Скачать 0.57 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ ИМ. А.И. КОЖЕВНИКОВА «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе _________________С.Н. Цыбусов «_____»_________________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИРУРГИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ Специальность: 060201 «СТОМАТОЛОГИЯ» Стоматологический факультет – курс III, IV семестр 6, 7 Форма обучения: очная Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы (144 часа) Форма итогового контроля: экзамен 2013 При разработке рабочей программы по хирургическим болезням в основу положены:
Рабочая программа по хирургическим болезням рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей хирургии им. А.И. Кожевникова от «14» июня 2013 г. Протокол № 9 Заведующий кафедрой общей хирургии им. А.И. Кожевникова профессор, д.м.н. Овчинников В.А. СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой методической комиссии по хирургии профессор, д.м.н. Базаев А.В. «___» ______________ 20__г. СОГЛАСОВАНО Начальник УМУ Потёмина Т.Е. «___» ______________ 20__г. 1. Цель и задачи дисциплины. Цель преподавания курса «Хирургические болезни» является участие в формировании следующих компетенций: Общекультурных (ОК): - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); - способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8); Профессиональных (ПК): - способностью и готовностью реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1); - способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); - способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5); - способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6); - способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7); - способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-20); - способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-21); - способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-22); - способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-23); - способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-27); - способностью и готовностью выполнять обязательный перечень экстренных хирургических операций (ПК-42); Задачи освоения дисциплины хирургические болезни В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - штатно-организационную структуру и функциональные обязанности меди-цинского персонала хирургического стационара и хирургического кабинета; - правила ведения и оформления медицинской документации (амбулаторная карта, карта стационарного больного); - правила ношения специальной одежды персоналом, выявление и санация бактерионосительства среди медицинского персонала; - правила работы с биологическими материалами; - методы хирургической обработки рук; - правила стерилизации материалов и инструментов; - перечень дезинфицирующих растворов и антисептиков, используемых в работе хирургического стационара; - правила прямого и непрямого контроля качества стерилизации; - патогенез, этиологию и меры профилактики основных хирургических заболеваний и прежде всего острых; - клиническую картину этих заболеваний и их осложнений; - методику обследования хирургического больного (анализ жалоб, выяснение истории заболевания и истории жизни, проведение физикального обследования больного, местного осмотра патологического очага); - клинические проявления основных хирургических синдромов (кровотечение, геморрагический шок, раны, термические повреждения, переломы и вывихи, воспаление, синдром эндогенной интоксикации в хирургии); - современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования хирургических больных; - особенности оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и катастрофах в военное и мирное время, при автодорожной травме; - современные способы лечения наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний; - правила хранения крови, компонентов крови и кровезаменителей; - правила и порядок проведения трансфузий крови, компонентов крови и кровезаменителей. Уметь: - оформлять медицинскую документацию (амбулаторная карта, карта стационарного больного); - проводить обследование хирургического больного (анализ жалоб, выяснение истории заболевания и истории жизни, проведение физикального обследования больного, местного осмотра патологического очага); - составлять план проведения необходимых лабораторных, инструментальных и др. методов обследования больного и уметь анализировать их; - сформулировать развернутый клинический диагноз и обосновать его на основе проведенного дифференцированного диагноза; - определить показания к консервативному и оперативному лечению; - определить показания, противопоказания и сроки выполнения операции; - оценить стерильность материалов в биксе; выполнять укладку материалов в бикс; - проводить хирургическую обработку рук, надеть хирургический халат, стерильные перчатки, проводить смену стерильных перчаток; - проводить обработку операционного поля растворами антисептиков; - определять группу крови, проводить пробы на совместимость при переливании крови и компонентов крови; - определить по рентгенограмме наличие перелома, вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидропневмоторакса; - оказать первую медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях; - осуществлять наложение транспортных шин, кровоостанавливающего жгута, бинтовых повязок, гипсовых повязок; - выполнять инструментальную перевязку ран (чистых и гнойных), осуществлять снятие швов; - проводить экстренную профилактику столбняка. Владеть: - навыками обследования хирургического больного (анализ жалоб, выяснение истории заболевания и истории жизни, проведение физикального обследования больного, местного осмотра патологического очага); - навыками оценки симптомов и синдромов при основных хирургических заболеваниях; - вопросами организации специализированной помощи хирургическим больным; - вопросами реабилитации больных после операции, оценкой их трудоспособности; - навыками укладки биксов, оценки стерильности материалов в биксах; - навыками хирургической обработки рук; - навыками надевания стерильного халата, стерильных перчаток, сменой стерильных перчаток; - навыками обработки операционного поля растворами антисептиков; - навыками подготовки и заполнения системы для внутривенных инфузий; - навыками определения группы крови, проведения проб на совместимость при переливании крови и компонентов крови; - навыками наложения транспортных шин, кровоостанавливающего жгута, бинтовых повязок, гипсовых повязок; - навыками подготовки инструментов для первичной обработки ран, вторичной обработки ран, наложения скелетного вытяжения; - навыками инструментальной перевязки ран (чистых и гнойных), снятия швов; - навыками профилактики и лечения пролежней; - навыками оказания первой медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях; - навыками осуществления экстренной профилактики столбняка. 2. Место дисциплины в структуре ООП 2.1 Дисциплина «Хирургические болезни» относится к циклу С3 «Профессиональный цикл» базовой части ФГОС ВПО по специальности: 060201 «СТОМАТОЛОГИЯ». 