Скачать 63.11 Kb.
|
План - конспект урока по русскому языку Тема: Перенос слов с двойными согласными. Учебник: Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 2 класса. Цели: - закрепить правописание слов с двойными согласными. - совершенствовать умение правильно переносить слова с двойными согласными; - развивать речь, словесно – логическое мышление, внимание, орфографическую зоркость; - воспитывать трудолюбие, интерес и любовь к русскому языку, природе, спорту. Форма урока: урок – путешествие на необитаемый остров «Остров слов с двойными согласными». Оборудование: проектор, экран, ноутбук. Ход урока I. Организационный момент. - Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. II. Сообщение темы урока. - Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать плавать по «океану Орфографии». На прошлом уроке мы открыли еще один необитаемый нами остров – это «Остров слов с двойными согласными». (слайд 2) На нем живут совсем немного слов. Со многими из них мы уже успели познакомиться.
III. Чистописание. - Молодцы, ребята. А теперь откроем тетради, записываем сегодняшнее число и нарисуем сначала взволнованный океан, потом – спокойный, а над ним летающих чаек, но сначала выполним несколько простых упражнений для кистей рук и пальцев (далее читают стихотворение о чистописании). (слайд 3) Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаю я писать. IV. Повторение пройденного материала. - Итак, мы нарисовали океан и теперь можем к нему отправиться (дети встают и шагают на месте). - Вот пришли к океану. Как вы думаете, кого мы можем здесь встретить? (на слайде появляется осьминог, дети отвечают). - Молодцы, угадали, он встречает нас не зря. (слайд 4) Он приготовил самое первое задание. Это ребусы. Если вы правильно выполните его задание, то он покажет нам путь к острову, и мы сможем поплыть (дети садятся). (По ходу учитель объясняет значение слов – отгадок: хоккей, теннис, бассейн, ванна). Хоккей – это командная игра на льду на коньках в шайбу. (слайд 5) Теннис – это парная спортивная игра маленьким мячом. (слайд 6) Бассейн – это искусственный водоем, сооруженный для плавания. (слайд 7) Ванна – ванны бывают разные: 1- это сосуд, а бывают еще воздушные и солнечные ванны для закаливания организма. (слайд 8) Учитель: Хоккей, теннис, бассейн, ванна, Здесь во всех словах подряд Две согласные стоят. Их неплохо заучить, Чтобы грамотными быть. - Итак, самое первое препятствие вы преодолели, теперь мы можем дальше поплыть. Пожалуйста, все встали и поплыли (дети плывут). А посередине моря нас ждет огромный дельфин. (слайд 9) Он тоже приготовил задание и место, где можете выполнить их.(дети садятся на свои места). И еще он дал мне обещание: если вы сразу ответите на его вопросы, то он вас всех посадит на спину, и вы как птицы полетите по воздуху. Работа со словарными словами. Учитель читает значение слов, учащиеся должны угадать о каком слове идет речь. Помещение в школе для занятий. (Класс) Острое вирусное заболевание. (Грипп) Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе) Шестой день недели, выходной день. (Суббота) Дорога с рядами деревьев, посаженных по сторонам. (Аллея) Желание есть. (Аппетит)(слайд 10)Учитель: С двойной согласной непременно Пишут класс, шоссе, суббота, Грипп, аллея, аппетит. Мы слова такие слышимИ с двойной согласной пишем. Все слова даны не зря Их запомните друзья - Итак, еще одно задание выполнили. Встали все. Теперь мы садимся на спину дельфина и полетим. (Дети летят как птицы). - Мы уже приближаемся к берегу, а там нас ждут симпатичные попугайчики. (слайд 11) Они давно вас ждут. Готовьтесь преодолеть последнее препятствие. Слуховой диктант - Прочитайте внимательно стихотворение и назовите слова одинаковые по звучанию. (слайд 12) Я сегодня всем наврал - От стыда алею. Вот пойду и спрячусь я В темную аллею. - Можно ли назвать слова: АЛЕЮ и АЛЛЕЮ родственными, т.е. одинаковыми? ( Нельзя) - Послушайте внимательно, чем отличается слово АЛЛЕЯ? (Долгим звучанием) - А еще чем отличаются эти слова? (Значением) - Правильно, АЛЕЮ – это значит краснею. Мальчику стало стыдно потому, что он всех обманул. А АЛЛЕЯ – это дорога с рядами деревьев, посаженных по сторонам. (Далее дети на слух определяют одинаковые слова по звучанию и анализируют). Кто получит низкий балл, Не придет на школьный бал. Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора. Спросите, не повысив тона: Что больше – центнер или тонна? Оля ядра из металла Дальше всех в длину метала. Олей мы теперь гордимся, Обижать ее боимся. -Итак, и эта преграда преодолена. Путь свободен. Продолжаем путешествие. Теперь мы на острове. И здесь мы должны научиться разделить слова на слоги, для переноса в другую строку. V. Изучение новой темы. 1). Постановка и решение проблемного вопроса. - Как хорошо на этом острове. Посмотрите на милых обезьянок. (слайд 13) - Ой, ребята, а они украли мое слово. И видите, они не просто украли, а пытались разделить это слово на слоги для переноса с одной строки на другую (а-ллея). - Давайте посмотрим, а правильно ли они разделили? Можно ли так переносить это слово на другую строку? (Нет). -А почему не правильно? Докажите. (Потому что одну гласную оставлять на одной строке нельзя). -Ой, они снова разделили. А теперь - то они правильно разделили или нет? (алле-я) (Нет). -А почему? Докажите. ( Одну гласную на другую строку переносить тоже нельзя). -А посмотрите, теперь они две согласные буквы решили разделить поровну. Правильно ли они разделили? (ал-лея). (Да). -Правильно, ребята. Значит, какой вывод можно сделать? 2). Вывод. При переносе таких слов из удвоенных согласных букв одна буква оставляется на строке, а другая переносится. 3). Чтение правила. (по учебнику на стр. 101). При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: Н-р, шос-се, суб-бота, кол-лекция. Физкультминутка. (слайд 14) Упражнение для глаз. Дети как – будто глядят в бинокль и наблюдают за птицами, считая их количество (всего должны сосчитать 23 птицы). VI. Практическая работа. (слайд 15) Дети, опираясь на правило, разделяют слова для переноса. Хок-кей, тен-нис, бас-сейн, ван-на, шос-се, суб-бота, ап-петит, класс, грипп. VII. Словарная работа: Русский язык. (слайд 16) На слайде: слова К.Паустовского и его портрет.«Каждый русский должен знать и любить свой язык»- Русский язык – это главный язык нашей страны России. Обратите внимание, слово Россия тоже пишется с двойной сс. - А вы по телевизору слышали? Что 2014 году у нас в России, а именно в городе Сочи, будут проходить зимние Олимпийские игры, куда соберутся самые сильнейшие спортсмены мира, и они будут соревноваться в разных видах спорта. А мы будем болеть за наших спортсменов. Предлагаю посмотреть эмблемы, логотипы, символы олимпиады. (слайд 17) VIII. Упражнения в написании слов и переносе слов с двойными согласными. 1). Теперь несколько упражнений попробуем выполнить письменно. Упражнение 218. Задание: Спиши, сделай вывод о переносе. 2). Упражнение 219. Задание: Прочитай правило и спиши слова, разделяя их черточками для переноса. Рус-ский язык, клас-сный журнал, осен-ний дождь, новое шос-се, Весен- ний цветок, Ан-на. 3).Следующее упражнение 220. Задание: Написать слова по образцу. (Лимон – лимон-ный сок) IX. Итог урока - Понравился вам урок? - А что понравилось? - Чем мы занимались на уроке? - Чему научились? - Итак, мы сегодня проделали очень большой путь. Узнали много нового. Перед тем, как возвратиться домой, подарим жителям этого острова знакомую песенку про чудесный остров «Чунга – чанга». X. Оценивание. XI. Домашнее задание. Упражнение 222, стр. 102. |