Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста»





Скачать 142.62 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста»
Дата публикации16.08.2013
Размер142.62 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Военное дело > Методическая разработка
ГОУ СПО « Ступинское медицинское училище»
Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»

На заседании ЦМК общепрофессинальных Зам. Директора по У.Р.

и специальных дисциплин

«________________» 2010г

_________________

председатель _______ . «____________» 2010г.

Методическая разработка для преподавателя
Дисциплина «Здоровый человек и его окружение»

« Здоровый ребенок»

Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста»

Специальность 060109 Сестринское дело

060101 Лечебное дело

г. Ступино

2010г.



  • Дисциплина «Здоровый человек и его окружение»

« Здоровый ребенок»

  • Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста»

  • Специальность 060109 Сестринское дело

060101 Лечебное дело

  • Курс - второй

  • Количество часов – 4 часа

  • Место проведения – кабинет «Сестринское дело в педиатрии»



  • Цели занятия :

Учебные

- Усвоить виды вскармливания и методы расчета необходимого количества пищи для грудного ребенка

- усвоить правила и сроки введения докорма , прикорма

Воспитательная

- Осознать преимущества грудного вскармливания и значение его пропаганды среди матерей

Оснащение к практическому

занятию :

- методическая рекомендации к практическому занятию

для студента

- тесты в письменном варианте или в программе компьютера

- иллюстративный материал

- ситуационные задачи с эталоном ответов

- кукла – фантом

- весы

- набор для пеленания

- набор смесей для искусственного вскармливания

- сборник алгоритмов практических манипуляций



ХОД занятия
1. Организационная часть – 5 мин

2.Вводная часть – 5 мин

3.Контроль исходного уровня знаний – 20 мин

( фронтальный опрос, цифровой диктант, тестовые задания)

4.Объяснение материала для выполнения

самостоятельной работы - 15 мин

5.Самостоятельная работа – 90 мин

Решение ситуационных задач

Работа с алгоритмами манипуляций

5.Контроль усвоения знаний студентов - 25 мин

6.Подведение итогов - 10 мин

7.Задание на дом – 5 мин


1)Организационная часть – 5 мин

Преподаватель объявляет о начале практического

занятия

  • Отмечает посещаемость

  • Готовность студентов к занятию





2)Вводная часть – 5 мин

  • Преподаватель объявляет тему практического занятия

Цели практического занятия



  • а) Преподаватель дает новую информацию по теме для

студента

  • На рост и развитие ребенка влияют – факторы риска.

Согласно заключению экспертов ВОЗ (1985г),рост и развитие ребенка, состояние здорового населения определяются на 50% образом жизни, на 20% - окружающей средой, на 20% - наследственный фактор и лишь 10% уровнем развития медицинской науки и состоянием медицинской помощи. Отсюда –

Здоровый образ жизни – непременное условие правильного, гармоничного роста и развития детей, сохранения состояния здоровья.

Проблема правильной организации питания детей, особенно первого года жизни, имеет не только медицинское, но и большое социальное значение, так как является определяющим фактором всего последующего развития человека. Рациональное питание ,отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, обеспечивает гармоничное развитие ребенка, повышает его иммунитет ,выносливость к различным неблагоприятным факторам внешней среды.

  • Основные принципы рационального вскармливания

- ребенок получает необходимое количества молока

- учитываются возрастные потребности ребенка в Б,Ж,У, а также витаминах и микроэлементах

- соблюдается режим питания, что способствует лучшему усвоению пищи

  • Преимущество в грудном возрасте отдается грудному вскармливанию, это

- ребенок получает молоко практически стерильным

- в женском молоке содержится оптимальное количество Б,Ж,У для грудного возраста

-оптимальное содержание минеральных солей, что препятствует развитию рахита

- содержание в грудном молоке антител, которые обеспечивают пассивный иммунитет

- кормление грудью, способствуют формированию благоприятной психологической связи ребенка с матерью

  • Принципы успешного грудного вскармливания

  1. первое прикладывание к груди в первые часы жизни

  2. кормление « по требованию» в первый месяц жизни

  3. кормление грудью исключительно до 5-6 мес жизни

  4. ребенку не нужна вода(грудное молоко содержит 90% воды)

  5. отнятие от груди не следует проводить в жаркое время и в период заболевания ребенка

  • Основные понятия вскармливания

- корригирующие добавки – соки, фруктовые пюре ,желток, сливочное масло, ими организм корригируеет витамины, микроэлементы, Б,Ж,У


Помните!

