Скачать 176.8 Kb.
|
Тема урока: «СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ» Цель урока: закрепление и углубление знаний о сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным. Задачи урока:
формировать эмоционально ценностное отношение к окружающему миру и опыт поведения, соответствующий принятым эстетическим нормам; развивать нравственные чувства и способствовать выработке нравственных привычек. Ценности, положенные в структуру урока.
Место урока в разделе школьной программы
Средства обучения
Психолого-педагогическая характеристика класса. В 9 А классе в 2009-2010 учебном году обучаются 26 человек, из них 13 мальчиков и 13 девочек. Большинство детей из благополучных, полных семей, материально обеспеченных. Есть дети, которые живут в неполных семьях и воспитываются только мамой в связи с потерей кормильца (Перевезенцева Н.,Соколов С., Чинёнкова С.) или родители находятся в разводе (Бочкарёв А., Коноплёв С., Николаев Ж., Устинов М.). По результатам первого полугодия 2009-2010 учебного года высокие способности в усвоении учебного материала показали 5 человек: 1 учащийся имеет только оценку «отлично» (Зуева К.), 4 учащихся имеют оценки «отлично» и «хорошо». Средними способностями обладают 15 человек. Слабоуспевающими являются 6 человек (Давыдов А., Кирьянов С., Иняшев Т., Коноплёв С., Николаев Е., Соколов А.) . Успехи в учёбе сформировали общественное мнение в классе: учиться хорошо - это престижно. В классе выделилась группа учащихся (5 человек) с высокой степенью развития познавательного интереса и стремлением к достижению поставленной задачи. Детям свойственна высокая творческая активность. Они легко усваивают учебный материал, обладают устойчивым вниманием с быстрой его переключаемостью на разные виды деятельности, сохраняют работоспособность на протяжении всего урока. У учащихся хорошо развито восприятие, преобладает образная память, особенно зрительная, словесно-логическая, долговременная. Развита наблюдательность, особая восприимчивость, умение видеть и выделять существенные признаки, анализировать, сравнивать. Ученики владеют терминологией, обнаруживают осознанность усвоенного. У детей адекватная самооценка. У детей второй группы (15 человек) внимание произвольное, объём, концентрация и устойчивость внимания средние. Преобладает механическая память. Материал усваивают не сразу. Для прочного усвоения требуется 1-2 раза повторить нужные правила, рассуждения, выводы, определения. Дети видят и выделяют признаки, анализируют и сравнивают, классифицируют и обобщают, устанавливают причинно-следственные связи, но не всегда. Часто им нужна помощь учителя. Словесный запас соответствует норме. Связно излагают свои мысли в письменной и устной форме. Творческие задания иногда вызывают затруднения. Третьей группе детей (6 человек) свойственна пассивность на уроке. Процесс написания, решения, ответа опережает процесс анализа, обдумывания, отсутствует способность к длительной и стойкой сосредоточенности. Внимание низкое. Слаборазвиты слуховая, зрительная, моторная память, и они кратковременны. Этой группе детей необходимы упражнения с комментированием, частое повторение каждого действия, индивидуальная помощь, контроль со стороны учителя, задания, выполняемые только по образцу. Словарный запас беден, так как дети мало читают, речь их слабо развита. Они не могут объяснить свой выбор решения, очень медленно усваивают учебный материал, низок их уровень обучаемости, к волевому усилию не способны. Характеристика обучающего субъекта Образование высшее, окончила Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара в 1999 году, присвоена квалификация: учитель русского языка и литературы, специальность «Филология». Педагогический стаж 14 лет. В течение шести лет посещала творческую мастерскую «Преподавание современной литературы в старших классах», в 2004 году окончила курсы НИРО «Анализ и интерпретация художественного текста», в 2010 году- «Трудные вопросы орфографии при подготовке к ЕГЭ», в 2011 году – «Трудные вопросы пунктуации при подготовке к ЕГЭ» . . Конспект урока с теоретическим обоснованием
Приложение №1 ЛИСТ ЗНАНИЙ ученика ______ класса (Ф.И.)____________________________________________
Перевод баллов в оценку: От 26 до 24 баллов – «5» От 23 до 19 баллов – «4» От 18 до 13 баллов - «3» Менее 13 баллов - «2» Приложение №2
Приложение №3 Предложения для графического диктанта:
Приложение №4 Голубая ель. Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом... На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (По Т.Тесс). ЗАДАНИЯ: 1. Определите тему и основную мысль.(1 балл) 2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным. (1 балл) 3. Какие художественные приемы использует автор для раскрытия основной мысли рассказа? Приведите примеры.(2 балла) 4. Работа в группах: 1 группа: найдите в тексте предложение с прямой речью. Преобразуйте его в СПП с придаточным изъяснительным, составьте схему полученного предложения, выполните пунктуационный анализ. 2 группа: из второго абзаца выпишите СПП с придаточным изъяснительным, выполните его полный синтаксический разбор. 3 группа: выпишите из 3-5 абзацев СПП с придаточным изъяснительным. Объясните постановку знаков препинания в них, составьте схемы. 5. Проверьте себя. (слайд) Приложение №5 I вариант. I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены). 1. В прошлом году как рассказывал мне дед лавиной снесло домик у дороги. 2. По мере того как мальчишки взрослели и привыкали к воде им разрешалось садиться на весла. 3. Ученый должен был узнать много ли сохранилось предметов найденных в кургане. 4. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь мелкий теплый не приносящий прохлады. II. Укажите предложение, в котором придаточная часть стоит перед главной. А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4 III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова. А. Нет Б. 1 В. 2 Г. 4 IV. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. А. Нет Б. 1 В. 2 Г. 3 V. Определите тип третьего предложения. А. простое Б. сложносочиненное В. сложноподчиненное Г. сложное бессоюзное VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме [двусоставное], союз [неопределенно-личное]? А. 1 Б. 2 В. 3 Г. Нет II вариант. I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены). 1. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река. 2. Это был первый бал после его приезда из Петербурга однако он присутствовал на нем без удовольствия не стараясь понравиться. 3. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию. 4. Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы я беру с собой компас.. II. Укажите предложение, в котором придаточная часть стоит перед главной. А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4 III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное связывается с главным с помощью союза. А. 1 Б. 3,4 В. 3 Г. 4 IV. Найдите сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным. А. 1,4 Б. 1,3 В.3,4 Г. 2,3 V. Определите тип второго предложения. А.простое Б.сложносочиненное В.сложноподчиненное Г. сложное бессоюзное VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме [двусоставное], союз [односоставное]? А. 1 Б. Нет В. 3 Г. 4 III вариант. I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены). 1. Так как лето выдалось знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров. 2. Чуть брезжило когда нас разбудили 3. В следствие по делу которое вел новый судья были внесены дополнительные данные. 4. Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу. II. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения. А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4 III. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. А. 2 Б. 3 В. 1 Г. 4 IV. Найдите предложения, в которых придаточное связано с главным с помощью союзного слова. А. 1,4 Б. 2,4 В. 1,4 Г. 2,3 V. Определите тип четвёртого предложения. А. простое Б. сложносочинённое В. сложноподчинённое Г. сложное бессоюзное VI. Использование какого союза придает предложению …с моря надвигался шторм, полеты запрещались оттенок разговорной речи?. А. благодаря тому что Б. потому что В. когда Г. ввиду того что IV вариант. I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены). 1. Лес очень ранимое существо и правила поведения в нём должны быть строгими. 2. Почему-то считается что в лесу не нужны никакие правила поведения. 3. Обласканные дети поспешно вошли в дом чтобы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле. 4.Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно. II. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного. А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4 III. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. А. 2 Б. 4 В. 1 Г. 3 IV. Найдите сложноподчиненное предложение с указательным словом в главной части. А. 5 Б. 4 В. 6 Г. 3 V. Определите тип первого предложения. А. простое Б. сложносочинённое В. сложноподчинённое Г. сложное бессоюзное VI. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания: …есть большое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты. А. раз Б. коль В. если Г. как Самоанализ урока. На уроке в 9 классе по теме «СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ» поставлена следующая цель:
Задачами урока являются:
Они взаимосвязаны с предыдущими учебными занятиями по предмету. Цели детьми поняты, приняты и осознаны. Тип урока: повторение и закрепление изученного. Урок состоит из шести этапов:
На уроке применены различные формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая и работа в парах. Использованы словесно-наглядный, практический, творческий методы. Чередование воздействий на различные анализаторы детей (зрительный и слуховой) используются с целью лучшего восприятия учащимися учебной информации. Работа по теме будет продолжена на последующих уроках, так как знание признаков сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным необходимы при изучении сложноподчинённых предложений с придаточным обстоятельственным. |