Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста





Скачать 48.97 Kb.
НазваниеПедагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста
Дата публикации01.08.2014
Размер48.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Бойчук И.А., старший воспитатель.
Педагогические условия

освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста.

(Консультация для педагогов).
Важнейшее условие успешной реализации образовательной области «Коммуникация» Основной Общеобразовательной программы МБДОУ ЦРР – детского сада №67 - деятельностный подход к развитию речи ребенка.
В основу программы легли положения:

    1. Речь рассматривается как отражательная деятельность человека.

В речи ребенок отражает свои впечатления, знания, чувства. Собственного содержания речевая деятельность не имеет. Программа «Детство», на основе которой разработана Основная Общеобразовательная программа МБДОУ ЦРР - детского сада №67, дает возможность решать речевые задачи на любом содержании (экологическом, математическом и пр.). В программе дан перечень речевых форм, умений, которыми может овладеть ребенок данного возраста.

    1. Речь – индивидуальный психический процесс, присущий каждому человеку, имеющий свои специфические особенности:

- темп освоения языка,

- качество языка освоения языка (эмоциональность, богатство словарного запаса).
На индивидуальность речевого развития оказывает

  • Наследственность. Код речевого развития чрезвычайно индивидуален. Раскодируется в процессе роста и развития.

  • Среда.


Основные компоненты речевой деятельности:

  • Мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность.

  • Цель, в которой прогнозируется будущий результат деятельности.

  • Содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний, и желаний ребенка.

  • Средства, позволяющие облечь мысли в форму речевого высказывания, понятного для слушателей.

  • Результат, в качестве которого выступает речевая форма.


В соответствии с теорией речевой деятельности развитие речи ребенка можно рассматривать как процесс постепенного освоения речевой деятельности в единстве всех ее компонентов. У детей дошкольного возраста этот процесс протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от собственной активности ребенка в условиях речевой деятельности.
В педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребенка во многом зависит от речевой активности родителей и воспитателей. Считалось, что говорить с ребенком нужно как можно больше и чаще. В результате взрослый «воспитывает» детей, не закрывая рта, а дети, несмотря на это, говорят плохо, не умеют общаться.

Возникает вопрос: Почему воспитатели тратят так много слов, а они, отлетают, как от стенки горох?

Причины:

- много ограничений (нельзя трогать, играть, обследовать);
- много запрещений, нотаций, увещеваний, одергиваний, угроз;

- использование «ярлыков».

Психологи отмечают, что на современном этапе возникли

  • «Ятрогенные заболевания» - заболевания, вызванные словом, нескончаемым словесным потоком = «Слово лечит, слово и калечит».

  • «Дидактогенные заболевания» - заболевания, вызванные словом дидакта, т.е. учителя (родителя); они очень часто неизлечимы: не излечить от низкой самооценки, неверия в свои силы, закомплексованности, спровоцированные замечаниями, «шутками» педагога (родителей).


В каждом слове заключен не только информационный смысл, но и эмоциональный. Слово может творить психическую реальность, обладает поистине магической силой.
Существует мнение, что «нашим детям, что ни говори – они и ухом не ведут, во всяком случае с первого раза». – Значит, сработала система Защиты. Дети перестали реагировать на слова, потому что переполнены воспитательными словоизлияниями.

Существует термин «Молчаливая педагогика М. Монтессори», которая предпочитает невербальные способы обучения и воспитания. Эпиграф Монтессори – «Веди счет совам своим». Уроки, по мнению педагога, должны быть немногословны. Огромное значение М. Монтессори придавала созданию педагогически целесообразной среды: много игр, пособий, атрибутов, а слов – мало. Слово – тонкий инструмент воздействия в этой системе.

М. Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребенка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нем дисциплинированность. Это только нам так кажется. На самом деле мы сковываем развитие речи, воли, а вместо сознательной дисциплины, развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность.

«Если хотите воспитать личность, то поставьте человека в такие условия с детства, где он будет чувствовать себя личностью».
Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

«Учить следует на лучших образцах родного языка».
От культуры речи родителей и педагогов зависит культура речи детей:

  • Правильно произносить все звуки родного языка.

  • Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.

  • Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

  • Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности.

  • Пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

  • Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов.

  • Не допускать в разговоре с детьми и взрослыми повышенного тона, грубых выражений, ярлыков, слов – вредителей.


Основной источник лингвистического, речевого развития – общение со взрослым, умеющим организовать содержательную деятельность, по поводу которой возникает потребность в разговоре, обсуждении, могут возникнуть вопросы.
Главными направлениями в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте можно считать следующие:

  • Работа над нарастанием контекстности детской речи.

  • Развитие творческой речевой деятельности ребенка и выразительности его речи.

  • Выявление и развитие индивидуальных особенностей детей к речевой деятельности.

  • Воспитание интереса к речи как особому объекту познания.


Что дает подбор эффективных игр, упражнений, проведение этимологической работы?


    1. Это один из путей развития интереса к языку, к речи, к истории своего народа, его культуре.

«Весь свой духовный опыт жизни народ сохраняет в речи, в языке».

(К. И. Чуковский).


    1. Это путь развития языкового чутья, словотворческих способностей, развития углубленного понимания значения слов, их многозначности, расширения словарного запаса.




    1. Это средство развития наблюдательности, познавательных интересов, мыслительных способностей детей.

«Воспитание речи – есть воспитание мысли».

(К.И. Чуковский).


    1. Это способ постижения «устройства» языка, его лексики, его законов. И способ легкий, учитывающий естественную потребность ребенка в желании узнать, «почему так называется?»




    1. Это способ, развивающий природную лингвистическую одаренность любого здорового ребенка и помогающий подготовиться к осмыслению законов языка в школе.




    1. Постижение «устройства» родного языка лежит в основе овладения «устройством» другого. Чтобы овладеть вторым языком, нужно научиться сравнивать языковые явления, что и дает предлагаемое направление речевой работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconПрограмма кружка для работы с детьми дошкольного возраста
Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы кружка по хатха – йоге с детьми дошкольного возраста...
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данного пособия является оказание помощи студентам в самостоятельной подготовке по вопросам содержания и организации коррекционной...
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconСистема мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения...
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста icon«Организационно-методические условия оздоровительных занятий в специальной...
Психолого-педагогические аспекты оценки учебных достижений в специальной медицинской группе
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconСценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconКонспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Встреча
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconОвладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
Исключительное значение придается игре как основной форме работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconМетодическое пособие по ритмике для детей 5, 6, 7-летнего возраста сост преподаватель
Музыкальный материал, опубликованный в этом пособии, накоплен в течении многолетней работы с детьми дошкольного и младшего школьного...
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подборка конспектов непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области...
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обогащение содержания работы с детьми дошкольного возраста, взаимодействие с семьями воспитанников и создание условий для качественной...
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconМбдоу «детский сад «росинка» Конспект специально организованной деятельности...
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconПроект Тема:«Покорение Космоса»
Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность; доступность предметного материала; практичность;...
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconВведение 2
Роль педагога и особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аппликация с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи работы. Разнообразные приёмы вырезывания. Методика работы с детьми. Литература:...
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста iconКалендарь как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста
Календаря как средстве образовательной деятельности, позволяющей решать задачи психолого – педагогической работы с детьми, как организационной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск