Скачать 70.31 Kb.
|
МОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа Открытый урок по теме «Фонетика. Двойная роль букв е, ё, ю, я» 5-6 классы Подготовила и провела Яковлева В.В., учитель русского языка и литературы 2009г. Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Фонетика. Двойная роль букв е, ё, ю, я " Цель урока. Мы должны сегодня на уроке: 1. Повторить изученное на предыдущем уроке: а) правописание сочетаний Ч, Щ с другим согласными; б) обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. 2. Но главное: узнаем двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я, т.е.: а) в каких позициях данные буквы дают два звука; б) в каких – одну. Ход урока I. Организационный момент. II. Вводно-мотивационная часть:
1.Словарная работа. 2.Проверка домашнего задания. 3.Изучение нового материала: а) работа с записью на доске; б) материал для наблюдения, выводы (стр.119 – 120); в) решение небольшой исследовательской задачи; г) составление совместного алгоритма двойной роли букв е, ё, ю, я; д) чтение правила в учебнике на стр.120. 4.Закрепление изученного материала: а) упр.305 (устно); б) упр.306; в) стихотворная пауза; г) объяснительный диктант. 5.Самостоятельная работа. 6.Подведение итогов. 7.Домашнее задание: параграф 60, упр.308. III. Работа по теме урока: 1. Словарная работа: а) повторяем орфоэпию слов: конечно (шн), скучный (шн), пустячный (шн), скворечник (шн), яичница (шн) – словарная работа предыдущего урока. б) и сегодня нас интересует ряд новых слов с точки зрения орфоэпии. Итак: ателье (тэ), кашне (нэ), модель (тэ), теннис (тэ), партер (тэ), шоссе (сэ). а) Что обозначают эти слова? б) Правильно их проговорим. в) Придумайте предложения с вновь узнанным из данных слов или стихотворные строчки, используя те сведения, которые вы узнали об этом слове. Предложения придумывают те ученики, которым для усвоения материала требуются тренировочная работа, которые овладевают основным объёмом знаний. Стихотворные строчки – придумывают ребята, легко усваивающие материал. г) Класс, вместе со мной слушаем придуманные примеры: правильно ли ребята произносят словарные слова. 2. Проверка домашнего задания: 1) Упражнение № 302 – 2 ученика по 5 словосочетаний. а) Записать данные словосочетания на доске, вставить нужные буквы. б) Обозначить орфограммы, изученные в § 59. 2) Повторяем орфограммы № 9, № 2. а) Что вы можете сказать о сочетании Ч, Щ с другими согласными? б) Как обозначается мягкость согласной (л)? 3) Делаем вывод, заканчивая проверку домашнего задания: всегда ли для обозначения мягкости согласных нужен Ь? Проверив домашнее задание, переходим к новой теме. 3. Изучение нового материала: а) работа с записью на доске. Читаем заголовок темы на доске:
б) материал для наблюдения, выводы (стр.119-120). Так вот, представьте, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу, имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: “Яша! Юра!” И ещё раз: “Яша, Юра!” В начале первого имени отчётливо слышится (й а), в начале второго – (й у). Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, ю. Буквы е, ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков – (и) и гласного. Например: буква е в слове ель обозначает звуки (и э), буква ё в слове ёж – звуки (и о). Но у букв е, ё, ю, я есть ещё одна роль. Произнесём протяжно слова вес, мёд, люк, ряд. Мы услышим в начале каждого слова мягкий согласный, а вслед за ним гласный: (в э), (м о), (л у), (р а). Буквы, Е, Ё, Ю, Я указывают, что согласный, после которого они стоят, мягкий. Убедиться в этом нетрудно: заменим в слове ряд букву я буквой а, получится другое слово – рад, и произнесём мы уже не мягкий, а твёрдый согласный (р). Указывая на мягкость согласного, буквы Е, Ё, Ю, Я в то же время обозначают и гласные звуки (э), (о), (у), (а); в) решение небольшой исследовательской задачи. Для полного понимания материала решим небольшую исследовательскую задачу: от каких условий будет зависеть двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? Задания исследовательского характера дают возможность работы для детей с более высоким уровнем подготовки по предмету, воспитывается интерес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы. Для этого обратимся к упражнению №304. Работаем вместе со мной. Перед вами четыре столбика слов:
Назовите слова, в которых е, ё, ю, я стоят: 1) в начале слова, 2) после гласной, 3) после разделительного Ъ и Ь. Решаем, что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих случаях? А в каких словах эти буквы стоят после согласного? И что обозначают в этом случае буквы е, ё, ю, я? г) составление совместного алгоритма двойной роли е, ё, ю, я. Давайте с вами попробуем составить совместный алгоритм двойной роли букв е, ё, ю, я. Вы и в тетрадь записывайте и вместе со мной работать успевайте.
д) Читаем правило на странице 120. Вдумаемся! Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника? Да? Хорошо. Значит наша исследовательская задача решена. 4. Закрепление изученного материала: Теперь закрепим новый материал, посмотрим, как вы его поняли? А) Упражнение № 305 – устно. Цель данного упражнения: правильно определить количество звуков и букв в словах. Главное: уметь обосновывать свой выбор. Попутно: разбор слов по составу, возьмём, честный. Б) Упражнение № 306 – по рядам. Цель данного упражнения: а) повторить способы обозначения мягкости согласных, б) Надя Сорокина, Максим Иванов, Анбиялов Магомед попутно думают над вопросом: В каких словах И, Ю, Я не обозначают мягкость предшествующего согласного? в) кто раньше справился, повторяем морфологический разбор имени существительного, г) проверяем данное упражнение взаимопроверкой. В) Стихотворная пауза. – Я читаю, вы внимательно слушаете и определяете слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Тюлень ел рыбу целый день, Объелся рыбою тюлень. Тюленя одолела лень, И вот тюлень лежит, как пень, Лежит и улыбается...| А мне так жить не нравится. а) Называем слова; б) как вы понимаете последнюю строчку стихотворения? Г) Объяснительный диктант. Пела ночью мышка в норке: - Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи. Отвечает ей мышонок: - Голосок твой слишком тонок. Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи! ( С.Маршак). Дополнительные задания. - Укажите слова, в которых буква е обозначает один гласный звук и мягкость предыдущего согласного. - В каких словах буква е обозначает два звука? (Отвечает, ей.) - Какими способами обозначена мягкость согласных звуков в словах текста? 5. Самостоятельная работа. Найди в стихотворении слова с буквами Е,Ё,Ю,Я. Выпишите их. Какие звуки они обозначают? Покажи это с помощью транскрипции. Родная речь Средь белого света, Средь чёрной земли Не в странствиях где-то Мы речь обрели: У звёзд, у людей ли, У птичьей ли стаи Есть место рожденья, Есть речь их родная. Есть речь у пчелы, У лужайки зелёной, У стройной ветлы, У калины, у клёны.. Но людям, в чьей речи Нет корня родного, Природа при встрече Не молвит ни слова. На выполнение задания отводится 5-7 мин. 6. Подведение итогов урока: Итак, что вы сегодня узнали на уроке? Сформулируйте правило. Приведите примеры. Выставление оценок за урок: - Спасибо за урок, ребята. Хорошо поработали, молодцы. Я вами довольна. 7.Объяснение домашнего задания, запись в дневники 1. § 60, правило. 2. упр.308 |