Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 161.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.12.2013
Размер161.91 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт филологии и журналистики
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.
УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Общая фонетика

Направление подготовки

035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Общая фонетика» являются приобретение теоретических знаний об основных процессах речепроизводства и их анатомо-физиологической базе, механизмах речевосприятия, о традиционных фонологических моделях, фонологической типологии; углубленное познание универсальных фонетических классификаций звуковых средств, принципов описания фонемного инвентаря и интонационной системы языка, фонетической и фонологической транскрипций; ознакомление с современным состоянием речевых технологий. Студенты должны овладеть системой основных понятий фонетики; освоить терминологию; научиться, используя систему научных понятий и терминов, анализировать языковые явления с помощью существующих приемов и методов.

Теоретические знания и практические навыки, полученные в результате освоения дисциплины, могут применяться выпускниками в научно-исследовательской, педагогической, прикладной и проектной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Общая фонетика» входит в состав дисциплин базовой части профессионального цикла. Этот курс дает знания о звуковых средствах языка и их функционировании в речевой деятельности человека, знакомит студентов с важнейшими проблемами фонетики, с основными методами и приемами лингвистического анализа звуковых единиц. Это определяет значимость курса для освоения общетеоретических дисциплин – «Введение в теорию языка», «Общее языкознание», дисциплин историко-лингвистического цикла – «Старославянский язык», «Русская диалектология».

Компетенции, необходимые для освоения курса, формируются при изучении школьного курса русского языка.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины формируются:

  • ОК-1 (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения),

  • ОК-2 (умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь),

  • ОК-3 (готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе),

  • ОК-6 (стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства),

  • ОК-8 (осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности),

  • ПК-1 (знание основных понятий и категорий современной лингвистики),

  • ПК-4 (владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем),

  • ПК-5 (умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения),

  • ПК-7 (владение основными методами фонологического

анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов),

  • ПК-8 (владение основными методами инструментального анализа звучащей речи),

  • ПК-9 (владение методами сбора и документации лингвистических данных),

  • ПК-10 (умение спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы),

  • ПК-14 (владение навыками оформления и представления результатов научного исследования);

  • ПК-20 (способность оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные понятия, наиболее важные концепции и проблемы фонетики, как на современном этапе, так и в историческом аспекте; уровневую (модульную) структуру естественного языка; единицы, отношения и процессы в фонетике;

  • Уметь: работать с существующими системами представления знаний; анализировать письменный текст и устный дискурс на русском языке с учетом его фонетических характеристик; проводить фонологический анализ изучаемого языка, используя различные методы функционального анализа звуков речи.

  • Владеть: кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем; сведениями о библиографических источниках и электронных ресурсах, содержащих данные о современном состоянии и истории русского языка; современной лингвистической терминологией; системой основных понятий фонетики; методами и инструментарием лингвистического анализа текста/дискурса на фонетическом уровне; методами лингвистического эксперимента; основными видами фонемной и фонетической транскрипции звучащей речи.


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы - 144 часа.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

1.

Предмет и задачи фонетики.


1

1

л - 2













2.

Артикуляционные механизмы речи.


1

2-4

л - 6

пр - 4




сам.раб. - 10

контрольная работа

3.

Акустика речи.

1

5-6

л - 4

пр - 2




сам.раб. - 6

тестирование

4.

Восприятие речи.


1

7

л - 2







сам.раб. - 4




5.

Универсальные фонетические классификации.


1

8-10

л - 6

пр - 6




сам.раб. - 12

самостоятельная работа

6.

Теоретическая база фонологических моделей.


1

11-13

л - 6

пр - 4

коллоквиум - 2

сам.раб. - 10

коллоквиум

7.

Супрасегментная фонетика


1

14-15

л - 4







сам.раб. - 4




8.

Элементы фонологической типологии.

1

16

л - 2

пр - 2




сам.раб. - 3

письменный опрос

9.

Элементы диахронической фонологии

1

17

л - 2







сам.раб. - 3




10.

Элементы прикладной фонетики.


1

18

л - 2







сам.раб. - 2

реферат
экзамен


Тема 1. Предмет и задачи фонетики.

Место фонетики в системе языка. Фонетика, фонология, морфонология. Звуковой механизм речевой коммуникации. Звуковые единицы в языке и речи. Сегментные и супрасегментные звуковые средства. Разделы фонетики: фонология, артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, типологическая фонетика, прикладная фонетика.

Тема 2. Артикуляционные механизмы речи.

