Конспект интегрированного урока по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Разработала: Вандракова Ю.В.,
МБОУ СОШ №9 г.Лобня
Тема урока:
Кутузов и Наполеон. Роль личности в истории в понимании Л.Н.Толстого. (Сопоставление. Аналитическая работа)
…Нет величия там, где нет простоты, добра и правды
Л.Н.Толстой
Домашнее задание к уроку:
1.подготовить цитатный материал для работы над образами Кутузова и Наполеона.
2.составить таблицу сопоставления двух полководцев по плану:
а) портретная характеристика
б) черты характера
в) отношение к людям
г) тактика руководителя армии (с использованием исторического материала)
Опорные вопросы для беседы:
В чём своеобразие портретных характеристик героев? (портреты-ремарки, оценочная роль повторяющихся деталей, внешние подробные описания могут или обличить героя, или расположить к нему читателя)
Какова литературная традиция изображения Наполеона у Пушкина, Лермонтова? (романтизированный образ героя-страдальца, который утверждал идеи свободы, беспредельной возможности человека)
3.Сопоставьте портреты Наполеона и Кутузова использование цитатного материала;
(образы полководцев в живописи-слайды презентации)_
Что общего в портретах Наполеона и Кутузова? (натуралистические подробности, которые имеют для автора разное предназначение: «дряхлость» Кутузова- это опыт и мудрость; «жирные» грудь и ляжки Наполеона вызывают отвращение, выявляют его бездуховность)
Образ Наполеона в романе
Анализ эпизодов:
-разговоры в салоне Шерер
-Аустерлицкое сражение
-переправа через Неман
-Бородинское сражение
-на Поклонной горе
(Просмотр фрагмента фильма С.Бондарчука «Война и мир»)
Опорные вопросы:
Почему автор осуждает Наполеона? (лишен совести, умения сострадать, эгоизм, фальшь, жестокость, актёрство и т.д.)
Отношение князя Андрея к Наполеону?
Наполеон перед Бородинским сражением?
Как характеризует Наполеона сцена «Портрет сына»?
Почему Толстой отказывает Наполеону в величии?
Можно ли к оценке Наполеона применить фразу Пушкина «гений и злодейство - две вещи несовместные»?
Образ Кутузова в романе
Анализ эпизодов:
-смотр под Браунау
-военный совет перед Аустерлицем
-во время Аустерлицкого сражения
-Бородино
-совет в Филях
-итоговые главы о Кутузове
(просмотр фрагмента фильма С.Бондарчука «Война и мир»)
Опорные вопросы:
Каково отношение к Кутузову в петербургских салонах?
Как изображен Кутузов перед сражениями? О чём он заботится?
Расскажите об отношении Кутузова к солдатам, в том числе и к побежденным французским.
Каково отношение солдат к Кутузову?
Поведение Кутузова во время Бородинской битвы?
Почему совет в Филях показан глазами крестьянской девочки Малаши?
Сумел ли Толстой возвысить Кутузова до национального героя?
Обобщение урока:
Докажите, что именно приём контраста лежит в основе изображения образов 2 полководцев (простая, скромная и потому величественная фигура Кутузова противопоставлена лживой форме Наполеона. Истинно русского полководца Толстой называет великим и не признаёт этого определения в отношении Наполеона) |