Скачать 82.08 Kb.
|
Урок в 5 классе . Письмо – фотография души. Цель урока: знакомство с эпистолярным жанром, расширение представлений об истории языка и истории развития письменности, развитие орфографических умений и навыков, развитие устной и письменной речи. Технология: с элементами игровой технологии. Ход урока.
Учитель: Добрый день, ребята! Тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадку Без крыльев, а летит, Без языка, а говорит. Сегодня на уроке мы будем говорить о письме. 1 СЛАЙД
Тема нашего урока «Письмо». Сегодня на уроке вы узнаете о самых дальних родственниках письма, а также мы будем учиться составлять тексты писем. 2 СЛАЙД
3 СЛАЙД
Давным-давно люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Пока они жили семьями и большими племенами, всё было хорошо – то, что нужно, можно было сказать словами. Но вот племена становились все больше, и вот появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения.
Например, где лучше охотится, где живут враждебные племена, сообщить о нападении врагов. На словах передавать становилось всё труднее – ведь трудно было быстро обойти всех. Привычное для нас письмо появилось совсем недавно – несколько тысячелетий назад. Первыми же шагами к современному письму было использование предметов. До наших дней даже дошла такая легенда. Когда-то в давние времена персидский царь Дарий хотел стать властелином всего мира. Ему покорялись города и царства. Но не мог он победить свободолюбивые племена скифов, живущих в бескрайних степях. Он поджигал степь, засыпал песком колодцы, но всё было напрасно. Однажды к Дарию прибыли послы от скифов и принесли ему «письмо». Они поставили перед ним корзину, в которой были птица, мышь, лягушка и стрелы. И обрадованный царь так разгадал смысл письма: «Мышь живет в земле, лягушка – в оде, птица – подобно лошади, а стрелы – это военная храбрость. Таким образом, скифы отдают ему свою воду и землю, а также военную храбрость». Однако военачальник персов растолковал письмо по-другому: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачите в озёра, то вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел». Такой способ сообщений был не очень удобным, потому что понять письмо можно было по-разному. Проходили года, века, эпохи. 4 СЛАЙД И вот люди придумали делать небольшие рисунки на камне или на деревяшке и передавать другим. А на рисунках изображать то, что нужно сообщить. Скажем, рядом нарисован маленький медведь, стрелка и три палочки. Это значит: в трех днях пути водятся медведи. Но постепенно пользоваться такими рисунками становилось всё труднее. Ведь так можно нарисовать только очень простые сообщения. Да не у всех получались ясные и понятные рисунки: у какого-нибудь неумелого рисовальщика медведь выходил похожим на сову, а человек на лягушку. Вот и разберись, что он хотел сказать! Люди постепенно стали делать рисунки простыми, чтобы каждый мог их нарисовать. Так появились ИЕРОГЛИФЫ. Вот, например, иероглифы американских индейцев племени майя. А вот иероглифы Древнего Египта. Египтяне писали красными и чёрными чернилами, в которые окунали острую палочку. Вместо бумаги они использовали папирус – листья растения, которого в Египте было очень много. А вот в Древнем Вавилоне папируса не было. Зато было очень много глины, и из нее начали делать специальные таблички для письма. Пока глина была сырой и мягкой, на ней острой палочкой можно было легко выдавливать надписи. На привычной нам бумаги первыми стали писать в Китае. Бумагу в Китае научились делать очень давно, раньше, чем в других странах. Техника её изготовления долго держалась в строжайшем секрете. Только в XII веке бумага впервые появилась в Европе, а на Руси – в XIV веке. На чем же писали наши предки до этого? В 1956 году в Новгороде были найдены письма, написанные 500 лет назад на … простой бересте. Учёные называли их берестяными грамотами.
Давайте на минуту представим, что мы люди из первобытного племени, которые могут общаться только с помощью мимики и жестов.
Ну, вот с таким хорошим настроением продолжаем наш урок. Продолжаем знакомиться с письмом. А история письма трудна, интересна и загадочна. Кто-то получает письма по почте, однако бывают и другие способы получения письма.