Фазы речепроизводства. Устройство и функционирование речевого аппарата человека. Этапы и основные процессы речепроизводства. Основные артикуляционные и аэродинамические процессы. Целевая артикуляция звука. Целевые артикуляции основных типов звуков. Артикуляционные жесты. Взаимодействие звуков в потоке речи. Коартикуляция. Универсальные и конкретно-языковые черты коартикуляции. Динамическая модель речепроизводства. Методы исследования артикуляции.

Тема 3. Акустика речи.

Акустическая фаза речевого процесса. Физическая природа звуковых колебаний. Важнейшие типы звуковых колебаний и их перцептивные корреляты. Основные положения акустической теории речеобразования. Источники звука в речи. Частотно-избирательные свойства речевого тракта. Акустические характеристики основных классов звуковых единиц: гласных, сонорных, шумных согласных. Акустические характеристики супрасегментных звуковых средств. Методы и средства акустического анализа речи (осциллографический и спектрографический анализ).

Тема 4. Восприятие речи.

Основные этапы восприятия речевого кода. Функциональная анатомия слухового аппарата. Обработка речевого сигнала слуховыми органами. Элементы теории речевосприятия: слуховой образ звука, фонетически полезные признаки речевого сигнала (акустические «ключи»). Динамическая модель речевосприятия. Методы и средства исследования восприятия.

Тема 5. Универсальные фонетические классификации.

Базовые понятия классификационного описания. Фонетические возможности человека и их отражение в универсальных фонетических классификациях. Артикуляционные классификации звуков речи (гласных, согласных). Акустические классификации звуков. Классификация супрасегментных звуковых средств.

Принципы фонетической транскрипции. Транскрипция МФА. Фонетическая и фонематическая транскрипции.

Тема 6. Теоретическая база фонологических моделей.

Традиционные фонологические модели. Основные положения классической фонологии (теория Н.С. Трубецкого): фонемы и фоны, понятие оппозиции; виды оппозиций. Фонема как класс. Основной аллофон фонемы. Фонема как пучок различительных признаков. Правила фонемной интерпретации фонов. Функционирование фонемных противопоставлений. Системное описание фонемного инвентаря. Классическая фонология как статическая модель звуковой системы.

Основные положения теории фонем МФШ. Морфоотождествляющая функция фонемы. Фонема как класс звуков, позиционно чередующихся в составе морфемы. Функционирование фонемных противопоставлений: сильные и слабые позиции; варианты и вариации; понятие гиперфонемы.

Варианты понимания фонемы в традиционной фонологии.

Динамические модели звуковой системы.

Стандартная порождающая фонология как пример формальной модели фонологического синтеза. Современные варианты порождающей фонологии.

Тема 7. Супрасегментная фонетика.

Основные супрасегментные средства и их функции. Супрасегментные фонетические составляющие. Общие сведения об интонации. Основные средства интонации. Система русских интонационных единиц.

Тема 8. Элементы фонологической типологии.

Основные понятия фонологической типологии. Типы вокалических систем. Типология консонантных систем. Звуковые цепи в языках мира. Слог. Моносиллабические языки. Ударение и неакцентные просодии. Фонетические универсалии.

Тема 9. Элементы диахронической фонологии.

Факторы звуковых изменений. Типичные способы реорганизации фонологической системы. Фонетическая реконструкция. Эволюционная фонетика.

Тема 10. Элементы прикладной фонетики.

Автоматический синтез речи. Автоматическое распознавание речи. Нетехнологические применения фонетики (орфоэпия, обучение, речевая патология).
5. Образовательные технологии
Отдельные лекционные занятия по «Общей фонетике» проводятся с использованием электронных презентаций. На практических занятиях применяются разные виды тестирования, мини-зачеты по отдельным темам курса, терминологический диктант, проводятся собеседования, дискуссии, конференции (с чтением и обсуждением докладов студентов по заранее поставленной проблеме) по разделам курса. Для внеаудиторной работы предлагаются задания, ориентированные на использование Интернет-ресурсов, самостоятельный сбор и обработку языкового материала с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

Выполнение домашних заданий: решение лингвистических задач и упражнений с последующей их проверкой на практическом занятии.

Чтение учебной и научной литературы, рекомендованной преподавателем, с последующим проведением индивидуальных отчетов и коллоквиумов.

Написание рефератов, докладов по разделам курса и их обсуждение на практических занятиях (н-р: «Сопоставительный анализ звуковых систем разных языков (на материале 2-х конкретных языков), «Ученые – создатели теории фонем», «Система гласных звуков в русском и английском языках», «Современные модели речепроизводства», «Области применения речевых технологий» и др.). Отчет о выполненной работе представляется в виде устных сообщений (с электронной презентацией) на практических занятиях, а также в виде развернутой письменной работы. Результаты выполненной работы обсуждаются на занятиях.