- до года ребенок получает не более 100 мл сока!

- соки дают после еды

- в первое и последнее кормление соки не назначают

Докорм – его цель восполнить недостаточное количество молока (давать после кормления грудью, желательно с ложечки)

Прикорм – существует при всех видах вскармливания

Цели прикорма

- дополнительно ввести необходимые Б.Ж.У. с целью удовлетворения возросших с возрастом потребностей ребенка в пищевых веществах

- на первом году жизни дети получают три прикорма, которые проводятся овощном пюре,

молочной кашей, кефиром ( смотри схему введения прикорма)





3) Преподаватель проверяет исходный уровень знаний студентов – 20 минут


  • 3) Контроль исходного уровня знаний

( Чтобы проверить свой уровень исходных знаний, напишите тесты )

  • ТЕСТ тема « ВСКАРМЛИВАНИЕ»




  1. Естественное вскармливание это

    1. грудное молоко + корректирующие добавки

    2. смеси + корректирующие добавки

    3. грудное молоко + смеси




  1. Частота кормления новорожденного

    1. 5 раз в сутки

    2. по требованию

    3. 9 раз в сутки




  1. Докорм дают

1.перед кормлением

2.после кормления
4. Адаптированные смеси делятся на

1. кислые

2. сладкие
5. Фруктовые пюре это:

1. прикорм

2. корректирующие добавки

3. докорм
6. Прикорм дают

1. перед кормлением

2. после кормления
7. Суточный объем пищи ребенка 5 месяцев составляет:

1. 1/6 от массы тела

2 .1/4 от массы тела

3. 1/7 от массы тела
8. Первый прикорм лучше назначать:

1. Овощного пюре

2. молочной каши

3. кефира
9. Укажите последовательность введения прикорма:

1. овощное пюре

2. кефир

3. мясное пюре

4. молочная каша

10 Фруктовые соки вводят:

1. 5 мес

2. 3 мес

3. 6 мес

11. Бутылочки для кормления обрабатываются

1.. 1 раз в сутки

2. 3 раза в сутки

3. после каждого кормления


ЭТАЛОН ОТВЕТА к ТЕСТУ


  1. 1

  2. 2

  3. 2

  4. 1,2

  5. 2

  6. 1

  7. 3

  8. 1

  9. 1,4,3,2

  10. 2

  11. 3



  1. На основании исходного уровня знаний, полученной новой информации преподаватель предлагает перейти к самостоятельной работе

  • решение задач с составлением схем-меню на один день

  • решение ситуационной задачи

  • проведение деловой игры

  • отработке практических манипуляций


Самостоятельная работа

А) Решите ситуационную задачу :


  1. Ребенок родился с весом – 3.300 гр, ростом – 51 см, находится на естественном вскармливании, сейчас ему -4 месяца .Рассчитайте суточную и разовую потребность в пище . Составьте схему питания на один день.




  1. Ребенок родился с весом – 3.600 гр, ростом – 50 см, находится на естественном вскармливании, сейчас ему -5 месяцев .Рассчитайте суточную и разовую потребность в пище . Составьте схему питания на один день.


  1. Ребенок родился с весом – 3.600 гр, ростом – 54 см, находится на смешанном вскармливании сейчас ему -8 месяцев, при контрольном вскармливании высасывает – 90 гр .Рассчитайте суточную и разовую потребность в пище . Составьте схему питания на один день .




