Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования»





Скачать 192.82 Kb.
НазваниеПрограмма одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования»
Дата публикации15.10.2014
Размер192.82 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт естественных наук

Кафедра безопасности жизнедеятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

050100.68 Педагогическое образование

Профиль – образование в области безопасности жизнедеятельности

Квалификация (степень) выпускника - магистр педагогического образования

Программа дисциплины цикла М 1 (базовая часть)

Форма обучения – очная

Курс – I, семестр – 1
Москва

2011


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование. Квалификация (степень) – магистр. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35).

Автор: В.М. Мапельман

Рецензенты:

_______________________________

_______________________________

Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности

от 27 июня 2011 г., протокол № .

Заведующий кафедрой (проф. В.М. Мапельман)

Часть I. Программа учебной дисциплины

«Методология и методы научного исследования»
Цель дисциплины – подготовить магистрантов к ведению научно–исследовательской деятельности в избранной профессиональной области.
Задачи дисциплины – способствовать:

– овладению основными методами эмпирических и теоретических методов исследований;

– закреплению понимания и умений учитывать специфику методов исследований естественных, гуманитарных, социальных, технических и точных наук;

– выработке умений проектирования, организации, реализации и оценки результатов научного исследования, применимых к области педагогики;

– осуществлению систематического профессионального самообразования, совершенствованию своего научного потенциала.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» изучается в первом семестре первого курса обучения магистрантов. По учебному плану она входит в число базовых (обязательных) курсов общенаучного цикла дисциплин, которые должны способствовать получению углубленных знаний и компетенций в ходе обучения в магистратуре, для дальнейшей профессиональной (педагогической) и научно–исследовательской деятельности, а также для возможного обучения в аспирантуре.
Требования к результатам освоения дисциплины.

Общекультурные компетенции (ОК) магистра:

– способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК) магистра:

– готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1).

Профессиональные компетенции (ПК) магистра:

в области педагогической деятельности:

в области научно-исследовательской деятельности:

– способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

– готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

– готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

– готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

– готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

– готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

в области культурно-просветительской деятельности:

– способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

– готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

– способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).

Объем дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы


Зачетные единицы


Объем работ (час.)

I курс, 1семестр

Общая трудоемкость


3

108

Аудиторные занятия, в том числе:

32

- лекции

8

- практические занятия

24

Экзамены

36

Самостоятельная работа, в том числе:

40

- рефераты

20

- домашние задания для подготовки к контрольным работам

20


Содержание дисциплины и ее разделов.

Тема 1. Методология, методы и их роль в научном процессе.

Уровни научного познания: общелогический, теоретический, эмпирический. Особенности формирования методов познания в истории науки. Метод и методология. Аспекты научного метода: предметно–содержательный, операциональный, аксиологический. Классификации методов научного познания и их критерии. Учение о методах и его место в системе научного знания. Принципы, нормы, приемы, правила и требования научного познания. Критерии истинности в науке и их модификации.
Тема 2. Эмпирические методы.

Признаки эмпирических методов научных исследований. Наблюдение, его особенности, разновидности, функции и способы реализации. Измерение: его связь с другими эмпирическими методами; особенности формирования эталонов. Сравнение, его особенности; отличие от наблюдения и измерения. Эксперимент его отличительные признаки, функции и стадии реализации; классификация экспериментов; математические и модельные эксперименты; пределы интерпретации результатов экспериментов. Моделирование как метод создания аналога: требования, признаки, технологии, способы проверки. Мыслительное (идеальное), физическое, символическое, математическое и численное моделирование на компьютере.
Тема 3. Теоретические методы.

Признаки теоретических методов научных исследований. Одинарные и парные теоретические методы. Абстрагирование, его особенности; изолирующее абстрагирование; ложная абстракция. Идеализация и ее роль в научном познании. Формализация, ее этапы и значение. Аксиоматизация и ее признаки. Анализ и синтез: специфика, процесс реализации, разновидности (членение, классификация, периодизация). Обобщение и его вариации (одиночное, вероятностное, предельное). Индукция и дедукция: специфика, процесс реализации, разновидности; категоричность и вероятностность дедукции и индукции. Индуктивная модель обоснования науки. Гипотетико–дедуктивная модель науки. Математические методы.
Тема 4. Научная проблема и научный факт.

Проблема и проблемная ситуация; особенности научной проблемы. Формирование научной проблемы (потенциальность, самокоррекция). Виды научных проблем (предпроблема, неразвитая, развитая). Постановка, разработка (эмпирический и теоретический аспекты) и уровни решения научных проблемы (рутинный, селективный, адаптационный, инновационный). Обыденный факт и научный факт. Теоретическая нагруженность научного факта. Структура научного факта (предложение; чувственный образ; приборы, инструменты и практические действия). Понятие как логическая форма существования научного факта.
Тема 5. Определение, систематизации и системный метод.

