МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра госпитальной терапии им. Р.Г.Межебовского
-
«УТВЕРЖДАЮ»
| проректор по научной
| и клинической работе
| профессор __________ Н.П. Сетко
| « » ________20___ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КАРДИОЛОГИЯ»
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСПИРАНТУРА)
ПО НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 14.01.05 «КАРДИОЛОГИЯ» Присуждаемая ученая степень кандидат медицинских наук
Форма обучения
Очная
Оренбург, 2012
Содержание
1
| Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………….
| 3
| 2
| Место дисциплины в структуре ОПП ………………………………………
| 3
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины (разделов)
| 3
| 4
| Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..
| 7
| 5
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……
| 23
| 6
| Материально-техническое обеспечение дисциплины (раздела)………….
| 30
| 7
| Лист регистрации внесения изменений…………………………………….
| 32
| 1. Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель – формирование у аспирантов профессиональных и педагогических знаний и умений в области кардиологии, необходимых для эффективного проведения учебно-воспитательного процесса в вузе;
получение углубленных знаний по кардиологии и навыков самостоятельного и творческого выполнения научных исследований по избранной специальности;
приобретение новых знаний и умений, усовершенствование профессиональных
навыков по кардиологии;
подготовка специалистов высокого профессионального уровня по кардиологии, готовых к самостоятельной работе с учетом потребностей органов практического здравоохранения.
Задачи:
Изучение основных организационно-методических, диагностических и лечебных методов в кардиологии; получение более глубокого представления о современных методах диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний с позиции
доказательной медицины
Формирование знаний и навыков по современным методам обследования больных и дифференциальной диагностики в кардиологии и интерпретации полученных результатов,по разработке стратегии действий по диагностике и лечению пациентов, по предупреждению осложнений и обострений болезни
Формирование навыков выявления и проведения профилактики факторов сердечно-сосудистого риска в популяции на основании глубоких теоретических знаний по кардиологии и результатов достоверных и доказательных клинических исследований.
Совершенствование собственного опыта практических навыков работы, теоретических знаний в кардиологии;
Изучение тем по смежным специальностям, имеющим непосредственное отношение к кардиологии;
Приобретение специальных знаний и умений по современным высоким технологиям в кардиологии.
Формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности в кардиологии.
.
2 Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Кардиология» относится к образовательной составляющей циклу специальных дисциплин ОД.А.05 в соответствии с утвержденными федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) от 16.03.2011 № 1365.
2.1Базовые дисциплины
Внутренние болезни. Знание внутренних болезней на основе базовой подготовки
по программам лечебного факультета и клинической ординатуры. Кардиология,
ревматология, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология,
педиатрия. 3 Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины аспирант должен освоить основные тенденции и перспективы развития отечественной и зарубежной кардиологии; изменения, происходящие на современном этапе развития науки; цели и задачи современного высшего медицинского образования и основные пути повышения его качества в современных условиях; структуру современного содержания кардиологии и методы и методические приемы его реализации.
В результате освоения дисциплины аспирант должен: Знать:
основы законодательства о здравоохранении и основные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
общие вопросы медицинского страхования и деятельности медицинских учреждений в условиях страховой медицины;
принципы медицинской статистики, учета и анализа основных показателей здоровья населения;
вопросы этики и деонтологии в медицине и кардиологии;
принципы организации терапевтической и кардиологической помощи в стране, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;
анатомию и физиологию человека, половые и возрастные особенности;
вопросы общей патологии, иммунобиологии и реактивности организма;
клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;
вопросы экспертизы трудоспособности и основы законодательства по вопросам медико-социальной экспертизы и социально-трудовой реабилитации;
принципы первичной профилактики заболеваний, формы и методы санитарно-просветительской работы;
Международную классификацию болезней (МКБ);
вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны;
распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний среди населения, в том числе в различных возрастных группах; значение этих показателей в оценке состояния здоровья населения;
директивные документы, определяющие деятельность кардиологической службы;
систему организации кардиологической службы в стране, ее задачи и структуру;
организацию службы интенсивной терапии и реанимации в кардиологической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;
анатомию, физиологию и патофизиологию сердечно-сосудистой системы, изменения сердечно-сосудистой системы при беременности;
этиологию и патогенез сердечно-сосудистых заболеваний;
применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля;
реабилитацию больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения;
основы рационального питания здорового организма, принципы диетотерапии у кардиологических больных;
принципы и варианты профилактики, ее организацию и методы профилактики основных заболеваний в кардиологии;
показания и противопоказания к операциям на сердце и магистральных сосудах;
вопросы временной и стойкой утраты трудоспособности, организацию КЭК;
методы раннего выявления кардиологических заболеваний при массовом профилактическом обследовании населения;
принципы диспансерного наблюдения за больными, проблемы профилактики;
современные методы обследования больного (ЭКГ, рентгеновские, ультразвуковые, магнитно-резонансные, радионуклидные, ангиографические, внутрисердечные электрофизиологические, биохимические и др.);
основы клинической фармакологии (фармакодинамика, фармакокинетика) основных групп лекарственных средств: антиангинальных, гипотензивных, антиаритмических, препаратов для лечения сердечной недостаточности, гиполипидемических препаратов, антикоагулянтов и фибринолитиков;
осложнения, вызванные применением лекарств;
показания и противопоказания к хирургическому лечению сердечно-сосудистых заболеваний, подготовку кардиологических больных к внесердечным операциям;
современные методы диагностики и лечения различных форм ишемической болезни сердца и артериальных гипертензий;
клиническую, инструментальную диагностику и методы лечения заболеваний миокарда, эндокарда и перикарда;
виды приобретенных и врожденных пороков сердца;
электрокардиографические методы диагностики, медикаментозное и немедикаментозное лечение нарушений ритма сердца;
клинику и лечение острой сердечной недостаточности;
вопросы классификации и лечения систолической и диастолической форм хронической сердечной недостаточности;
классификацию, диагностику и современные методы лечения блокад сердца;
вопросы клиники, диагностики и лечения заболеваний аорты;
особенности клиники и лечения сердечно-сосудистых заболеваний в различных возрастных группах больных;
особенности поражения сердечно-сосудистой системы при сахарном диабете, тиреотоксикозе, гипотиреозе, заболеваниях почек и др.;
лабораторную, функциональную, инструментальную диагностику, терапию и профилактику заболеваний, часто встречающихся у кардиологических больных: заболеваний дыхательной системы (пневмония, бронхиальная астма, и др.), эндокринных заболеваний (сахарный диабет, тиреотоксикоз, гипотиреоз, заболевания надпочечников), гастроэнтерологических заболеваний (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гепатит, цирроз печени, холецистит, панкреатит), заболеваний почек (пиелонефрит, гломерулонефрит и др.), нервной системы (инсульт и др.);
клинику, дифференциальную диагностику и показания к госпитализации при острых и неотложных состояниях (инсульт, черепно-мозговая травма, острый живот, внематочная беременность, гипогликемическая и гипергликемическая комы, анафилактический шок, острые аллергические реакции, астматический статус и др.);
клинику, раннюю диагностику и терапию инфекционных и паразитарных болезней, в том числе карантинных инфекций;
клинику и раннюю диагностику онкологических заболеваний;
организацию и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах, дорожно-транспортных происшествиях;
клинику и диагностику ВИЧ-инфекции;
организацию медицинской помощи при возникновении заболеваний, у лиц, подвергшихся воздействию ионизирующегося излучения, обусловленных радиацией.
Уметь:
провести опрос больного, применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки заболевания;
оценить тяжесть состояния больного и принять необходимые меры для выведения больного из тяжелого состояния, определить объем и последовательность лечебных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь и при необходимости провести реанимационные мероприятия, определить показания для госпитализации и организовать ее;
определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгеновских, функциональных и др.);
оценить данные лабораторных и биохимических методов исследований, рентгенографии и компьютерной томографии и МР-томографии, электрокардиографии, эхокардиографии, радионуклидных методов исследований, ангиографии, коронарографии, вентрикулографии, велоэргометрии, электрофизиологического исследования сердца, исследований гемодинамики, результаты катетеризаций полостей сердца применительно к конкретной клинической ситуации;
анализировать элетрокардиограмму и составлять электрокадиографическое заключение;
провести пробу с дозированной физической нагрузкой на велоэргометре и тредмиле и оценить полученные результаты;
провести суточное мониторирование ЭКГ и оценить полученные результаты;
провести суточное мониторирование артериального давления и оценить полученные результаты;
провести ультразвуковое исследование сердца (определить размеры камер сердца, глобальную и сегментарную систолическую функцию левого желудочка, исследовать клапанный аппарат и перикард);
оказывать первой (догоспитальной) кардиологической помощи при ургентных состояниях (острый коронарный синдром, острая сердечная недостаточность, пароксизмальные нарушения ритма сердца, синкопальные состояния, остановка кровообращения и др.);
провести скрининговую диагностику нарушений дыхания во сне;
провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;
провести дифференциальную диагностику, используя клинические и дополнительные методы исследований, и сформулировать диагноз с выделением основного синдрома и его осложнений;
назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;
определить объем лечения и реабилитации больных после операций на клапанах и сосудах сердца и имплантации кардиостимуляторов;
определить должный объем консультативной помощи и провести коррекцию лечения;
оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;
диагностировать и провести лечение при кардиологических заболеваниях и неотложных состояниях.
Владеть следующими практическими навыками:
методом регистрации ЭКГ;
методом проведения кардиопульмональной реанимации (наружный массаж сердца, искусственная вентиляция легких, дефибрилляцию, интубацию трахеи и др.);
методом проведения электроимпульсной терапии аритмий сердца;
методом проведения пункции и катетеризации периферических вен, подключичных и яремных вен, внутрикостным введением препаратов;
методом проведения чрескожной электрокардиостимуляции и регистрации чрескожной ЭКГ;
методом введения лекарственных препаратов с использованием дозаторов;
методами проведения пункции брюшной и плевральной полостей;
методом катетеризации мочевого пузыря;
методами определения группы крови и резус фактор, проведения переливания крови и остановку кровотечения;
методами оказания первой помощи при ДТП и катастрофах, остановки кровотечения и проведения иммобилизации при травмах;
навыком работы на компьютере.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы 4.1 Объем дисциплины Вид учебной работы
| Всего
| Часов
324
| ЗЕ
9
| Аудиторные занятия (всего)
| 216
| 6
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 72
| 2.0
| Практические и семинарские занятия (ПЗ)
| 144
| 4.0
| Самостоятельная работа (всего)
| 108
| 3
| В том числе:
|
|
| Подготовка к семинарам
| 72
| 2.0
| Вид промежуточной аттестации: собеседование. Итоговое тестирование.
| 36
|
1.0
| |