| Российская Академия Образования
| Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
«Смольный институт Российской академии образования»
| Е.2 Организационно-правовые и методические документы
| РП-2.4.2 Реализация программ высшего профессионального образования
| СК-Е.2-РП-2.4.2-П
| П- Программа учебной дисциплины
| Рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета
« ___ » _______ 20__ г., протокол № _______
Председатель Ученого совета
______________________Советов Б.Я.
«___»________ 20__г.
| Утверждаю Ректор Смольного института _______________________Сальников А.И.
«___»______________ 20__ г.
|
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.ОД.6 СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
по направлению 100100 «Сервис»
Профиль «Сервис транспортных средств» СК-Е.2-РП-2.4.2-П
Санкт-Петербург 2011 г
1. Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины: освоение бакалаврами компетенций в области инженерных методов обеспечения работоспособности, энергосбережения, эффективной и безотказной работы силовых установок, а также поддержания работоспособности и эффективности функционирования приборов и систем электрооборудования автотранспортных средств.
Задачи дисциплины:
изучение основных принципов энергопреобразования в тепловых машинах и способов их реализации в поршневых двигателях внутреннего сгорания;
изучение физической сущности рабочих процессов поршневых двигателей внутреннего сгорания, методик выполнения расчетов их основных энергетических параметров;
освоение методики прогнозирования основных энергетических параметров двигателей в различных условиях эксплуатации;
изучение основ построения приборов и систем автомобильного электрооборудования;
формирование знаний теоретических основ работы, основных параметров и характеристик, а также закономерностей протекания рабочих процессов в приборах ЭО, используемых на автомобильной технике;
изучение методов анализа и оценки работоспособности приборов и систем электрооборудования, причин их наиболее характерных отказов.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Силовые установки и электрооборудование автомобилей» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3)
Изучение дисциплины «Силовые установки и электрооборудование автомобилей» базируется на положениях следующих дисциплин: «Теплотехника», «Гидравлика», «Математика», «Электротехника и электроника».
Основные положения данной дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Автотранспортные средства», «Эксплуатация и ремонт автомобилей», «Технологические процессы в сервисе».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В соответствии с направленностью дисциплины в результате изучения студент должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
способность применять знания устройства и принципов работы механизмов и систем автотранспортных силовых установок, а также приемы обеспечения их работоспособности в эксплуатации;
способность к решению задач прогнозирования показателей и силовых установок в различных условиях эксплуатации;
способность анализировать физическую сущность рабочих процессов поршневых двигателей внутреннего сгорания и их зависимость от внешних, режимных и регулировочных факторов;
способность осуществлять контроль комплектности и технического состояния, выполнять основные операции технического обслуживания автомобильных силовых установок;
готовность выполнять исследовательские работы по определению влияния эксплуатационных факторов на мощностные, экономические и экологические показатели силовых установок с использованием средств технического диагностирования;
готовность к реализации методов снижения ресурсоемкости и энергозатрат, повышения экологической безопасности силовых установок;
способность применять знания теоретических основ работы, конструкции, основных параметров и характеристик современных приборов и систем электрооборудования автомобильной техники;
способность применять методы анализа и оценки работоспособности приборов и систем электрооборудования;
готовность к реализации инженерных методов обеспечения работоспособности и эффективности приборов электрооборудования, а также инженерно-технических мероприятия по обеспечению их надежности в эксплуатации;
готовность оценивать техническое состояние приборов и систем электрооборудования автомобильной техники, причины их наиболее характерных отказов;
готовность применять методы прогнозирования изменения показателей и характеристик приборов электрооборудования в процессе эксплуатации.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
устройство и работу механизмов и систем автотранспортных силовых установок, приемы обеспечения их работоспособности в эксплуатации;
теоретические основы рабочих процессов автотранспортных силовых установок, их эксплуатационные характеристики;
методы снижения ресурсоемкости и энергозатрат, повышение экологической безопасности автотранспортных силовых установок;
методы анализа и оценки работоспособности приборов и систем электрооборудования автомобилей, причины их наиболее характерных отказов.
Уметь:
анализировать физическую сущность рабочих процессов поршневых двигателей внутреннего сгорания и их зависимость от внешних, режимных и регулировочных факторов;
прогнозировать изменение энергетических показателей силовых установок в различных условиях эксплуатации;
использовать методы обеспечения работоспособности и эффективности приборов электрооборудования автомобилей, а также способы обеспечения их надежности при эксплуатации.
Владеть:
основными регулировками и операциями технического обслуживания автомобильных силовых установок;
алгоритмами контроля комплектности и технического состояния силовых установок автотранспортных средств.
навыками применения средств измерений для контроля параметров электрических цепей;
методами определения и способами устранения простейших неисправностей в электрических цепях автомобилей и специального оборудования
4. Структура и содержание дисциплины Количество часов на дисциплину: 288
Количество аудиторных часов на дисциплину: 108
Количество часов на самостоятельную работу: 144
Трудоемкость: 8 к.е.
