Скачать 81.5 Kb.
|
МКДОУ детский сад общеразвивающего типа №17 «Чебурашка» Луховицкий район Московской области посёлок Сельхозтехника Конспект интегрированного занятия для детей 5-7 лет « Недаром помнит вся Россия» Воспитатель: Коликова Елена Алексеевна Музыкальный руководитель: Веретенникова Валентина Сергеевна апрель 2012 Луховицы 2012 Цель: Формирование начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний. Задачи:
Предварительная работа:
Ход занятия. Звучит «Полонез» Ф.Шопена. Дети под его музыку входят в зал, начинается бал. Входит военный в форме 1812 года. Военный - Прошу остановить бал. Многотысячное войско под предводительством Наполеона вторглось на нашу территорию. Военным прибыть в расположение своих войск. Мальчики под музыку марша выстраиваются в шеренгу и выходят на первый план,, поют песню «За Святую Русь» (сл. и муз. С.О.Никулиной). Под музыку песни уходят за военным на стульчики. Девочки машут им вслед. 1 девочка - Мы должны помочь армии. 2 девочка – Я свяжу солдатам носки. 3 девочка – А я бинты сделаю. 4 девочка – Я вам буду помогать. Ведущий- А чтобы время за работой проходило быстрее споём песню . Девочки садятся в кружок, имитируют вязание, шитьё вышивание. Поют песню « Вера, Надежда, Любовь» (сл. и муз. С.О.Никулиной). Садятся на свои места. Ведущий - Мы с вами в девятнадцатом веке, который называют золотым веком русской литературы, музыки, живописи. А в начале века русский народ показал всему миру пример стойкости, мужества, героизма, любви к своему Отечеству. Ровно 200 лет назад на нашу Родину напал Наполеон Бонапарт. Кто это такой? Дети - Император Франции. Ведущий - Это был очень опытный полководец. Он уже завоевал много стран, его армия была очень сильная. Когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Началась Отечественная война. Почему эту войну называют Отечественной? Дети – Потому, что на защиту своей Родины, встал весь народ, весь народ защищал свое Отечество Показ портрета М.И.Кутузова. Ведущий – Посмотрите на портрет, кто на нем изображен? Дети – Маршал Кутузов. Ведущий – Кем был Кутузов Дети - Главнокомандующим русской армией. Солдаты давно знали и любили его. Как говорили солдаты про Кутузова? Дети – Пришел Кутузов бить французов. Ведущий – Кутузов остановил свои войска возле села Бородино под Москвой, где и произошло самое знаменитое сражение, названное впоследствии «Бородинским сражением». Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение, посвященное этой великой битве. Ведущий – Я предлагаю вам пройти на место сражения. Дети под полковую музыку эпохи Отечественной войны 1812 г. проходят к репродукции панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва» Ведущий - Мы с вами находимся на Бородинском поле. 1-й ребёнок: И вот нашли большое поле: Есть разгуляться, где на воле! Построили редут. Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. 2-й ребёнок: И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. 3-й ребёнок: Полковник наш рожден был хватом… И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» 4-й ребёнок: И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ведущий - Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение. (Показать иллюстрации «Бой при Бородино»). 5-й ребёнок: Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала. Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый. Наш рукопашный бой!.. Ведущий -Только темная ночь остановила бой! Потери русских солдат в Бородинской битве были огромны. (Показ иллюстраций Бородинского сражения). Что помогло нашей армии одержать победу в этой битве? Дети – Героизм, мужество, отвага русских солдат. Ведущий – Что сказал Наполеон после битвы? Ребенок - Наполеон сказал: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы». Ведущий -Так и не удалось ему покорить Россию! В честь победы над Наполеоном давайте споем старинную солдатскую песню. Исполняется песня «Солдатушки - бравы ребятушки» Ведущий – А сейчас мы с вами отправимся в Москву. Дети возвращаются на стульчики. В Москве очень многое напоминает нам о той войне. Недалеко от Поклонной горы стоит музей Отечественной войны 1812 года. В нем находится Бородинская панорама, где художник Франц Рубо изобразил знаменитую битву. Чтобы увидеть всю Бородинскую панораму, нужно пройти по кругу, где зрители находятся как бы на поле битвы вместе с солдатами. А перед зданием Бородинской панорамы находится памятник великому полководцу М.И. Кутузову. Показ памятника Кутузову. Показ Триумфальных ворот. Ведущий - Что это такое? Дети Это Триумфальная Арка. Через эти ворота Кутузов возвращался с победой после войны, его встречала вся Москва. Ведущий А почему эти ворота назвали Триумфальной Аркой? Что значит слово триумф? Дети Триумф- это победа. Ведущий – Именами героев Отечественной войны названы улицы в Москве. Это улицы Дениса Давыдова, Багратионовская улица, улица Барклая де Толли, улица Василисы Кожиной и многие другие. Показ иллюстрации храма Христа Спасителя Ведущий – Что это за храм? Дети – Храм Христа Спасителя. Он был построен на народные деньги в честь победы русских войск над Наполеоном. Ведущий - Сейчас это главный храм России. Но не только памятники и улицы напоминают нам о той великой победе, но и музыка. Музыкальный руководитель – ребята, кто это? Показ портрета П.И.Чайковского Дети – Композитор Чайковский. Музыкальный руководитель – Правильно. Это портрет великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который тоже жил в XIX веке. А каким образом имя Чайковского связано с Храмом Христа Спасителя? Дети – Он написал музыку к открытию храма. Музыкальный руководитель – Верно. Для освящения Храма Христа Спасителя П.И.Чайковский написал « Торжественную увертюру. «1812год» Мы с вами на занятиях слушали отрывки из этого произведения. С чего начинается увертюра? Дети – С молитвы Музыкальный руководитель – А о чем молятся русские люди? О чем они просят Бога? Дети – О помощи, о победе над врагом, о жизни. Музыкальный руководитель – Верно, у нас есть особая молитва «Тропарь Кресту и молитва за Отечество». В увертюре она звучит в исполнении скрипок как тихое церковное пение. Давайте ее послушаем. Слушание. Звучит в записи фрагмент вступления - «Молитва» Музыкальный руководитель на фоне музыки тихо читает «Тропарь Кресту и молитва за отечество». Музыкальный руководитель – Какая по характеру прозвучала музыка. Дети – Тихая, строгая, сосредоточенная. Музыкальный руководитель - А теперь мы с вами попадём в самую гущу боя. П.И.Чайковский рисует грандиозную картину страшного кровопролитного сражения. Какая музыка прозвучит сейчас. Дети - Грозная, резкая, воинственная. Слушают главную часть «Увертюры». Возможно тихое комментирование музыкального руководителя.. Музыкальный руководитель – В этой музыке мы слышим крики команд, стоны раненых грохот пушек, ржание коней, скрежет оружия. Музыкальный руководитель – Закончен бой. Русские войска одержали победу. Какая же музыка зазвучит в конце «Увертюры»? Дети – Музыка будет торжественная, победная, яркая. Музыкальный руководитель – Правильно, и еще вы услышите в этой музыке победный звон колоколов. Слушают финал «Увертюры». Музыкальный руководитель (на фоне музыки) Слава русскому оружию! Дети – Слава! Музыкальный руководитель – Слава героям Отечественной войны 1812 года! Дети – Слава! Музыкальный руководитель – Слава державе Российской! Дети – Слава! Слава! Слава! Музыкальный руководитель – Закончилась война и зазвучала совсем другая музыка. Вы постарайтесь узнать ее. Музыкальный руководитель исполняет «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского Дети – Марш деревянных солдатиков. Музыкальный руководитель - Не пора ли и нам поиграть в солдатиков? Военный – Игрой в солдатиков увлекались не только дети, сам император Наполеон, Александр Васильевич Суворов, великий сказочник Г-Х. Андерсен очень любили солдатиков, собирали их и устраивали игрушечные баталии. Давайте и мы поиграем в солдатиков. С детьми играет в солдатиков под музыку старых русских маршей. Ведущий – Вот и заканчивается наше путешествие в XIX век Мы познакомились с одной из страниц воинской славы России – Отечественной войной 1812 года. Война закончилась, наступило мирное время, солдаты возвратились домой. И вновь зазвучала музыка балов, и заскользили по паркету в танце пары. Под музыку «Полонеза» дети парами выходят из зала» Список источников информации: 1. М.Ю.Лермонтов Бородино. – М: «Советская Россия», 1979. 2. А.Барков Неукротимый партизан. М.: «Малыш», 1989. 3. На поле Бородинском. Лениздат, 1984. 4. Газета «Благовест» февраль №4, 2000 г. 5. Журнал «Жизнь и творчество великих композиторов. П.И.Чайковский» №3. 6. П.И.Чайковский Детский альбом. М.: 1994. – 135 с., нот., илл. 7. http://lifeglobe.net/blogs/details?id=223 8. http://ru.wikipedia. 9. «Музыкальный руководитель» №1, 2011 г.стр.28. «Солдатушки – бравы ребятушки». |