2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками: Общая хирургия, Внутренние болезни Знания: - видов санитарной обработки больных; - типов лихорадок; - особенностей ухода за больными с заболеваниями различных систем организма; - штатно-организационной структуры, функциональных обязанностей и основных этапов работы младшего медицинского персонала; - правил ношения специальной одежды медицинским персоналом; - правил работы с биологическими материалами; - вопросов санитарной подготовки больного к операции; штатно-организационной структуры, функциональных обязанностей и основных этапов работы среднего медицинского персонала; - правил оформления медицинской документации (паспортная часть карты стационарного больного; листа динамического наблюдения за больным; журналов учёта выполненных процедур, передачи дежурств, регистрации и контроля работы бактерицидных установок); - организации посещений больного; - санитарного обеспечения питания хирургического больного; - правил выполнения медицинских манипуляций (подкожных инъекций, внутримышечных инъекций, внутривенных инъекций, подготовки системы для внутривенных инфузий); - правил наблюдения за больным в раннем послеоперационном периоде (мониторинг показателей гемодинамики, состояния повязки, дренажей, катетеров, контроль диуреза, термометрия); - правил работы с биологическими материалами; Умения: - проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и во время пребывания больного в стационаре; - осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни; - осуществлять уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем; - осуществлять транспортировку больных; - измерять температуру тела, суточный диурез, собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований; - проводить кормление больных; - проводить антропометрию, различные виды клизм; - осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского материала, инструментов и средств ухода за больными; - выполнять манипуляции палатной и процедурной медицинской сестры; - проводить гигиеническую обработку и бритьё операционного поля; - осуществлять транспортировку больных в операционную; - проводить уход за кожей, глазами, ушами, полостями носа и рта у тяжелых больных; - осуществлять постановку желудочного зонда и промывания желудка; - осуществлять постановку очистительных клизм, гипертонических клизм, газоотводной трубки; - проводить эластичное бинтование нижних конечностей; - проводить профилактику пролежней; - осуществлять кормление тяжёлых больных; Навыки: - ухода за больными с учётом их возраста, характера и тяжести заболевания, в том числе за тяжелобольными и агонирующими больными, включая мероприятия по уходу за кожей, глазами, ушами, полостями носа и рта; - обработки рук (бытовой и гигиенический уровни); - надевания перчаток медицинским персоналом; - перекладывания больных с каталки на койку, операционный стол; - проведения ежедневной и генеральной уборки помещений хирургического стационара; - ухода за кожей, глазами, ушами, полостями носа и рта у тяжелых больных; - постановки желудочного зонда, очистительных клизм, гипертонических клизм, газоотводной трубки; - подготовки шины Беллера, наложения транспортных шин, кровоостанавливающего жгута, бинтовых повязок, гипсовых повязок; - катетеризации периферической вены, забора венозной крови; - проведения проб на чувствительность к антибиотикам; - оказания первой медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (при шоке, кровотечении, нарушении дыхания, рвоте); Анатомия человека; гистология; нормальная физиология; патологическая физиология: патологическая анатомия; фармакология; топографическая анатомия и оперативная хирургия; микробиология Знания: - основных закономерностей развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; - гистофункциональных особенностей тканевых элементов - строения, топографии и развития клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и при патологии; - анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей строения здорового и больного организма; - классификации, морфологии и строения микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методов микробиологической диагностики, применение основных антибактериальных препаратов; - понятий этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципов классификации болезней; - функциональных систем организма человека, их регуляции при взаимодействии с окружающей средой в норме и патологии; - структурных и функциональных особенностей болезней, патологических процессов, причин, основных механизмов развития и исходов патологических процессов, нарушений функции органов и систем; - структуры и функции иммунной системы, её возрастных особенностей, методов оценки иммунного статуса; Умения: - пользоваться учебной, научно-популярной и научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; - анализировать действие фармакологических средств по совокупности из фармакологических свойств; - применять основные антибактериальные и биологические препараты; - оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств; - пальпировать на человеке основные костные ориентиры, топографические контуры органов и сосудисто-нервных стволов; - объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию аномалий и пороков; - интерпретировать результаты наиболее распространённых методов функциональной диагностики; - отличать в сыворотке крови нормальные значения уровней метаболитов от патологических значений; - обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространённых заболеваний; - интерпретировать результаты основных диагностических и аллергологических проб; Навыки: - владения медико-биологическим понятийным аппаратом; - владения простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, скальпель, зажим, пинцет, зонд); - постановки предварительного диагноза на основании биохимических исследований биологических жидкостей; - сопоставления морфологических и клинических проявлений болезни; - основами врачебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи; - применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний; - методами клинико-анатомического анализа результатов исследования биопсийного и операционного материала; |
Рабочая программа по общей хирургии рассмотрена и одобрена на заседании... Высшего профессионального образования «нижегородская государственная медицинская академия» | Рабочая программа по общей хирургии рассмотрена и одобрена на заседании... Высшего профессионального образования «нижегородская государственная медицинская академия» | ||
Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение... Натура) разработана сотрудниками кафедры госпитальной хирургии (заведующий кафедрой −д м н, профессор В. А. Бахтин) и кафедры факультетской... | Общая хирургия, оперативная хирургия, анестезиология, урология Кафедры общей хирургии, оперативной хирургии и топографической анатомии, факультетской хирургии | ||
Расписание занятий по производственной практике 2012-2013 учебного... Обыденикова Тамара Николаевна, доцент кафедры общей хирургии, топографической анатомии и оперативной хирургии | Общая хирургия и анестезиология А. В. Саликов, А. А. Слепцов, ассистент П. К. Воскресенский) при участии кафедры общей хирургии педиатрического факультета Российского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | ||
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по факультетской хирургии Рабочая программа факультетской хирургии рассмотрена на заседании Совета факультета дгма | Рабочая программа по факультетской хирургии Рабочая программа факультетской хирургии рассмотрена на заседании Совета факультета дгма |