Очная форма обучения
№
п/п
| Наименование модулей, разделов,
тем
| Количество часов/Зачетных единиц
| Общая
трудоем.
С учетом зачетов и экзаменов
(час/
зачет.ед.
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинарские (практические)
занятия
| Лабораторные занятия
| Кон
троль
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| 5-ый семестр
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел I. Силовые установки автомобилей
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1: Рабочие циклы и общее устройство поршневых двигателей внутреннего сгорания
| 6
| 6
|
|
| 10
|
|
| Тема 2: Действительный цикл поршневых двигателей внутреннего сгорания
| 2
|
|
|
| 4
|
|
| Тема 3: Моделирование и прогнозирование показателей поршневых двигателей
| 2
|
|
|
| 4
|
|
| Тема 4: Эксплуатационные характеристики силовых установок
| 2
| 8
|
|
| 6
|
|
| Тема 5: Методы снижения ресурсоемкости силовых установок
| 2
|
|
|
| 4
|
|
| Тема 6: Экологическая безопасность силовых установок и пути ее повышения
| 2
| 4
|
|
| 4
|
|
| Тема 7: Силовые установки нетрадиционных схем
| 2
|
|
|
| 4
|
|
| Зачёт
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
| 36/1
| 120/3,3
|
| 6-ый семестр
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел II. Электрооборудование автомобилей
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 8: Общие требования к электрооборудованию автомобилей и его состав
| 2
| 2
| 1
|
| 14
|
|
| Тема 9: Система электроснабжения
| 4
| 6
| 2
|
| 14
|
|
| Тема 10: Система электростартерного пуска
| 2
| 4
| 2
|
| 14
|
|
| Тема 11: Система зажигания
| 2
| 6
| 2
|
| 14
|
|
| Тема 12: Системы автоматического управления агрегатами
| 2
| 10
| 8
|
| 12
|
|
| Тема 13: Автомобильная информационно-измерительная система
| 2
| 2
| 1
|
| 14
|
|
| Тема 14: Система освещения и световой сигнализации
| 2
| 4
| 2
|
| 12
|
|
| Тема 15: Вспомогательное электрооборудование
| 2
| 2
|
|
| 14
|
|
| Всего
| 18/0,5
| 36/1
| 18/0,5
|
| 108/3
| 168/4,6
|
| Экзамен
|
|
|
| 36/1
|
|
|
| Итого
| 36/1
| 36/1
| 36/1
|
| 144/4
| 288/8
|
Заочная форма обучения
№
п/п
| Наименование модулей, разделов,
тем
| Количество часов/Зачетных единиц
| Общая
трудоем.
С учетом зачетов и экзаменов
(час/
зачет.ед.
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинарские (практические)
занятия
| Лабораторные занятия
| Конт
роль
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| 5-ый семестр
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел I. Силовые установки автомобилей
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1: Рабочие циклы и общее устройство поршневых двигателей внутреннего сгорания
| 2
|
|
|
| 14
|
|
| Тема 2: Действительный цикл поршневых двигателей внутреннего сгорания
| 1
| 2
|
|
| 14
|
|
| Тема 3: Моделирование и прогнозирование показателей поршневых двигателей
| 1
| 2
|
|
| 24
|
|
| Тема 4: Эксплуатационные характеристики силовых установок
| 1
| 2
|
|
| 16
|
|
| Тема 5: Методы снижения ресурсоемкости силовых установок
| 1
| 2
|
|
| 14
|
|
| Тема 6: Экологическая безопасность силовых установок и пути ее повышения
| 2
|
|
|
| 14
|
|
| Тема 7: Силовые установки нетрадиционных схем
| -
|
|
|
| 18
|
|
| Зачёт
|
|
|
| 4/0,1
|
|
|
| Всего
| 8/0,22
| 8/0,22
|
|
| 116/3,2
| 132/3,6
|
| 6-ый семестр
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел II. Электрооборудование автомобилей
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 8: Общие требования к электрооборудованию автомобилей и его состав
|
|
|
|
| 17
|
|
| Тема 9: Система электроснабжения
| 1
| 2
|
|
| 16
|
|
| Тема 10: Система электростартерного пуска
| 1
| 2
|
|
| 16
|
|
| Тема 11: Система зажигания
| 1
| 2
|
|
| 16
|
|
| Тема 12: Системы автоматического управления агрегатами
| 1
| 2
|
|
| 16
|
|
| Тема 13: Автомобильная информационно-измерительная система
| 1
|
|
|
| 16
|
|
| Тема 14: Система освещения и световой сигнализации
| 1
|
|
|
| 16
|
|
| Тема 15: Вспомогательное электрооборудование
|
|
|
|
| 16
|
|
| Всего
| 6/0,1
| 8/0,22
|
|
| 129/3,5
| 156/4,3
|
| Экзамен
|
|
|
| 9/0,2
|
|
|
| Итого:
| 14/0,8
| 16/0,4
|
| 13/0,3
| 245/6,8
| 288/8
| Содержание дисциплины
|