Определения и их разновидности: явные и неявные, реальные и номинальные. Требования к корректности определений. Деление, систематизация, классификация и их отличительны черты и правила. Специфика системного метода исследования в науке. Классификация систем и методов их исследования. Самоорганизация систем и синергетика. Относительность противопоставления простого сложному. Особенности исследования сложноорганизованных систем. Перспективы системных исследований.
Тема 6. Научное предположение и научная гипотеза.

Суждение как логическая форма выражения научного предположения. Отличие предположения от догадки, версии, допущения. Пути построения научных предположений. От научного предположения к научной гипотезе. Умозаключение как логическая форма выражения научной гипотезы. Виды гипотез (общая, частная, единичная). Требования к выдвижению гипотез. Этапы построения гипотезы и ее характерные черты (релевантность, проверяемость, совместимость, объяснительный потенциал, простота). Проверка научной гипотезы на гипотетичность. Абдукция как альтернатива гипотетико–дедуктивному методу.
Тема 7. Научный закон и научная теория.

Закон и научный закон. Универсальные и частные законы. Детерминистические и стохастические законы. Эмпирические и теоретические законы. Закон и закономерность, их связь с необходимостью и случайностью, порядком и хаосом. Логическая форма существования закона в науке. Научная теория и ее компоненты. Функции научной теории и ее строение (эмпирический базис, теоретический базис, логический аппарат, потенциально допустимые следствия). Принципы построения научной теории. Умозаключение как логическая форма выражения научной теории. Проверка научной теории на теоретичность. Классификации научных теорий по различным основаниям.
Тема 8. Объяснение и понимание в науке.

Типы и методы научного объяснения. Каузальные (причинные), дедуктивно–номологические, альтернативные (интенциональные, телеологические, функциональные, нормативные) модели научного объяснения. Методы и модели исторического объяснения. Проблема понимания в науке. Герменевтика как учение об истолковании смыслов, ее правила, принципы и условия. Научный спор (взаимопонимание) и его виды: диспут, дебаты, дискуссия, полемика.
Тема 9. Предвидение и прогнозирование в науке.

Предсказание, предвидение и прогнозирование в науке. Логическая структура предсказания. Основные виды предсказаний. Предвидение и пророчества (исторический опыт). Прогноз и особенности его построения. Требования к проведению экспертных оценок прогностических проектов. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).
Тема 10. Методы и методология естественнонаучного исследования.

Природа и естественная деятельность человека как основной объект естественнонаучного исследования. Специфика проявления методов исследования природных объектов. Эмпирические и теоретические методы естественнонаучных исследований. Научный факт, предположение, гипотеза и теория в естественнонаучном исследовании. Их проверка. Естественнонаучные парадигмы.
Тема 11. Методы и методология гуманитарного исследования.

Духовная деятельность человека как основной объект гуманитарного исследования. Специфика проявления методов исследования гуманитарных объектов. Эмпирические и теоретические методы гуманитарных исследований. Научный факт, предположение, гипотеза и теория в гуманитарном исследовании. Их проверка. Гуманитарные парадигмы.
Тема 12. Методы и методология социального исследования.

Объект социального исследования. Социальное обследование и социальное исследование. Специфика проявления методов исследования социальных объектов. Эмпирические методы социальных исследований: статистические методы, построение репрезентативной выборки, включенное наблюдение, «социальный эксперимент». Научный факт, предположение, гипотеза и теория в социальном исследовании. Их проверка. Социальные парадигмы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.


Основная литература:

1. Кохановский В.П. Философские проблемы социально–гуманитарных наук. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2005.

2. Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М.:ЮНИТА–ДАНА, 2009.

3. Томпсон М. Философия науки. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2003.

4. Философия науки. Методология и история конкретных наук. – М.: Канон+, 2007.

Дополнительная литература:

5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Наука, 2000.

6. Рузавин В.И. Современные концепции естествознания. – М.: Альфа–М, 2000.

7. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М.: ИФ РАН, 2000.

8. Философия науки. – СПб.: СПбГУ, 2006.
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования»

  1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Виды учебной работы

Объем работы (час.)

Всего часов

1 семестр

Общая трудоемкость

108

108

Аудиторные занятия, в том числе

32

32

– лекции

8

8

– практические занятия

24

24

Лабораторные работы

36

36

Самостоятельная работа

40

40

Виды отчетности по дисциплине

экзамен

экзамен

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№№ п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Практич. занятия

Самост. работа

1
















2
















3
















4
















5
















6
















7
















8
















9
















10
















11
















12
















1. Календарно-тематический план освоения дисциплины

2. Система межсессионной и промежуточной аттестаций

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт естественных наук

Факультет____________



Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования


Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц

Форма отчетности

Курс, семестр





















Смежные дисциплины по учебному плану:










ВВОДНЫЙ БЛОК

(проверка сформированности компетенций)




Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное/

минимальное количество баллов




Тестирование, выявляющее степень владения ……

тест

аудиторная

*

***



















Итого:

*

***




БАЗОВЫЙ БЛОК

(проверка сформированности компетенций)




Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное/

минимальное количество баллов













*

***







*

***
















*

***




Итого:

*

***




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК




Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное/

минимальное количество баллов













*

***







*

***













*

***




Итого:

*

***




Примечания: работа, выполненная менее чем на 30 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации ______ баллов

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах по уважительной причине:

___________________________________________________(выполнение заданий дополнительного блока)

Форма промежуточной аттестации: ___________________________________________________________________

ФИО преподавателя: ________________________________________________

Утверждено на заседании кафедры _____________________ «___» _________ 201__ г.

Протокол №__

Зав. кафедрой __________________

Инструкция по заполнению технологической карты:

- Технологическая карта дисциплины составляется на каждый отдельный семестр, в котором эта дисциплина читается.

- Общая суммарная оценка по отдельной дисциплине составляет 100 баллов.

При этом максимальное количество баллов обучающийся может получить только за задания базового блока. Предусмотренный рабочим учебным планом экзамен может давать дополнительные баллы, если сумма набранных баллов за семестр ниже 100. Разница может быть вынесена как экзаменационная оценка.

- Вводный и дополнительный блоки не являются обязательными и вставляются только по желанию преподавателя, отвечающего за дисциплину.

- Во вводном блоке следует опрашивать обучающихся по предшествующим смежным дисциплинам, необходимым для освоения курса. Задания (тесты, контрольные, коллоквиумы и т.д.) вводного блока являются диагностическими и позволяют скорректировать работу с обучающимися в предстоящем семестре.

- Дополнительный блок предусматривает возможности обучающихся повысить наработанный в семестре балл, а также может состоять из заданий, компенсирующих пропуски аудиторных занятий по уважительной причине. Условия выполнения и допуск к использованию дополнительного блока оговариваются преподавателем.

- Базовый блок представляет семестровый план освоения обучающимся учебной дисциплины, в котором отражены все виды отчетных работ, минимальный и максимальный балл за их выполнение, сроки отчетности по отдельным темам и выполненным заданиям. Примечания после таблицы представляют собой текст с комментариями преподавателя о критериях оценивания, условиях снижения максимально предусмотренного балла за отдельные виды работ, условиях допуска к промежуточной аттестации.

- К технологической карте дисциплины могут потребоваться приложения:

  • - список возможных письменных работ;

  • - список тем или источников для дополнительного освоения.

- Технологическая карта дисциплины в обязательном порядке предоставляется каждой группе обучающихся в начале семестра на электронном или бумажном носителе, а также размещается на сайте кафедры.

УМКДметодология

УМКД призван указать на связь дисциплины с другими частями основной образовательной программы (далее – ООП): дисциплинами, модулями, практиками, государственной аттестацией и др.

Процент дисциплин ООП, обеспеченных УМКД, – критерий показателя «Методическая работа» в утвержденном Приказом Минобрнауки № 1938 от 30.09.05 перечне показателей деятельности и критериев государственной аккредитации вузов1. Задача кафедр – разработка и внедрение в учебный процесс УМКД по всем читаемым дисциплинам.

1 Копию данного перечня или выписку из него желательно иметь на кафедре и довести до сведения преподавателей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconПрограмма одобрена на заседании кафедры фонетики английского языка...
Профиль подготовки – дошкольная дефектология, логопедия, сурдопедагогика, олигофренопедагогика
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconПрограмма одобрена на заседании кафедры фонетики английского языка...
Направление подготовки – социальная работа, специальное дефектологическое образование, профиль подготовки специальная психология
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconПрограмма одобрена на заседании кафедры фонетики английского языка...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 050100 педагогическое образование и профилю подготовки...
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconПрограмма одобрена на заседании кафедры фонетики английского языка...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 030300 психология, 040100 социология,...
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconРабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля...
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconРабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля...
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconРабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры от «30»
Зав кафедрой хир стоматологии, проф. А. Х. Асиятилов (занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconРабочая программа по хирургическим болезням рассмотрена и одобрена...
Высшего профессионального образования «нижегородская государственная медицинская академия»
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconРабочая программа по общей хирургии рассмотрена и одобрена на заседании...
Высшего профессионального образования «нижегородская государственная медицинская академия»
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconРабочая программа по общей хирургии рассмотрена и одобрена на заседании...
Высшего профессионального образования «нижегородская государственная медицинская академия»
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры 06. 2009...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы...
Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний...
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconРабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты...
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от 27 июня 2011 г., протокол №. Заведующий кафедрой (проф. В. М. Мапельман) Часть I. Программа учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования» iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Теории и практики управления Оренбургского филиала ранхигс «20» октября 2011...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск