Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Кировского района г. Ярославля
Утверждаю:
заведующая МДОУ д/с № 37
_________Ю.Ю.Федорова Принято на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «30» августа 2012г.
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МДОУ детского сада
комбинированного вида № 37
СОДЕРЖАНИЕ
|
| Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
|
|
| 1.1. Пояснительная записка
1.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
| Стр. 5
Стр. 13
|
| 1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
1.4 Содержание коррекционной работы.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы .
1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
| Стр. 30
Стр. 120
Стр. 135 Стр.140
|
| Часть, формируемая участниками образовательного процесса. 2.1 Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
|
Стр. 236
|
| 2.3. Условия реализации образовательной программы ДОУ.
2.3.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды.
2.3.4. Формы сотрудничества с семьей.
2.3.5. Преемственность в работе ДОУ и школы.
2.3.6. Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
| Стр. 238
Стр. 238
Стр. 244
Стр.246 Стр. 248
|
|
|
|
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
|
| БИБЛИОГРАФИЯ
|
|
| ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
ВВЕДЕНИЕ Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образовательному учреждению, к организации в нем воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. Эти изменения объективны и вызваны следующими факторами:
становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;
становлением альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста( гувернеры, частные образовательные учреждения и др.);
отходом от единой программы в области дошкольного образования и наличием большого количества общеобразовательных программ, пособий, дидактических материалов;
повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения и др.
Таким образом, объективно к учреждению образования предъявляются новые требования к обеспечению его стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ. Она наряду с Уставом, служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).
1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 37 разработана в соответствии с :
Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.05.1996 г. № 12-ФЗ; от 16.11.1997 г. № 144-ФЗ; от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ; от 25.12.2006 № 258-ФЗ.
«Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660 – 10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г.);
Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного возраста (утв. Приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 г. № 2562, регистрационный № 22946 от 18 января 2012 года Министерства юстиции РФ);
«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, регистрационный № 16299 от 08. февраля 2010 года Министерства юстиции РФ);
Трудовым кодексом Российской Федерации. Принят 21.12.2000.г
Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
Семейный Кодекс Российской Федерации;
Положение о лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 г. № 796;
О федеральных компонентах государственных образовательных; стандартов дошкольного образования. Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 309;
Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Приказ Минобразования России от 22.05.1998 г. № 1327;
.• О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Приказ Минобразования России от 11.08.2000 г. № 2439;
О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Письмо Минобразования России от 07.04.1999 г. №70/23-16;
О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16;
О построении преемственности в программах дошкольного образования и школы. Письмо Минобразования России от 09.08.2000г. № 237/23-16;
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Письмо Минобразования России от 26.06.2000 г. № 1908;
Федеральным законом « Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. № 181- ФЗ;
Федеральным законом « О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г № 96-ФЗ;
Уставом детского сада от 14.12.2011 г. № 6200
Лицензии: от 25.07.2008 г. № А 267600
Договором с учредителем от 10.07.2009 г. № 210
Свидетельством о государственной аккредитации от 19.03.2008 г. № АА 184671
Локальные акты:
Положение о Совете ДОУ;
Положение об общем собрании трудового коллектива;
Положение о Педагогическом Совете;
Договор между ДОУ и родителями /лицами их заменяющими/ ребенка, посещающего ДОУ;
Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции;
Положение о родительском комитете;
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;
Положение о материальном поощрении сотрудников.
1.1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. В МДОУ нет национально - культурных, демографических, климатических и других особенностей осуществления образовательного процесса. Образовательная деятельность носит светский характер, осуществляется на русском языке.
МДОУ № 37 – детский сад комбинированного вида. Режим функционирования ДОУ: пятидневная рабочая неделя, часы работы с 7.00 до 19.00. Всего в детском саду воспитывается 207 детей. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.
Общее количество групп – 9. Из них – 1 группа раннего возраста, 8 групп – дошкольного возраста, из них 2 группы – компенсирующего вида. В комбинированных группах воспитываются 29 детей с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи).
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения. Все группы однородны по возрастному составу детей. Количество групп и их специфика, численность воспитанников.
-
Номер группы
| Возраст детей
| Численность воспитанников
| 1
| Старшая группа
(с 5 – 6 лет)
| 26
| 2
| Подготовительная группа
(с 6 – 7 лет_
| 26
| 3
| Старшая группа
(с 5 – 6 лет)
| 27
| 4
| Средняя группа
(с 4 - 5 лет)
| 26
| 5
| Подготовительная логопедическая группа
(с 6 - 7лет)
| 14
| 6
| Старшая логопедическая группа
(с 5 - 6 лет)
| 15
| 7
| 2 Младшая группа
(с 3 – 4 лет)
| 26
| 8
| 2 Младшая группа
(с 3 – 4 лет)
| 25
| 9
| Группа раннего возраста
(с 2 – 3 лет)
| 23
|
1.1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с «Программой воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая обеспечивает стандарт дошкольного уровня образования. Она содержит как базисность (стандарт) – основу развития детей, так и вариант ее реализации, открывающий возможности для широкого творчества педагогов.
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет деятельность по следующим направлениям:
Физическое развитие
Художественно – эстетическое
Познавательно – речевое развитие
Социально – личностное развитие.
Для групп компенсирующей направленности – обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе.
Физическое развитие.
Цель: охрана и укрепление психического и физического здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения.
Задачи:
Обеспечить рациональную организацию двигательной активности детей.
Способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей.
Формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях.
Осуществлять комплекс закаливающих процедур, учитывая индивидуальные особенности детей и с учетом состояния их здоровья.
Воспитание интереса к доступным видам двигательной деятельности.
Познавательно-речевое развитие.
Цель: способствовать всестороннему развитию детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности и их тесном взаимодействии.
Задачи:
Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей). Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
Развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений); местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
Формирование элементарных экологических представлений.
Обеспечить интеграцию реализуемых программ.
Повысить профессиональную компетентность персонала детского сада в области индивидуального сопровождения развития ребенка-дошкольника.
Обеспечить освоение воспитанниками ДОУ (исходя из возможностей каждого ребенка) обязательного минимума содержания дошкольного образования.
3. Художественно-эстетическое развитие.
Цель: способствовать творческому развитию детей через интеграцию различных видов деятельности ДОУ, формирование основ художественной культуры ребенка.
Задачи:
Развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура);
Формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Развитие творчества детей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной и театральной деятельности;
Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений;
Развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;
Приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
4. Социально-личностное развитие.
Цель: создание благоприятных условий для социально-эмоционального развития ребенка.
Задачи:
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);
Формировать первоначальные представления о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни, первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
Формировать навыки социального общения со взрослыми и сверстниками.
Обучать ребенка усвоению социальных норм и правил поведения в окружающем мире.
Создавать благоприятные условия для успешной адаптации ребенка при поступлении в школу.
1.1.3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
1. Обеспечение благоприятных условий в ДОУ для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья детей.
|