  • При расчете , пользуйтесь справочными данными


Алгоритм составления меню ребенку первого года жизни


Последовательность

действий

Сроки введения

Примечания

1.Определение числа и числа кормлений

0- 1 мес – 7 раз ч/з 3 часа

1 – 5 мес – 6 раз ч/з 3,5 часа

5 -12 мес – 5 раз ч/з 4 часа


  • Первое кормление проводить в 6 час

  • Новорожденного кормить по мере его желания(6 – 10 раз в сутки)

2.Введение прикорма



  • 1 – овощное пюре




  • 2 – молочная каша




  • 3 цельный кефир




Естест. и смеш

вскармливание

Искусственное

вскармливание


Назначать в часы обеда
Назначать в часы «НАД» первым прикормом

Назначать в часы « ПОД»

первым прикормом


5 мес
6 мес
8 мес



4 мес
5 мес
7 мес



3. Мясное пюре



7 мес.

Назначать в часы первого прикорма

Количество постепенно увеличивать от 5 г до 70 г

С 10 мес – фрикадельки

С 12 мес – паровые котлеты

4. Введение

корректирующих добавок


  • Соки +

  • Фруктовое пюре


  • Яичный желток


  • Творог




4 мес

4,5 мес

7 мес

6 мес



Y сут. = N х 10 (N – число мес)

Более 100 мл в сутки не назначать

Соки не назначать в первое и последнее кормление

До 8 мес ¼ часть

После 8 мес – ½ часть

Количество постепенно увеличивать от 10 г до 50 г.

5 Расчет суточного

количества пищи

До 10 дней – по формулам

Доношенный недоношенный

Vc=N *70(80) Vc =(N + 10)

После 10 дней – объемный метод

10 дней -1,5 мес – 1/5 массы

1,5 мес – 4 мес – 1/6 массы

4 мес – 6 мес – 1/7 массы

6 мес – 12 мес - 1 литр

Помнить !

Больше 1 литра в сутки ребенок

получать не должен

6 Расчет разового количества

V раз = Vсут /число кормлений




7.Расчет каждого продукта,

входящего в меню




Количество соков, яичного желтка в общий объем пищи не учитывается

Количество грудного молока при смешанном вскармливании определяется контрольным кормлением


По окончании решения задач и обсуждения , преподаватель предлагает перейти к ролевой игре

Б) Ролевая игра


  • Участники: Мама, Бабушка, медицинская сестра


На патронаже у ребенка 3-х месяцев.

Ребенок родился с массой 3.300 гр., рост – 51 см,на последнем приеме у врача антропометрические показатели : масса – 5 400гр ,рост – 56,5 см
Мед.сестра; Здравствуйте , как дела у Вас и ребенка?

Мама: Девочка стала беспокойной , постоянно «ищет» грудь, мало мочится

Медицинская сестра:

- Вы кормите только грудным молоком?

Мама

- Да

Бабушка

- Я говорю ,что нужно вводить манную кашу

Медицинская сестра

- То ,что Вы кормите грудным молоком ,это очень хорошо! Вводить манную кашу

Нельзя! Она не является первым прикормом и может вызывать аллергические

реакции. Разрешите я осмотрю девочку?

Объективно:

- тургор кожи несколько снижен , девочка «ищет» грудь

Медицинская сестра:

- завтра, в детской поликлинике, прием здорового ребенка .Вам необходимо придти

чтобы провести контрольное кормление, взвесить ребенка

Врач ведет прием с 9.00 – 12.00


Контрольные вопросы:
Какие потребности нарушены ?

Выявите проблемы пациента и составьте план их реализации

Проведите оценку физического развития ребенка

Составьте схему (меню) кормления на один день

Как провести контрольное кормление?

Проведите антропометрические измерения на фантоме


  • Эталон ответа к ролевой игре


Нарушена потребность «есть»
план сестринских вмешательств по удовлетворению

Универсальных потребностей ребенка



Основные

Физиологические

Потребности

Признаки, на основании которых выявлены эти

проблемы

Планы

Сестринских вмешательств

Обоснование

Потребность в

пище

- снижение массы тела

- сухость кожи

- беспокойство

- небольшое количество

мочи

- рассчитать суточное и разовое количество пищи

- составить схему питания(меню)
- провести контрольное кормление
- при необходимости назначить докорм

- организовать необходимые условия для кормления


- недостаток пищи приводит к развитию гипотрофии

- учитываются возрастные особенности детей,сбалансированность питания,распределение пищевых продуктов в течении суток
- знать количество выс.

