Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?»





Скачать 58.44 Kb.
НазваниеРазработка урока на тему «Как правильно мечтать?»
Дата публикации11.07.2014
Размер58.44 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Литература > Разработка урока
c:\users\администратор\desktop\7.jpg

Трушина Ольга Витальевна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназия №6 г. Томска

Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»

Класс – 9, общеобразовательный

Время занятия – 2 учебных часа

Вид кейса – обучающий

Тип кейса – эвристический

Цели урока – оценить особенности образа главного героя – мечтателя, актуальность его личности в наши дни; обучение аналитическому чтению; характеристика героя,

Задание: Образ Мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. И позднее, в 70 - ее гг., Достоевский даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”. На уроке выясним позицию автора по отношению к Мечтателю и определим своё читательское отношение к жизненной позиции героя.


Подготовительный этап

Дома ученики читают текст повести, знакомятся с материалом кейса, подготовленным учителем. Размышляют над вопросом: что такое мечта, что нужно сделать, чтобы мечта осуществилась.

Содержание кейса:
1.http://emagia.narod.ru/books/belye_nochi/belye_nochi.html - текст повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
2.http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5_ %D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B8_(%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C)#section_6 - история создания, сюжет, основные персонажи, мнения и отзывы критиков


3. http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0350.shtml - Ф.М.Достоевский. Петербургская летопись




















4. http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_9kl_Metod/2.html - Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература. 9 класс. Методические советы, вопросы к уроку.

5. http://ru.wikiquote.org/wiki/%CC%E5%F7%F2%E0 - Мечта - Викицитатник
6. http://www.proza.ru/2005/10/01-78 - Можно ли убить мечту.

7. http://freken-bok.com/ru/health/Psychology/rubric/26/artic/2318 -женский журнал Фрекен Бок

Урок первый.
Актуальность работы. Как называется человек, который недоволен современным состоянием общества? Нытик. Как называется человек, который недоволен современным состоянием общества и имеет представление о том, какое общество подошло ему больше? Мечтатель. Поднимите руку, кого больше нытиков или мечтателей? (Скорее всего -мечтателей)

Работа с понятиями мечта, мечтатель (15 минут)

Подберите синонимы к слово мечтатель (теоретик; витун, манилов, не от мира сего, летатель, фантазер, фантаст, прожектер, идеалист, утопист, донкихот) Почему слова с отрицательной окраской? (нередко мечтатель – это «уважаемый» неудачник)
Подберите синонимы к слову мечтать (бредить, воображать, грезить, думать, парить по воздуху, воздушные замки строить, фантазировать; представлять себе, погрузиться в мечты). Значит, мечтать - это обдумывать мечту.
А от кого зависит, воплотится ли мечта в жизнь? Как правильно мечтать, чтобы не прослыть неудачником (аутсайдером)?


На уроке ученикам даётся кейс: между ситуациями №1 и №2 более ста лет.

Перед группами ставится задача: определить, в чём заблуждаются герой Достоевского и наши реальные современники, составить памятку мечтателям всех эпох «Как правильно мечтать».

Преподаватель приветствует, если в работе в качестве доводов звучат цитаты из текста повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Этот этап занятия имеет длительность около 30 минут.
Ситуация №1: … вот уже и книга, взятая без цели и наудачу, выпадает из рук моего мечтателя, не дошедшего и до третьей страницы. Воображение его снова настроено, возбуждено, и вдруг опять новый мир, новая, очаровательная жизнь блеснула перед ним в блестящей своей перспективе. Новый сон - новое счастие! Новый прием утонченного, сладострастного яда! О, что ему в нашей действительной жизни!... Посмотрите на эти волшебные призраки, которые так очаровательно, так прихотливо, так безбрежно и широко слагаются перед ним в такой волшебной, одушевленной картине, где на первом плане, первым лицом, уж конечно, он сам, наш мечтатель, своею дорогою особою. Посмотрите, какие разнообразные приключения, какой бесконечный рой восторженных грез. Вы спросите, может быть, о чем он мечтает? К чему это спрашивать! да обо всем...
- Неужели и в самом деле вы так прожили всю свою жизнь?

- Всю жизнь, Настенька, - отвечал я, - всю жизнь, и, кажется, так и окончу!

- Нет, этого нельзя, - сказала она беспокойно, - этого не будет; этак, пожалуй, и я проживу всю жизнь подле бабушки. Послушайте, знаете ли, что это вовсе нехорошо так жить?

