Скачать 1.09 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА высшего профессионального образования код и наименование направления бакалавра (магистратуры) Квалификация (степень) выпускника бакалавр (магистр) Утверждено на заседании Совета Утверждено на заседании факультета/института___________ Ученого совета университета (протокол №___от________20__г.) (протокол №___от________20__г.) Председатель Совета факультета/ института Председатель Ученого совета университета ________________________Ф.И.О. _______________Сергеев А.М. СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА (МАГИСТРА)
Раскрывается социальная значимость (миссия) ООП ВПО, ее главная цель по развитию у студентов личностных качеств, а также формированию общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Указываются сведения о назначении и области применения ООП ВПО. При этом формулировки целей и задач ООП как в области воспитания, так и в области обучения, даются с учетом специфики конкретной ООП ВПО, характеристики групп обучающихся, а также особенностей научно-педагогической школы вуза и потребностей регионального рынка труда. 1.2. Срок освоения ООП ВПО (бакалавриат / магистратура по данному направлению) Срок освоения ООП в годах указывается вузом для конкретной формы обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению. 1.3. Трудоемкость ООП ВПО (бакалавриат / магистратура по данному направлению) Трудоемкость освоения студентом ООП указывается в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП. 1.4. Перечень реализуемых профилей бакалавриата (программ магистратуры) Профили выбираются из перечня, указанного в примерной ООП соответствующего направления подготовки и реализуются в рамках вариативной части ООП ВПО. Допускается разработка ООП ВПО без указания профиля подготовки. 1.5. Требования к абитуриенту Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании. Для направлений подготовки, зарегистрированных в Перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме на обучение могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), в данном разделе ООП ВПО могут быть указаны дополнительные требования к абитуриенту – наличие определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. 1.6. Перечень нормативных документов для разработки ООП (бакалавриата / магистратуры) по направлению подготовки:
Также указываются другие федеральные и нормативно-методические документы Минобрнауки РФ, разработанные и утвержденные позже.
2.1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза (бакалавриата/магистратуры) по направлению подготовки:
Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка бакалавров / магистров в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; описывается специфика профессиональной деятельности бакалавра / магистра с учетом профиля его подготовки, указываются типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник по данному направлению и профилю подготовки ВПО.
Указываются объекты профессиональной деятельности бакалавров / магистров в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности бакалавра / магистра с учетом профиля их подготовки.
Указываются виды профессиональной деятельности бакалавра / магистра в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Например: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, педагогическая и др. Виды профессиональной деятельности дополняются вузом совместно с заинтересованными работодателями.
Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению и профилю подготовки ВПО на основе соответствующих ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и дополняются с учетом традиций вуза и потребностей заинтересованных работодателей. 2.2. Перечень общекультурных и профессиональных компетенций выпускника Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными, их перечень может быть расширен с учетом профиля ООП ВПО, программы бакалавриата и магистерской программы.
3.1. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению бакалавриата/магистратуры 3.2. Примерная ООП ВПО по конкретному направлению подготовки 3.3. Учебный план подготовки бакалавра /магистра Учебные планы составляются на основе программного обеспечения, предоставляемого Информационно-методическим центром анализа г. Шахты, с учетом их постоянного обновления и показателей оценки соответствия рабочих учебных планов требованиям ФГОС ВПО и других документов в сфере образования. По всем компонентам учебного плана должны быть прописаны формируемые им компетенции. Обязательным приложением к учебному плану является «Матрица соответствия компетенций и составных частей ООП к рабочему учебному плану по направлению бакалавриата /магистратуры» (Приложение А). Требования к составлению учебного плана изложены в Инструкциях к макету GosInsp ИМЦА г. Шахты и во ФГОС ВПО. Учебные планы должны быть максимально унифицированы по вузу в целом или по направлениям в рамках факультета в соответствии с предложениями по унификации учебных планов по ФГО ВПО 3-го поколения разработаны отделом образовательных программ УМУ. Один ЗЕТ равен 36-ти часам. Один учебный год равен 60-ти ЗЕТ, периоды экзаменационных сессий учитываются как время самостоятельной работы. При увеличении срока обучения для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения до 6–8-ми месяцев трудоёмкость учебного года для бакалавриата и магистратуры уменьшается до 48–40 ЗЕТ. В базовых частях учебного плана указывается перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов перечень и последовательность модулей и дисциплин устанавливается решением Ученого Совета университета с учетом рекомендаций примерных ООП направлений подготовки и пожеланий работодателей. Учебные планы утверждаются на Совете университета. Данные учебные планы являются базовыми. Вариативная часть данных учебных планов может подлежать изменению, которые отражаются в планах учебного процесса на каждый учебный год и утверждаются проректором по учебной работе. Пояснительная записка к учебному плану (базовому) по направлению подготовки (бакалавриата/магистратуры (с шифром); с указанием профиля и формы обучения
Число разных форм контроля не превышает установленные нормативы (всего 22 в год, исключая зачеты по физической культуре; из них не более 10 экзаменов в год и 12-ти зачётов в год).
*Пояснительная записка составляется к каждому учебному плану, который входит в ООП. 3.4. Годовой календарный график* Годовой календарный график составляется на каждый учебный год с 01 сентября по 31 августа в виде приказа об организации учебного процесса, в котором определяются точные даты начала теоретического обучения в каждом семестре (сессий), начало и окончание практик, каникул и итоговой государственной аттестации 3.5. Планы учебного процесса* Планы учебного процесса составляются ежегодно на основе рабочих (базовых) учебных планов по направлениям бакалавриата (магистратуры) с учетом ежегодного обновления ООП ВПО в рамках вариативной части учебного плана с обязательным согласованием с обеспечивающими учебный процесс кафедрами. * п.3.4. и п.3.5. издаются ежегодно в виде Сборника локальных актов по организации учебного процесса в МГГУ, хранятся в деканатах и на кафедрах; размещаются на сайте МГГУ. Ежегодное обновление ООП ВПО по определённому направлению бакалавриата/магистратуры оформляется в виде приложений (Приложение Б), которые утверждаются на заседании Советов факультетов после утверждения планов учебного процесса на следующий учебный год на первом заседании Совета факультета в сентябре текущего учебного года, в котором данные изменения будут реализованы. Изменения в учебном плане, касающиеся форм отчетности, перераспределения аудиторной нагрузки и др., подлежат обязательному переутверждению на Совете факультета/института и оформляются в виде выписки из протокола заседания Совета факультета/института, прилагаемой к учебному плану. 3.6. Учебно-методические комплексы дисциплинам учебного плана УМКД должны строго соответствовать учебному плану на конкретный учебный год и заданной структуре. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием профиля (названия магистерской программы) Утверждено на заседании кафедры ______________________________ _____________________ факультета (протокол №___от_________20_ г.) Зав. кафедрой _______________________________ Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля) 1. Программа учебной дисциплины (модуля) 2. Автор программы: 3. Рецензенты: 4. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) являются Указываются цели освоения дисциплины (модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО _______________________ ______________________________________________________________________ Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) * ____________________________________________ В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: 2) Уметь: 3) Владеть * Для дисциплин, реализуемых при подготовке различных направлений бакалавриата (магистратуры), указывать формируемые компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и учебными планами. 7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)). Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет ________ зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); ___________ часов.
8. Содержание дисциплины (модуля) Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы, формы обучения). Вариант 2 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы, формы обучения). 9. Содержание разделов дисциплины (модуля) (указать краткое содержание раздела (темы) с обязательным указанием номера раздела (темы). Если УМК составляется для модуля, состоящего из нескольких дисциплин, то заполняется информация по каждой дисциплине: Дисциплина №1, Дисциплина №2 и т.д. Внутри каждой дисциплины нумеруются разделы (темы). 10. Темы для самостоятельного изучения
Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9. 11. Образовательные технологии (указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки ____________________ реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее _____% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более _____% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)). Интерактивные формы занятий:
Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9. Для УМК (модуля), состоящего из нескольких дисциплин указывается номер дисциплины, а затем номер темы. Например, №1/3 – Дисциплина №1, тема №3. Примеры интерактивных форм: дискуссия, ролевая игра, деловая игра, компьютерная симуляция, кейс-метод (решение ситуационных задач), тренинг, «мозговой штурм» (атака), работа в группах, интервью, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов и т.п. 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Перечисляются ЭОР, размещенные на официальных образовательных сайтах, и (или) разработанные самостоятельно, с указанием Интернет-адреса. Указываются лицензионные ЭБС, предоставляющие возможность круглосуточного дистанционного индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. 14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи).
15. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6:
16. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения (если необходимо указать) 17. Содержательный компонент теоретического материала Теоретический (лекционный) материал предлагается представить схематично, в виде:
18. Словарь терминов (глоссарий) В данном разделе термины учебной дисциплины (модуля) должны быть сгруппированы по алфавиту и темам учебного курса. 19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине. Должна быть представлена в виде технологической карты (является приложением к УМК). 20. Изменения в рабочей программе, которые произошли после ее утверждения:
21. Учебные занятия по дисциплине ведут:
На момент утверждения ООП и при реализации дисциплин не в текущем году в ООП (приложении к ООП) должна быть представлены все рабочие программы дисциплин (РПД) по заданной структуре: титульный лист по образцу*, разделы 1; 2; 4; 6; 7; 8; 13 УМК дисциплины (модуля). Образец титульного листа для РПД* МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием профиля (названия магистерской программы) Утверждено на заседании кафедры ______________________________ ___________ факультета/института (протокол №___от_________20_ г.) Зав. кафедрой _______________________________ Указания по использованию формы программы учебной дисциплины (модуля):
УМКД хранится в локальной сети вуза в кафедральной папке; (на бумажном носителе должен быть оформлен титульный лист, на котором ставятся подписи лиц, утверждающих программу (распечатывается кафедрой); на кафедрах ведётся журнал регистрации УМК на каждый учебный год, где фиксируются все моменты переутверждения действующих УМК, которые обеспечиваются кафедрами (в соответствии с «Инструкцией по учету и регистрации учебно-методических комплексов на кафедрах МГПУ» от 03.12.2008 г.). РПД хранится в папке по утвержденной ООП и по мере реализации в учебном процессе подлежат замене на УМКД;
3.7. Программы и материалы по практике студентов МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРАКТИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА (МАГИСТРАТУРЫ) ______________________________ __________________________________________________ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с ФГОС ВПО разделы основной образовательной программы «Учебная и производственная практики», «Научно-исследовательская и научно-педагогическая практики» являются обязательными и представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. В основной общеобразовательной программе представлены структуры программ всех видов учебных, производственных практик студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата, научно-исследовательских и научно-педагогических практик студентов, обучающихся по направлениям магистратуры, которые предусматривают наличие целей и задач практик, практические навыки, универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися, продолжительность практик, а также формы отчетности по практикам. В том случае, если практики осуществляются в вузе, то перечисляются кафедры и лаборатории вуза, на базе которых проводятся те или иные виды практик, с обязательным указанием их кадрового и научно-технического потенциала (Приложение В). Программа научно-исследовательской работы может включаться в ООП ВПО либо самостоятельным разделом, либо как программа одного из видов учебной или научно-исследовательской практик. В программе НИР указываются виды, этапы научно-исследовательской работы, в которых обучающийся должен принимать участие. Например: |