Пришло письмишко мне, Гляжу – из лагеря, от Мишки. «Здесь чудный лук, и я лижу…» Написано в письмишке. Лук? Лижет? Что за чудеса! Наверно, шутит плут. Читаю дальше: «Здесь много солнца и лиса, Красивый большой прут». И что такое он плетёт? Не разберусь, хоть тресни. «Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни. Вчера в лесу нашел я грип и очень был доволен…» Нет, нет, не шутит он! Боюсь, мой друг серьёзно болен. Вернётся – надо полечить, Заставить правила учить.
Задание 1
Адресат – это тот человек, который_____________________________________________ ___________________________________________________________________________ Адресант – это тот человек, который____________________________________________ ____________________________________________________________________________
Адресат – это тот человек, который получает письмо. Адресант – это тот человек, который отправляет письмо.
(Сообщить что-либо, поздравить, поделиться чувствами и т.д.)
КОМПОНЕНТЫ ПИСЬМА НАЧАЛО (Дата, место, форма обращения к адресату) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (Деловая или сугубо личная информация: просьбы, предложения, пожелания; приветы родным, знакомым) КОНЕЦ (Пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале)
Дорогие дети! От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честные и сильные! (Из письма М. Горького)
Дорогие дети! От души желаю Вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честные и сильные. (Из письма М. Горького) Стиль – художественный Знаки препинания – восклицательный знак, запятые. Предложения по цели высказывания восклицательные, по интонации побудительные.
Задание 2
Дорогие ребята! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми, ____________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Проверка Трусливый – смелый Жадный – щедрый Ленивый – трудолюбивый Слабый – сильный Глупый – умный Лживый – правдивый Безвольный - волевой
Встречаясь, люди желали один другому самого главного – здоровья. Так и говорили, приветствуя друг друга: «Здравствуйте!» То есть «будьте здоровы!» А по-военному получалось четкое: «Здравия желаю!» И самое громкое пожелание успеха процветания пишется всегда с восклицательным знаком «Да здравствует!» (Л. Яхнин)
При написании письма используйте, пожалуйста, эти вежливые слова.
Задание 3
18 апреля 2008 г. Санкт-Петербург ……………………………………………………….., Иван Иванович! ………………………………………, что Вы нашли время ответить на мое письмо …………………………………….., что долго не было от меня ответа; было не так-то просто собраться с мыслями. …………………………………….., давайте условимся, что вы не будете на меня сердиты. Крепко жму руку. Слова для справок: здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
Невозможно представить нашу жизнь без письма. Письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя порой и живут далеко друг от друга. Письма многих писателей, ученых, художников, собранные в специальные книги, помогают лучше узнать, как они жили, как создавали свои произведения, о чем думали, что их волновало.
Первое письмо «Мои папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили… Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете… А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаз вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растет – чистая, шелковистая!.. Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать… Так что вы за меня не переживайте…» (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот») Второе письмо. «Милый дедушка Константин Макарыч! Пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня остался… Христом богом тебя молю, возьми меня отсюда. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу… Остаюсь твой внук, милый дедушка, приезжай». (А.П. Чехов «Ванька») Третье письмо «Шлет с письмом она гонца, Чтоб обрадовать отца. Но злобные сестрицы Сами шлют гонца другого Вот с чем от слова до слова: «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
(Узнали, из каких компонентов состоит письмо, как правильно оно оформляется) За долгие годы письмо проделало немалый путь. Но свое предназначение соединять людей, сокращать разлуку, служить людям – письмо будет выполнять ещё долгие годы. Письмо само Никуда не пойдет, Но в ящик его отпусти – Оно пробежит. Пролетит, Проплывет Тысячи вёрст пути. Нетрудно письму Увидеть свет: Ему не нужен билет. На медные деньги Объедет мир Заклеенный Пассажир. Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым. И употребляйте в них только волшебные слова, которые действуют не на разум, а через разум на чувства человека. Урок завершен. Жду ваших писем! |