Молока за 1 прием

- создать оптимальные условия при кормлении, которые способствуют повышению аппетита




  • Оценка физического развития


Настоящий вес – 5.400 гр. Рост – 56,5 см
Необходимо определить долженствующий вес и рост:
Д.В. = вес при рождении + прибавка по месяцам
Д.В.= 3.300 + 600гр + 800гр + 800 гр = 5.500 гр
Д.Р. = рост при рождении + прибавка за мес ( 1,5 – 2 см)
Д.Р.= 51 см +( 1,5 х 3 ) = 55.5 см
Выводы; ребенок отстает в весе на 100 гр , рост соответствует возрасту
Рассчитаем суточную и разовую потребность в пище

(рассчитываем на Д.В.)
Суточная потребность = 5.500 : 1/6 = 920 гр молока на сутки

Разовая потребность = 920 гр : 6(кол-во кормлений) = 152 гр
Выводы: чтобы убиться достаточно ли молока у матери на разовую потребность необходимо провести контрольное кормление( 2-3 раза в день)

Схема кормления на сутки
Ребенок будет кормиться через 3,5 часа по 152 гр. грудного молока

Если при контрольном кормлении выясниться, что ему не достаточно молока,

врач должен вводить – докорм в виде адаптированных молочных смесей
Дать рекомендации маме по борьбе с гипогалактией

- соблюдать режим питания

- пить жидкости до 1,5 литров

- массаж молочных желез

- сцеживание, после каждого кормления

- выполнять назначения врача

( курс витаминотерапии с включением вит Е, прием апилака)
В) По окончанию и обсуждения игры, преподаватель предлагает перейти к отработке практических манипуляции:


    1. Подготовка матери и ребенка к кормлению

    2. контрольное кормление

    3. кормление ребенка из бутылочки, ложечкой, через зонд




( студенту при отработке манипуляций, можно использовать учебник «Сестринское дело в

педиатрии. Практикум)

5.Контроль усвоения знаний студента

    • В этом разделе преподаватель может предложить :

    • написание тестов

    • Принять выборочно практические манипуляции

    • Предложить решение ситуационных задач



  1. Итоги практики





ФИО студента

Исходный уровень знаний

Самостоятельная работа

Контроль усвоения знаний

итог

























































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconРабочая программа учебной дисциплины здоровый человек и его окружение 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» является частью рабочей основной профессиональной образовательной...
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconРабочая программа раздела I. «Здоровый детский возраст» учебной дисциплины...
Рабочая программа раздела I «Здоровый детский возраст» учебной дисциплины оп. 01 «Здоровый человек и его окружение» разработана на...
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconРабочая программа дисциплины здоровый человек и его окружение специальность...
Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconЗдоровый человек и его окружение
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловский областной медицинский колледж, г....
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconМетодические рекомендации для самоподготовки студентов к практическим...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconМетодические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №2 «Экзантемы у новорожденных, детей грудного, младшего и старшего возраста. Дифференциальная диагностика аллергических и инфекционных...
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconМетодическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии...
Усвоить виды вскармливания и методы расчета необходимого количества пищи для грудного ребенка
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconРабочая программа учебной дисциплины «здоровый человек и его окружение»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconПостановление «15» февраля 2013г г. Райчихинск №147 о внесении изменений...
В целях корректировки плановых объёмов программных мероприятий в 2013 г в связи с досрочным выполнением программных мероприятий по...
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconГ. Ф. Хажиева, г. Уфа влияние сказки на формирование представлений...
В целях корректировки плановых объёмов программных мероприятий в 2013 г в связи с досрочным выполнением программных мероприятий по...
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconЗдоровый образ жизни
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают...
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconКонспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни....
Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconМетодическая разработка теоретического занятия бинарной лекции по...
ПМ. 04 Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconМетодическая разработка по предмету: пм. 04. Выполнение работ по...
Лпу на учебной и производственной практике. Пк 1 – эффективно общаться с пациентом и его окружением, пк – соблюдать принципы профессиональной...
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение» «Здоровый ребенок» Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста» iconУрок 1 Тема: Науки о человек. Здоровый образ жизни
Цель: усвоить понятия об основных этапах развития анатомии, физиологии, гигиены человека


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск