Разработка урока.
Предмет Обществознание. Профессия Автомеханик. Выполнила: Добрынина Т.Г., преподаватель
Тема урока: «Глобальные проблемы современности».
Цели:
Обучающая: Продолжить работу по формированию представления учащихся о глобальных проблемах, показать их взаимосвязь, выделить направления решения данных проблем.
Развивающая: Развивать навыки групповой работы с раздаточным материалом; учить анализировать полученную информацию, видеть предметно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения.
Воспитывающая: Обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: раздаточный материал, инструкция для работы в группе, учебные пособия.
Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, экологический кризис, «Север-Юг», терроризм.
Изучение нового материала.
Этапы урока
| Приемы и средства обучения
| Вводное – мотивационный этап.
| Обозначение актуальности темы. Постановка, проблемы
| Глобализация и ее последствия.
| Работа с текстом параграфа, мультимедийным пособием. Выяснение причины появления глобальных проблем.
| Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения.
| Работа в группах, выполнение заданий (диск), составление схемы, выводы, обобщение.
| Альтернативный сценарий будущего.
| Лекция с элементами беседы, дискуссия, вывод.
| Заключительный этап.
| Решение проблемного вопроса, вывод, проверка знаний (диск), домашнее задание.
|
|
| Ход урока:
Эпиграф «Прогресс-отец проблем».
Честертон (англ. Мыслитель 19-н.20 века.)
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Вводно-мотивационный этап:
| Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется. Честертон сказал:»Прогресс-отец проблем».
Вопрос: Как вы понимаете его слова? В жизни человека возникает много разных проблем, но сегодня мы поговорим о глобальных проблемах человечества, то есть проблемах, которые приобрели планетарный характер и затронули интересы всех стран и народов.
Почему тема актуальна именно в современных условиях?
| Слушают, называют тему и цели урока: «Глобальные проблемы человечества»
- Понятие
- Причины возникновения
-Классификация
Пути решения
(глобализация)
| Глобализация и ее последствия
| Диск ст.2 Что такое глобализация?
Вопросы: Что такое глобализация?
Какие факторы способствуют данному процессу?
Ст.3 Последствия глобализации?
Сегодня на уроке мы более подробно знакомимся с одним из последствий - глобальные проблемы современности. В конце урока нам предстоит ответить на проблемный вопрос – Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
| Учебник, стр.121-122;
Чтение, ответы на вопросы:- что такое глобализация?
- факторы способствующие глобализации?
- задание на диске (ручка)
- ответ на вопрос (карточка+ и -) по цепочке
- поверь себя ст.122-123,
Что не назвали?
| Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения.
| Что такое глобальные проблемы?
Какие глобальные проблемы вы можете назвать?
Б.Френсис «Лучший способ избавиться от проблем – решать ее»
Вопросы: Какие мысли по поводу проблем заложены в данном высказывании?
Каковы пути решения глобальных проблем?
Диск – выводы ст.8
Вывод:
Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации, будущее человечества зависит от того, человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).
Вопрос учащимся: Представьте ваш сценарий будущего человечества.
Возможно возникновение дискуссии.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив.
| Работа в группах:
- экологические проблемы
- проблема «Север-Юг»
- проблема войны и мира в современных условиях.
(характеристика проблемы, вопросы классу)
Отчет о работе групп, беседа по вопросам, вопросы с диска ст.-5-7
Работа с цитатой, ответы на вопросы.
Работа в группе, решения.
| Заключительный этап
| Возвращается к проблемному вопросу, эпиграф урока.
Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако, умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами (учащиеся фиксируют вывод в тетрадях, а рядом записываю свое мнение, возможно, отличное от данного).
Проверка знаний – диск ст.10-16, Д.з – параграф 11, презентация по теме урока, реферат ( на выбор).
| Решение вопроса, мысли по поводу.
Письменно отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание.
|
| Факторы устойчивого развития общества.
|
| Альтернативный сценарий будущего.
| Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества.
- Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:
Пессимистический прогноз,
Предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус).
оптимистический прогноз, считающий, что недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технических прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде).
Нейтральный прогноз,
Исходящий из того, что невозможно с определенностью…
| Учащиеся слушают, отвечают на вопрос учителя.
|
|
|
| |