теорией речевой деятельности развитие речи ребенка можно рассматривать как процесс постепенного освоения речевой деятельности в единстве всех ее компонентов. У детей дошкольного возраста этот процесс протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от собственной активности ребенка в условиях речевой деятельности. В педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребенка во многом зависит от речевой активности родителей и воспитателей. Считалось, что говорить с ребенком нужно как можно больше и чаще. В результате взрослый «воспитывает» детей, не закрывая рта, а дети, несмотря на это, говорят плохо, не умеют общаться. Возникает вопрос: Почему воспитатели тратят так много слов, а они, отлетают, как от стенки горох? Причины: - много ограничений (нельзя трогать, играть, обследовать); - много запрещений, нотаций, увещеваний, одергиваний, угроз; - использование «ярлыков». Психологи отмечают, что на современном этапе возникли
В каждом слове заключен не только информационный смысл, но и эмоциональный. Слово может творить психическую реальность, обладает поистине магической силой. Существует мнение, что «нашим детям, что ни говори – они и ухом не ведут, во всяком случае с первого раза». – Значит, сработала система Защиты. Дети перестали реагировать на слова, потому что переполнены воспитательными словоизлияниями. Существует термин «Молчаливая педагогика М. Монтессори», которая предпочитает невербальные способы обучения и воспитания. Эпиграф Монтессори – «Веди счет совам своим». Уроки, по мнению педагога, должны быть немногословны. Огромное значение М. Монтессори придавала созданию педагогически целесообразной среды: много игр, пособий, атрибутов, а слов – мало. Слово – тонкий инструмент воздействия в этой системе. М. Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребенка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нем дисциплинированность. Это только нам так кажется. На самом деле мы сковываем развитие речи, воли, а вместо сознательной дисциплины, развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. «Если хотите воспитать личность, то поставьте человека в такие условия с детства, где он будет чувствовать себя личностью». Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения». «Учить следует на лучших образцах родного языка». От культуры речи родителей и педагогов зависит культура речи детей:
Основной источник лингвистического, речевого развития – общение со взрослым, умеющим организовать содержательную деятельность, по поводу которой возникает потребность в разговоре, обсуждении, могут возникнуть вопросы. Главными направлениями в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте можно считать следующие:
Что дает подбор эффективных игр, упражнений, проведение этимологической работы?
«Весь свой духовный опыт жизни народ сохраняет в речи, в языке». (К. И. Чуковский).
«Воспитание речи – есть воспитание мысли». (К.И. Чуковский).
|
Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы кружка по хатха – йоге с детьми дошкольного возраста... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью данного пособия является оказание помощи студентам в самостоятельной подготовке по вопросам содержания и организации коррекционной... | ||
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения... Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста | «Организационно-методические условия оздоровительных занятий в специальной... Психолого-педагогические аспекты оценки учебных достижений в специальной медицинской группе | ||
Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Встреча Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками Исключительное значение придается игре как основной форме работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности | Методическое пособие по ритмике для детей 5, 6, 7-летнего возраста сост преподаватель Музыкальный материал, опубликованный в этом пособии, накоплен в течении многолетней работы с детьми дошкольного и младшего школьного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подборка конспектов непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обогащение содержания работы с детьми дошкольного возраста, взаимодействие с семьями воспитанников и создание условий для качественной... | ||
Мбдоу «детский сад «росинка» Конспект специально организованной деятельности... Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | Проект Тема:«Покорение Космоса» Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность; доступность предметного материала; практичность;... | ||
Введение 2 Роль педагога и особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аппликация с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи работы. Разнообразные приёмы вырезывания. Методика работы с детьми. Литература:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | Календарь как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста Календаря как средстве образовательной деятельности, позволяющей решать задачи психолого – педагогической работы с детьми, как организационной... |