Скачать 217.5 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Училище (техникум) олимпийского резерва» Методический кабинет МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ УОР Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей училища олимпийского резерва по организации самостоятельной деятельности студентов на основе компетентностного подходов к обучению, что соответствует требованиям ФГОС СПО нового поколения. Составитель: Булгакова В.А, заведующая методическим кабинетом ГБОУ СПО «Училище (техникум) олимпийского резерва» Рецензент: Рудакова Р.Б., преподаватель педагогики и психологии высшей квалификационной категории. Содержание Введение.
Введение Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы прежде всего на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучаемых, в том числе и их самостоятельной работой. Переход на компетентностную модель образования, введение системы непрерывного образования "через всю жизнь" предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов. Превращение студента из объекта педагогического воздействия в активно-действующего субъекта образовательного процесса, выстраивающего своё образование совместно с преподавателем, является необходимым условием достижения им соответствующих компетенций. Более того, самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей - обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни. Самостоятельная работа регламентирована государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения, основной профессиональной образовательной программой по специальности, нормативно – правовыми документами федерального и локального уровней. Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет компетентностный подход в образовании, на базе которого осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций самостоятельного труда специалиста, необходимых как для самообразования, так и для дальнейшего повышения квалификации в системе непрерывного образования, развития профессиональной карьеры. Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов предназначены для преподавателей, обеспечивающих организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в рамках реализации программ среднего профессионального образования. Цель и задачи самостоятельной работы Самостоятельная работа – это формирование умений и навыков выявлять общее и частное; формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения, сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты, строить доказательства на основе существенных признаков. Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам: 1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде. 2. Определить способы логической и методической обработки материала. 3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения. 4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности. 5. Подготовиться для решения следующих задач: - формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное; - формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления; - формирование умений вычленять главное. 6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых. 7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему. Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя УОР. Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений. Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Функции самостоятельной работы: - информационно – обучающая; - развивающая; - ориентирующая; - стимулирующая; - воспитывающая. Методы самостоятельной работы студентов: - наблюдение за единичными объектами (студентом, спортсменом, педагогом); - сравнительно-аналитические наблюдения; - учебное конструирование (учебного или внеклассного занятия); - решение учебных и профессиональных задач; - работа с различными источниками информации; - исследовательская деятельность. Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов. Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность. Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы. Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ. Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать. Исследовательская деятельность – итог самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого. Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
Признаки самостоятельной работы: - наличие конкретной цели и задания; - чёткая форма выраженности результата работы; - определение формы контроля работы; - определение критериев оценивания результатов работы; - обязательность выполнения работы каждым обучающимся. Внеаудиторная самостоятельная работа Виды самостоятельной работы в учебном процессе среднего специального учебного заведения: - аудиторная; - внеаудиторная. Внеаудиторная самостоятельная работа – вид самостоятельной работы, выполняемой студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Образовательное учреждение самостоятельно планирует формы, объём внеаудиторной самостоятельной работы по каждому циклу дисциплин и по каждой дисциплине, исходя из объёмов максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки. Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение: - в рабочем учебном плане по каждой специальности; - в рабочих программах учебных дисциплин; - в программах профессиональных модулей. Формы самостоятельной внеаудиторной работы, предлагаемые задания должны иметь дифференцированный характер, учитывать специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность. Таблица 1. Примерные нормы времени, отводимые на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой Самостоятельная работа является отдельным видом образовательного процесса и строится по определенному технологическому циклу по этапам: 1.Планирование. 2.Отбор материла для самостоятельной работы. 3.Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы. 4.Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы. Средства обучения – основа самостоятельной работы. Какие средства обучения необходимы для организации самостоятельной работы?
( инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий). Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству. Виды практических заданий для самостоятельной работы студентов 1. Составить опорный конспект по теме… 2. Сформулировать вопросы… 3. Сформулировать собственное мнение… 4. Продолжить фразу… 5. Дать определения следующим терминам… 6. Составить опорный конспект своего ответа. 7. Написать реферат. 8. Составить отчёт по теме… 9. Разработать алгоритм последовательности действий… 10. Составить таблицу с целью систематизации материала… 11. Заполнить таблицу, используя… 12. Заполнить блок-схему… 13. Составить тезаурусное поле по теме… 14. Смоделировать конспект урока по теме… 15. Смоделировать домашнее задание. 16. Сделать самоанализ практики: эффективность использования приёмов, методов и средств воспитания детей. 17. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме. 18. Составить тематический кроссворд. 19. Составить план текста, конспект. 20.Решить ситуационные задачи. 21.Подготовиться к семинару, деловой игре. Приёмы самостоятельной работы студентов. 1. Работа с учебником. Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей студенов, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника: - конспектирование; - составление плана учебного текста; - тезисы; - аннотирование; - составление тематического тезауруса; - выделение проблемы и нахождение путей её решения; - самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения; - определение алгоритма практических действий (план, схема). 2. Опорный конспект. Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении. Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала. 3. Тесты Тесты воспринимаются студентами как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля знаний студентов. Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы. Требования к тестам, предъявляемым студентам
4.Семинар Форма проведения семинара очень гибкая. На семинарах решаются следующие задачи: - углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы; - развитие навыков самостоятельной работы; - ознакомление со спецификой работы с литературой; - профессиональное использование знаний в учебных условиях. Типы проведения семинарских занятий: - вопросно-ответный семинар; - развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение письменных рефератов; - заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением; - семинар – диспут; - теоретическая конференция; - семинар – имитационная игра; - комментированное чтение первоисточников. 5. Задачное обучение. - практико-ориентированные задачи: выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных для профессии педагога (знания содержания предмета), ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры (организация детского коллектива, принципы организации занятий с детьми и т.п), личностно-ориентированных ситуаций (нахождение нестандартного способа решения). - профессиональные задачи: выступают средством формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде производственных поручений (заданий). Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций. Инструктаж к заданиям. Инструктаж необходим для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания, требования учебной задачи. Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д. Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты. В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее. Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?). Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов. Возможные формы контроля
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:
Если преподаватель внимательно наблюдает за работой студентов, он может использовать приёмы, направленные на корректировку их деятельности: - уточняет суть задания, добиваясь понимания его всеми, если оно является общим; - предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы предотвратить ошибку, допускаемую обычно большинством студентов; - предлагает сообщить или показать промежуточные результаты; - предлагает студентам самим контролировать свои действия. Варианты критериев оценки самостоятельной работы студентов педагогом: Вариант 1 1.Уровень усвоения студентом учебного материала. 2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач. 3. Уровень сформированности общеучебных умений. 4. Обоснованность и чёткость изложения материала. 5. Оформление материала в соответствии с требованиями. 6. Уровень самостоятельности при выполнении самостоятельной работы. 7. Показатели творческой деятельности: - видение новой проблемы в знакомой ситуации; - самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации; -видение возможных путей решения данной проблемы; - построение принципиально нового способа решения проблемы; Вариант 2
Алгоритм разработки материала для самостоятельной работы студентов: 1. Информационно- поисковый блок: - структура теоретического материала; - содержание аспектов и логики представления каждой темы; - необходимые требования к осмыслению изученного; 2. Справочно-консультативный блок: - рекомендации и комментарии; - алгоритм действий; - памятки; - конкретные примеры; - понятийный аппарат; - опорные конспекты; - интернет-ресурсы; 3. Практико-ориентировочный блок: - вопросы для самопроверки изученного материала; - практические задания и упражнения по плану: целевая установка, содержание задания, форма представления, время отчётности, критерии оценки; 4. Контрольно-оценочный блок: - задания обязательные и по выбору; - задания для самопроверки; -задания для дискуссионного обсуждения и взаимооценки; - лист самоаттестации. Памятка преподавателю по организации самостоятельной работы студентов 1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. 2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. 3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов. 4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной. 5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам. 6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов. 7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля. |