Скачать 95.43 Kb.
|
Тема урока. Построение сечений призмы.Цели урока. Формирование понятия сечения. Рассмотреть методы построения сечений. Начать формировать умения построения сечений призмы. Развитие пространственного воображения. Оборудование. Модели призм. Тип урока.Урок усвоения знаний. ХОД УРОКА1. Проверка домашнего заданияа) Проверка выполнения решений задач из домашнего задания проводиться путем беседы, используя чертежи к задачам, подготовленные на доске до начала урока.
S Решение Δ SАD = Δ SDС = Δ SСВ = Δ SВА (по трем сторонам)Sбок = 4·SΔSАД, где SΔSАD = .С В Значит Sбок = 4· = А D O Sполн = Sосн + Sбок , где Sосн = а2 ( т.к. АВСD – квадрат) Sполн = Ответ:
С1 Решение 40 Из ΔАСС1: АС = = 30 (см) С Из ΔDВВ1: ВD = = 9 (см) АО = ½ АС; ОД = ½ ВД (по свойству диагоналей ромба) Из ΔАОD (О = 900, т.к. АС ВD) АD = = = (см) Росн = 4·АD = (см) Sбок = Росн·Н, где Н = АА1 Sбок = Ответ: 240 см2 б) Фронтальный опрос Знание теоретического материала помогает нам правильно изобразить фигуру, данную в условии, поэтому давайте с вами вспомним:
2. Активизация мыслительной деятельности Во время проверки домашнего задания и фронтального опроса один ученик за доской выполняет необходимые записи к решению задачи, полученной на карточке. Это же задание получают еще несколько учащихся. С1 Карточка С α Дана правильная четырехугольная призма, диагональ основания которой равна d, а диагональ призмы образует с боковым ребром угол α. Найти площадь диагонального сечения, площадь основания призмы и площадь боковой поверхности. Решение Из ΔВ1ВD: ВВ1 = d ctg α Sдиаг.сеч. = ВD ⋅ВВ1 = d2 ctg α Основание – квадрат, следовательно Sосн. = ½ ВD2 = Из ΔАВD (А = 900, т.к. АВСD - квадрат), где ВDА = 450, АВ = ВD·sin 450 = d· Pосн. = 4·АВ = 4· Sбок = Pосн.∙Н, где Н = ВВ1 Sбок = Ответ: 1) Sосн. = 2) Sдиаг.сеч. = d2ctgα 3) Sбок = После окончания фронтального опроса и сдачи тетрадей с индивидуальным заданием, учитель вместе с учащимися производят детальный разбор задачи, выполняемой на доске в полуустной форме.
При изучении стереометрии вы углубляете свои знания о пространстве, о фигурах и телах, их размещении в пространстве, развиваете пространственное воображение, которое так необходимо будущим специалистам в разных областях науки: начертательной геометрии, для изготовления деталей машин, архитектуре, в строительном деле, инженерии и т.д. Именно развитие пространственного воображения есть главное задание геометрии. А большую роль в достижении этой цели играют задачи на построение. Учитель сообщает тему и цели урока.
В стереометрии часто приходится рассматривать сечения тел (на примере призм) разными плоскостями. Сечением выпуклого многоугольника есть выпуклый многоугольник, вершины которого – есть точки пересечения секущей плоскости с ребрами многогранника, а сторона – отрезки, по которым плоскость пересекает грани многогранника. Мы уже знакомы с диагональным сечением призмы – сечение призмы плоскостью, которая проходит через два боковых ребра не принадлежащих одной грани. Способы задания сечений разнообразные и универсального метода их построения не существует. Наиболее эффективными методами есть метод следов и метод внутреннего проектирования. Рассмотрим каждый из них
В общем случае плоскость сечения имеет общую прямую с плоскостью каждой грани многогранника. Прямую, по которой секущая плоскость пересекает плоскость какой-либо грани многогранника, называется следом секущей плоскости. Ясно, что секущая плоскость имеет столько следов, сколько граней она пересекает. Суть метода заключается в:
Например: В1 В К Построить сечение треугольной призмы плоскостью, которая проходит через три точки К, М, и N, которые лежат соответственно на ребрах СВ, А1В1 и АС. Построениеа) NK – cлед (MNK) на (АВС) Х – точка пересечения прямых NK и АВ б М ) МХ – cлед (MNK) на (АВВ1) А1 В1 С1 L А В Х N K С в) продлим ребро АА1 L – точка пересечения прямых МХ и ВВ1 У – точка пересечения МХ и прямой АА1 г) УN – след (MNK) на (АА1С1) F – точка пересечения прямой УN и ребра А1С1 У А1 М В1 F L С1 В Х А |