- Знаю, Настенька, знаю! - вскричал я, не удерживая более своего чувства. - И теперь знаю больше, чем когда-нибудь, что я даром потерял все свои лучшие годы! Теперь это я знаю, и чувствую больнее от такого сознания, потому что сам бог послал мне вас, моего доброго ангела, чтоб сказать мне это и доказать. Теперь, когда я сижу подле вас и говорю с вами, мне уж и страшно подумать о будущем, потому что в будущем - опять одиночество, опять эта затхлая, ненужная жизнь; и о чем мечтать будет мне, когда я уже наяву подле вас был так счастлив! ( http://www.magister.msk.ru/library/dostoevs/dostf32.htm - Ф.М.Достоевский «Белые ночи» - гл. Ночь вторая )

Ситуация №2: На форумах в Интернете можно встретить подобные высказывания: «После мечтаний тяжело возвращаться на землю. Там, в воображаемой действительности, можно построить прекрасный мир, но всегда знаешь, что в реальности тебя ждет совсем другая жизнь, наполненная повседневными заботами».

(http://freken-bok.com/ru/health/Psychology/rubric/26/artic/2318 )

Урок второй. Группы обсуждают варианты ответов. Оказывается, если предаваться мечтам слишком часто или слишком интенсивно, привычка мечтать может доставить неприятности. Навязчивые мечты могут являться признаком того, что ты пытаешься сбежать от реальности. Кроме того, поскольку фантазии значительно превосходят реальный мир с точки зрения сказочности ,то «хронические» мечтатели часто испытывают разочарование в жизни. Яркий пример в литературе – образ Мечтателя у Достоевского.
Результатом обсуждения является разработка памятки «Как мечтать правильно».

Пример:

c:\users\администратор\desktop\ica0zvzzz.jpg

Памятка «Как мечтать правильно»

1.Не путай фантазию и мечту. Мечта - это первый шаг к цели!

2.Не прячься от жизни в придуманном мире.

3.Поверь в себя.

4.Сделай первый шаг. Мечта требует действий.

Девиз успешных людей: мечтать - значит воплощать.

Подведение итогов (этап занимает около 5 минут).

Шкала подведения итогов.

Критерии

Количество баллов

Знание текста (можно задать 1-2 вопроса по тексту)

1 балл

Глубина ответа на вопрос

1 балл

Активность участников группы, умение задавать вопросы

1 балл

Организованность, дисциплина

1 балл

Составление памятки

1 балл

Всего:

5 баллов

Если есть хоть одно замечание, то группе по данному критерию выставляется 0 баллов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconМетодическая разработка урока по русскому языку Класс: 2 класс Тип...
Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограмму
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconМетодическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова»
Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования...
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconМетодическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация»
Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» с использованием икт
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconНазвание работы: «Разработка урока по русскому языку с применением...
Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconРазработка урока по литературе в 8 классе на тему регионального компонента...
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством О. Н. Гуссаковской, раскрыть тему и основную мысль рассказа «Вечер первого снега»
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята узнают, как правильно сделать скворечник, смогут поближе узнать о птицах, как постоянно живущих в городе, так и перелетных,...
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconУрок-путешествие на тему: «кто ищет, тот всегда найдет»
Целью нашего урока является совершить путешествие к сокровищам. Но для этого мы с вами должны правильно решать задачи и примеры на...
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconМетодическая разработка открытого урока по истории на тему «Мы вместе....
Оснащение урока: презентация, проектор, интерактивная доска, плакаты с фотографиями о митинге в г. Махачкала
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconМетодическая разработка урока истории "В афинских школах и гимнасиях"
Учитель приветствует ребят, сообщает им цели и тему урока, которую они записывают в тетрадь. Затем организует работу с картой
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconРазработка урока на тему «Как написать статью для сайта»
Задачи: усваивать требования к статье для сайта, отрабатывать навыки чтения и анализа прочитанного, развивать умения работать в группе,...
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconМетодическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова»

Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconКак правильно писать сочинение на литературную тему
Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconРазработка урока по информатике с применением икт на тему «Программирование...
...
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconКонспект урока «Первая встреча с Николаем Некрасовым»
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» iconРеферат по географии на тему: «Проблемы животного мира на территории России»
А другая часть – исчезающие, вроде как тени. Ну и пусть исчезают эти тени. Без них, может быть, даже жить светлее будет? Да и вообще,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск