Скачать 343.76 Kb.
|
БОУ «Андреевская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено: Утверждено: Протокол заседания МО приказ БОУ «Андреевская ООШ» От 28.08.2013 № 1 от 30.08.2013 №142-ОД . Рабочая программа курса «Технология» (на основе программы курса «Технология» Т.М. Геронимус) 3 класс д. Андреевская 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» 3 класс создана на основе Примерной программы по учебным предметам Начальная школа Руководители проекта: член корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. М., Просвещение, 2010; и авторской программы «Школа мастеров» по курсу «Трудовое обучение. 1-4 классы» автор Т.М. Геронимус. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение технологии в объёме 1ч в неделю, рассчитана на 34 ч в год. Данный учебный предмет реализует следующие цели: - освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; - развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления; - овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности; - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; - умение выделять признаки и свойства предмета; - умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов; - практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Задачи обучения: - учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой; - учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств; - учить распознавать способы соединения деталей и их размеров; - самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий; - учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки. Данная программа изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и призвана сформировать у школьника умение самостоятельно ориентироваться в любом задании. Учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, в котором школьнику отводится активная роль преобразователя. Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уроке займет позицию: “Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться”. Задача учителя – не столько помочь ребенку в осознании чего-либо или изготовлении изделия, сколько создать условия, при которых наиболее полно будет раскрыт его творческий потенциал. Учитель должен помнить о том, что деятельность ребенка на уроке труда включает в себя два равнозначных компонента: интеллектуальный и моторный, следовательно, урок должен быть поделен на две части: • первая часть – теоретическая – должна обеспечить безусловное понимание ребенком сути и порядка выполнения практической работы; • вторая часть – практическая – самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, оснащенная должным образом. На теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в 1–2-х классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. На уроках в 3 классе расширяются и систематизируются знания об аппликационных технологиях, осваиваются новые операции: расплетывание соломенных трубочек в ленточку; изготавливаются планшеты, дается понятие канта и окантовки. Обучающиеся знакомятся с разметкой прямоугольника в 4 шага и экономной разметкой круга циркулем, изготовляют из прямоугольников ажурные игрушки и т.д. проводят опыты и лабораторные работы с ватой, с поролоном и синтепоном. Через них знакомятся с их свойствами. Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научится работать дружно и согласованно. Работают со спилами, пробкой, проволокой, шишками, приобретают навыки работы с шилом, буравчиком, изучают правила безопасной работы с ними. Особое место отводится работе с полуфабрикатами, изготовлению необычных упаковок. Расширяется кругозор обучающихся, они осваивают новые инструменты - пилы, лобзики, знакомятся с новыми понятиями, учатся изготавливать упаковки для игрушек, рассчитывают их размеры. Уделяется большое внимание практической деятельности по освоению текстильных материалов и лабораторным работам по сравнению их свойств. По изготовлению изделий из ткани введены операции по склеиванию деталей полиэтиленом. Учебным планом отводятся часы на сборку моделей и макетов из бумаги. Однако экономическое состояние общества, материальное положение семей обучающихся вынуждает организовывать труд детей на уроках с применением главным образом тех материалов, которые родители в состоянии приобрести. В связи с этим часы по сборке моделей и макетов из деталей конструктора приходится заменить домашним трудом, где обучающиеся знакомятся с современной бытовой техникой, используемой в домашних условиях. Обобщением и итогом проверки умений и навыков, обучающихся в овладении основными технологическими приемами, являются уроки по изготовлению творческих проектов. Здесь обучающиеся показывают все, чему они научились. Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в разделами: «Учимся размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые операции», «За год мы узнали новые слова». Первый раздел «Учимся размышлять», определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознан ному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия. Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и у нас получаются красивые изделия, определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий. Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова», является своеобразным справочником - контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им дела ют, какие у него есть «родственники»?» Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Содержание программы Учимся размышлять 1. Принимаем участие в коллективном обсуждении конструкции, рассматривая образец изделия в сборе. Сравниваем технический рисунок и эскиз развертки с образцом изделия, различаем на графических изображениях линии контура, разреза внутри контура, линии сгиба, размерные и выносные. Самостоятельно подсчитываем габаритные размеры по имеющимся частным, определяем величину необходимой заготовки. Ищем зависимость размеров конусообразной детали от величины части используемого круга. 2. Коллективно обсуждаем технологию изготовления изделия, обосновывая выбор и чередование операций, заменяем трудоемкие операции на более простые без ущерба для качества работы. 3. Перечисляя необходимый инструментарий, выделяем правила безопасной работы, требующие их соблюдения на конкретном уроке. Различаем рабочие части у инструментов: грифель у карандаша, тонкая грань у фальцовки, грань со шкалой у линейки, полотно с режущим краем у ножа и ножниц, острие у иглы и булавки, щетинка у кисточки, игла у шила. Обосновываем план оснащения рабочего места. 4. Осознанно выбираем для изготовления изделий материалы: коробочный, переплетный и цветной картон, коленкор, ледерин, цветная бумага для аппликаций, глянцевая календарная бумага, бархатная бумага. Белая, набивная и гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, тесьма «вьюнок», катушечные нитки № 40 и, 50, мулине. Силикатный клей, ПВА, резина, полимерная пленка, природные минеральные материалы: ракушки, скорлупа яиц.
Готовимся к практической работе
Учимся выполнять новые операции Вырезаем по разметке ножом окно в картонной заготовке. Прокалываем картон шилом. Выполняем рицовку на картоне. Окантовываем картон бумажными полосами. Склеиваем дугообразный край сектора в «фунтик». Наклеиваем разглаженные соломинки встык на кальку. Пришиваем пуговицы в прокол. Пришиваем швом через край тесьму и сутаж. Окрашиваем ткань гуашевой краской по трафарету. Вышиваем тамбурным швом. Наматываем нитяной кокон на резиновую основу. Плетем плоские и объемные изделия из одиночных бумажных полос. Окрашиваем бумагу набрызгом. Наклеиваем мельчайшие кусочки лоскутной мозаики (прищипываем) У нас получаются красивые изделия I. Хозяйственные принадлежности
П. Для оборудования рабочего места
III. Игрушки для себя и друзей 1. Ежик из рассеченных бумажных кругов. 2. Объемные игрушки из природных материалов, соединенных клеем и шпильками.
IV. Сувениры 1. Прорезная закладка. 2. Бумажные аппликации (выпуклая из «фунтиков» и прищипанная мозаика). 3. Мартишоры («букет цветов» из кругов).
7. Закладка из искусственной кожи «цветочек». V. Все для праздника 1. Оборудование праздничного стола: настольные цилиндрические куклы-салфетницы из картона и бумаги, декоративное украшение «веселые струйки», картонный поднос, украшенный мраморной бумагой и блестками, фигурки из бумажных салфеток (сдвоенный конус, пальмовый лист).
За год мы узнали новые слова Овал, сектор, дуга, технический рисунок, развертка. Окантовка, прищипывание, петельный шов. Туесок, планшет, покровный материал, сторонка, корешок, отстав, шлиц, кокон. Лекало, пяльца, напальчник. Сутаж, копировальная бумага, тесьма |
Рабочая программа учебного курса «Технология» Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е.... | Рабочая программа по предмету «Технология» 3 класс создана на основе:... Программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н. И., Богдановой Н. В, Фрейтаг И. П. М.: «Просвещение», 2012 год | ||
Рабочая программа элективного курса технология создания сайтов Планирование составлено на основе Программы элективного курса «Технология создания сайтов» для общеобразовательных школ, рекомендованной... | Рабочая программа курса «технология» Программа по технологии разработана на основе авторской программы «Технология» умк «Гармония» с. В качестве концептуальных основ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Геронимус, Т. М. Технология. Маленький мастер. 4 класс: учебник / Т. М. Геронимус. – М.: Аст-пресс школа, 2010 | Учебного курса «технология» для 5-11 классов Рабочая программа «Технология. Обслуживающий труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа учебного курса технология. 3 класс «А», «Б» Учебник: Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. В., Технология, 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.;... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе примерной... Сайт мо РФ www mon gov ru., учебника «Технология»: 10-11 класс под редакцией В. Д. Симоненко, М. «Вентана Граф», 2009. Программы... | ||
Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 68 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной... | Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 70 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной... | ||
Учебная литература Технология» для 1 класса класс) составлена на основе авторской программы курса Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Корпорация «Фёдоров»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочие программы учебного курса «Технология» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа курса «Технология» Рабочая программа учебного курса технологии для неделимых 8 классов составлена на основе | Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е.... | ||
Рабочая программа по технологии 5 класс пояснительная записка Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд», рекомендованный Министерством образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработана на основе: примерной программы «Технология» (авторы: Геронимус Т. М.,) |