УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Курковичская ООШ»
____________С.В. Ломако
«_______»____________________ Положение
о поурочных планах учителей-предметников
в МБОУ «Курковичская ООШ»
1.Общие положения
1 . Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:
- учителя - по организации учебно-воспитательного процесса;
- учащихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой;
2. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.
3. Поурочный план составляется учителем в соответствии с учебной программой и календарно- тематическим планированием по предмету.
4. Основные задачи поурочного плана:
определение места урока в изучаемой теме;
определение триединой цели урока (ТЦУ);
отбор содержания урока в соответствии с темой, ТЦУ ;
группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;
отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
2. Разработка поурочного плана
1.Основными компонентами поурочного плана являются:
целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;
коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;
содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;
технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;
контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса;
2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.
3. ТЦУ включает следующие аспекты:
образовательный: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;
воспитательный: формирование у учащихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
4. Этапы планирования урока:
определение типа урока, разработка его структуры;
отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;
выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке;
подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;
выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы;
определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться;
определение форм и объема домашнего задания;
продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
5. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;
дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;
определение способов развития познавательного интереса учащихся - «изюминки» урока (интересный факт, эффектный опыт и т.п.)
продумывание приемов педагогической техники.
3. Оформление поурочного плана
1. Поурочный план оформляется в виде конспекта.
2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную.
3. Формальная часть конспекта включает: дата урока, тема урока; триединая цель урока; оборудование, ТСО.
4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.
5.Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:
Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся).
Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала.)
Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены)
Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)
6. В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении воспитательных задач урока (в соответствии с воспитательной целью). Пометки учитель делает в вербальной форме, либо знаками справа в отдельной колонке.
7. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления.
8. Разрешается пользоваться авторскими поурочными ( методическими) разработками, при этом в поурочном плане делая сноски на используемый материал пособия ( например, см. стр. 10 «Русский язык 6кл. Поурочные планы по уч. Баранова )
9. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным.
10. Поурочный план сохраняется в течение рабочего дня.
11. Допускается использование ранее разработанного плана ( в течение трех предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая корректировка в конспекте (учитываются особенности класса, уровень знаний, умений и навыков учащихся и т.д.) . |