Создание, проведение электронных презентаций иллюстративного материала по изучаемым проблемам фонетики.
Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации используются задания следующего типа:
1. Задания для письменной контрольной работы:
а) опишите артикуляцию звуков: Л, L (англ.), Д, D (англ.).

б) укажите, работой каких органов речи различается произношение согл. звуков М и Р (рус.), Т и T (англ.).

в) определите, работа каких органов речи лежит в противопоставлении гласных по след. признакам: 1) открытый – закрытый, 2) ротовой – носовой.

г) объясните, что общего и различного в артикуляции рус. Звуков М и Н, англ. D и T.
д) Определите звуки, которые образуются с помощью след. артикуляций:

В.1. Рус. яз.: а) голосовые связки дрожат; небная занавеска опущена; губы сомкнуты.

б) голосовые связки не дрожат; небная занавеска поднята; нижняя губа сближается с верхними зубами;

Англ. яз.: а) голосовые связки дрожат; небная занавеска поднята; язык распластан и не напряжен; кончик языка неплотно прижат к краю передних верхних зубов; воздух проходит через плоскую щель;

б) голосовые связки дрожат; небная занавеска поднята; кончик языка поднят и прижат к верхним альвеолам; губы участия в образовании звука не принимают;

В. 2. Рус. яз.:

а) голосовые связки дрожат; небная занавеска поднята; задняя часть языка смыкается с задней частью неба;

б) голосовые связки дрожат; небная занавеска поднята; язык отодвинут назад, и его задняя часть высоко поднимается к мягкому небу; губы вытянуты в трубочку; воздух свободно проходит через полость глотки и рта;

Англ. яз.: а) голосовые связки дрожат; небная занавеска поднята; язык отодвинут назад, лежит максимально плоско; кончик языка не касается нижних зубов; губы не принимают участия в образовании звука; воздух свободно проходит через полость глотки и рта.

б) голосовые связки дрожат; небная занавеска опущена; кончик языка поднят и прижат к верхним альвеолам; губы участия в образовании звука не принимают;
е) Затранскрибируйте текст, укажите все фонетические процессы:

Лицо ее сияет и льет на всю обедающую братию штрочайшую улыбку. Она умеет улыбаться всем сразу, говорить со всеми сразу, мило кивать головой.

ж) Дайте характеристику звуков в слове улыбаться.
з) В приведенном тексте выделите все случаи комбинаторных и позиционных изменений согласных:

В. 1. Плюшкин надел очки и стал рыться в бумагах. Развязывая всякие связки, он попотчевал своего гостя такою пылью, что тот чихнул.

В. 2. Наконец вытащил бумажку, всю исписанную кругом. Крестьянские имена усыпали ее тесно, как мошки.

В. 3. И вскоре наш друг, с трудом сдерживая рыдания, облачается в этот музейный наряд. И в таком нелепом виде он выходит из бани, мало чего понимая.

В. 4. Кучер долго не хотел отъезжать от дома, требуя, чтоб ему в крайнем случае подписали какую-то путевку. Без чего он никуда не поедет.
к) Дайте характеристику всех звуков в след. словах:

русский язык: мысль, дождь;

английский язык: black, house;

немецкий язык: Völker, Sport;

французский язык: heure, autre.
л) Сравните звуки разных языков:

1) среднеязычные согласные в русском и немецком языках;

2) гласные нижнего подъема в русском и английском языках;

3) дрожащий согласный в русском и французском языках;

4) губные согласные в русском и английском языках;
м) Какой тип ассимиляции согласных чаще наблюдается в английском языке? Приведите примеры. В чем отличие от русского языка?
н) Какие звуковые изменения наблюдаются при произношении в следующих словах:

Польский язык:

Prędko [прэнтко] «быстро», wierzch [вешх] «верхняя часть», ząb [зомп] «зуб», jakby [ягбы] «как будто», noż [нуш] «нож», jakże [ягже] «как же», prośba [прожьба] «просьба».

Характерны ли данные изменения для русского языка?
о) Укажите, какими признаками противопоставлены гласные фонемы в след. словах:

а) английский язык: wheel (колесо) и will (воля), read (читать) и rid (освобождать);
п) Укажите, какими звуками различаются между собой приведенные ниже слова.

а) чеченский язык: луо (дает) - луo: (снег); буса (ночью) – бу:са (надуй;

б) французский язык: non [nɔ̃] (нет) - nonne [nɔn] (монахиня); dose [do:z] (доза) - dos [do] (спина).

Определите признаки, различающие эти звуки. Являются ли выделенные признаки фонологически значимыми для данных языков?
2. Ответьте на вопросы теста:


  1. Неверное высказывание содержится в пункте:

а) в гортани начинается формирование звука,

б) форма голосовой щели не влияет на качество звука,

в) каждый язык имеет ограниченный набор артикуляторных жестов,

г) целевые артикуляции звуков всегда реализуются в речи с одинаковой точностью.

2. К пассивным органам речи относятся:

а) зубы, язык, увула, твердое небо,

б) альвеолы, гортань, зубы, глотка,

в) зубы, альвеолы, твердое небо,

  1. Зубы участвуют в образовании всех сл. звуков:

а) н, л, с, t (англ.),

б) ц, т, з; Ө (англ.),

в) l, s (англ.), ф, ж, ч.

4. Под артикуляцией понимается:

а) работа органов речи при производстве звуков,

б) взаимовлияние звуков в потоке речи,

г) создание воздушного потока,

д) модуляция воздушного потока.

  1. Признаки – шумный, звонкий, твердый, переднеязычный – соответствуют сл. группе согласных:

а) т, с; n, z (англ.),

б) d (англ.), ж, з,

г) g, l (англ.), б, ц,

д) н, ж, з; w (англ.).

  1. К гласным переднего ряда относятся:

а) æ, έ (англ.), и, е,

б) а:, е (англ.), и, у,

в) u, o (англ.), е, у.

  1. Звук [с] является аллофоном фонемы /с/ во всех словах ряда:

а) слух, сом, нос,

б) скиф, сани, смех,

в) слон, судак, месть.

8. К комбинаторным изменениям звуков относятся:

а) ассимиляция, редукция, диэреза,

б) лабиализация, назализация, ассимиляция,

в) метатеза, оглушение, аккомодация.

3. Письменно ответьте на вопрос:
В. 1. Какие звуки называются гласными? В чем специфика их артикуляции?

В. 2. Что такое монофтонг? Чем монофтонг отличается от дифтонга? от дифтонгоида?

В. 3. Какие звуки называются согласными? В чем специфика их артикуляции?

В. 4. Каковы основные различия в артикуляции гласных и согласных?

В. 5. Какие артикуляционные признаки положены в основу классификации гласных?

В. 6. Что понимается под системой кардинальных гласных?

В. 7. Какие артикуляционные признаки положены в основу классификации согласных?

В. 8. Какие типы согласных выделяются в русском и других известных вам языках?

В. 9. Что собой представляют универсальные фонетические классификации?

5. Темы рефератов по разделу «Речевые технологии»
1. Автоматический синтез речи.

2. История «говорящих» машин.

3. Современное состояние автоматического синтеза речи.

4. Автоматическое распознавание речи.

5. История развития устройств распознавания речи.

6. Современное состояние автоматического распознавания речи.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:


  1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика и избранные статьи. М.; СПб., 2007

  2. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 2010 [раздел «Фонетика»].


б) дополнительная литература:


  1. Большой лингвистический словарь: Языкознание. М., 1998.

  2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л. А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. М.; СПб. 2004.

  3. Баранникова Л.И. Ведение в языкознание. М., 2010.

  4. Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика: учеб. для лингвистов и филологов. М., 2001.

  5. Кодзасов С.В. Исследования в области русской просодии. М., 2009.

  6. Колесов В.В. Русская историческая фонология. СПб., 2008.

  7. Камчатнов А.М. Введение в языкознание. М., 2006.

  8. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998.

  9. Матусевич М.С. Современная фонетика. М., 1976

  10. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

  11. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999.

  12. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 2000.

  13. Русский язык. Энциклопедия. 1997.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Онлайн- энциклопедия «Кругосвет». Гуманитарные науки: Лингвистика http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/

2. Филологический портал Philology.ru http:// www.philology.ru/

3. И.П. Сусов. Введение в теоретическое языкознание: электронный учебник http://homepages.tversu.ru/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для освоения дисциплины в Зональной научной библиотеке СГУ и на кафедре теории, истории языка и прикладной лингвистики имеются в необходимом количестве учебники и учебно-методические пособия (из расчета 1 экз. на 4-х обучающихся), словари, научная литература;

кафедра располагает двумя комплектами презентационного оборудования;

в Институте филологии и журналистики имеются 2 компьютерных класса открытого доступа общей вместимостью 19 рабочих мест. Компьютерные классы обеспечены необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика (квалификация (степень) «бакалавр»).

Автор доц. Н.В. Свешникова

Программа одобрена на заседании кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики от 21.12.2011 года, протокол № 5.


Подписи:

Зав. кафедрой проф. О.Ю. Крючкова
Директор Института

филологии и журналистики доц. Л.С. Борисова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск