Скачать 102.96 Kb.
|
Открытый урок по литературе. 7 класс Конспект урока по теме «Побеждай зло добром…» Цели:
Оформление доски:
Оборудование: медиапроектор для презентации. Запись на доске: тема урока: «Побеждай зло добром…» Эпиграф: «Спешите делать добро, пока не стало поздно». Ф.П.Гааз Ход урока.
Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. (СЛАЙД) Цель урока : входя в художественный мир Андрея Платонова, выявить нравственную основу поступков его героев, постичь всю правоту и мудрость слов из Библии: «Побеждай зло добром…», которые стали темой нашего урока, и высказывания Фёдора Петровича Гааза «Спешите делать добро, пока не стало поздно», которые являются эпиграфом нашего урока. Запишите в тетрадь. (СЛАЙД) Платонов в большинстве своих произведений предстаёт перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства, проблемы взаимоотношений человека с человеком, проблемы добра и зла, а победить зло добром может только нравственный человек. Почему нужно изучать произведения А.Платонова? Потому что он учит читателей внимательному отношению к каждому человеку.
Учитель: Давайте наш урок начнём со стихотворения С.А.Есенина, оно поможет нам определить, какие качества человека составляют основу нравственных поступков. (СЛАЙД) Шёл Господь пытать людей в любови. Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: “Вишь, какой убогой, - Знать от холода качается, болезный”. Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол сердца их не разбудишь… И сказал старик, протягивая руку: “На, пожуй маленько… крепче будешь”. Беседа по вопросам:
(С помощью приставки со-)
Учитель: Давайте поговорим о главном герое рассказа Платонова, о Юшке, и посмотрим, каким его видят люди и какие стороны жизни и характера этого героя скрыты от них. Выборочное чтение эпизода стр.115 «Он работал в кузнице…» Беседа по вопросам:
( Глаза как у слепца, а сердце зрячее. «Стояла влага» - душа плачет. Душой мы любим, сострадаем, ненавидим.)
(Кузницы всегда ставили на окраине деревни, кузнецов уважали и побаивались: они были крупными, сильными, могучими людьми, их работа была связана с огнём, с железом. Юшка же «мал ростом и худ», к тому же болен чахоткой, поэтому выглядит стариком в свои 40 лет. Тяжёлая работа в кузнице таким людям противопоказана.)
(Ефим Дмитриевич) Индивидуальное домашнее задание. ( Ефим… Значение имени - благочестивый, благожелательный, священный. (СЛАЙД) Дмитрий (Дмитриевич) восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра. Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей. С гибелью Юшки “вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними”.)
(стр.119 учебника Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, он любил всё живое: цветы, деревья, птиц, стрекоз, он радовался чистому воздуху, теплу, покою. Он жалел каждую мертвую бабочку, жука, «чувствуя себя без них осиротевшим». В Божьем мире каждая тварь, каждое существо рождается, чтобы жить, радоваться жизни, считал Юшка.)
Учитель:
Пересказ эпизода – стр.116 – 117 «А малые дети и даже те….»
(стр. 117 последние предложения эпизода)
Учитель: А теперь посмотрим, как относятся к Юшке взрослые? (СЛАЙД) Пересказ эпизода – стр.117 – 118 «Взрослые пожилые люди, встречая Юшку на улице….» Беседа по вопросам:
(Они не умеют любить, не могут простить ему того, что он не такой, как они, «в этом зле забывали на время своё горе». Людское зло гасилось о доброту Юшки.)
(стр.118 « Он меня без понятия любят. Сердце в людях бывает слепое»)
(любовь к людям) Физкультминутка Мы читали и устали. Дружно все и тихо встали. Ручками похлопали, раз-два-три. Ножками потопали, раз-два-три. Мы немножко отдохнем и опять читать начнем.
Учитель: Теперь давайте поговорим о зле. Что может явиться последствием злых поступков? (СЛАЙД) Чтение эпизода по ролям – стр.120 «Но год от году Юшка….» Беседа по вопросам:
( Юшка не может гневаться, по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!)
Учитель: А теперь давайте подведём итог разговору о Юшке? (СЛАЙД)
(Трудолюбивый, добрый, тихий, робкий, терпеливый, чуткий, умеющий сострадать и сочувствовать, человеколюбивый, бескорыстный. Он побеждает людское зло своим добром, живёт по законам Божьим. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро. Счастлив человек не только получающий, но и дающий.)
(Прости нас, Юшка) (СЛАЙД)
«Наш святой доктор», – так звали московские бедняки Федора Петровича Гааза. Немец по национальности, он приехал в Россию в 1806 году (ему было тогда 26 лет) как личный врач княгини В.А. Репниной-Волконской. Имел обширную частную практику в Москве, консультировал в московских больницах и богадельнях и безвозмездно лечил больных в Преображенском богадельном доме. Был главным врачом московской Павловской больницы. Был постоянным членом Московского Попечительного о тюрьмах Комитета и главным врачом московских тюремных больниц. Благодаря ему была учреждена Больница для чернорабочих, и Гааз стал ее главным врачом. Он всецело отдался несчастному люду. Феодор Петрович жертвовал для них всем: досугом, своей семейной жизнью, всеми своими средствами, потому что, как искусный глазной врач, он зарабатывал много, а тратил на себя до крайности мало, отдавая все неимущим. Приехав в Россию, Гааз, благодаря своей частной практике среди богатых пациентов, стал состоятельным человеком: у него был собственный дом на Кузнецком мосту, довольно большое имение, несколько сот душ крепостных, суконная фабрика. Было даже имение в селе Тишково. Он ездил по Москве в карете, запряженной цугом четверкой белых лошадей. Умер Гааз в бедности. Все свои средства он потратил на строительство больниц и лечение простого народа, распродавая постепенно принадлежащие ему фабрику, имение, выезд, а потом и дом в Москве. Жил доктор при тюремной больнице. До Введенского кладбища, последнего приюта «святого доктора», гроб с телом Гааза провожала двадцатитысячная толпа. Таких похорон в Москве не было целое столетие.
Индивидуальное задание о Рошале. (СЛАЙД) Леонид Михайлович Рошаль родился 27 апреля 1933 г. в г. Ливны Орловской области в семье военного летчика. В 1957 г. окончил 2-ой Московский медицинский институт по специальности педиатрия. После окончания института был направлен на работу детским участковым врачом. Сейчас он профессор, директор Московского института неотложной детской хирургии и травматологии. Леонид Рошаль является экспертом Всемирной организации здравоохранения, председателем Международного Комитета помощи детям при катастрофах и войнах Всемирной ассоциации неотложной помощи и медицины катастроф. Член комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. В 1996 году журналисты назвали Леонида Рошаля «детским доктором мира». Леонидом Рошалем в 1988 году после землетрясения в Спитаке была создана бригада международной «скорой помощи» , врачи которой готовы в любой момент придти на помощь детям, попавшим в беду в любой точке мира. С тех пор бригада во главе с Л.М.Рошалем более 20 раз вылетала в районы стихийных бедствий, техногенных катастроф, военных действий. Работа на ликвидации последствий железнодорожной катастрофы под Уфой и взрыва завода в Усть-Каменогорске, поездки в зоны боевых действий в Румынии, Югославии, Абхазии и Грузии, Армении и Азербайджане, Израиле и Чечне, в пострадавшие от землетрясений Египет и Японию, Грузию и на Сахалин, в Калифорнию и Индию, Афганистан и Турцию. 9 мая 2002 года в Каспийске, где от теракта пострадало много детей, бригада Рошаля работала уже через несколько часов после взрыва. 27 детей, раненных при взрыве, удалось спасти. В этом значительная заслуга бригады доктора Рошаля. В дни трагических событий на Дубровке в Москве, когда террористы захватили зрителей мюзикла «Норд-Ост» в заложники, Леонид Рошаль сумел несколько раз пройти в зал к заложникам, вел переговоры с террористами, выводил оттуда детей, передавал медикаменты, оказывал помощь больным и раненым. За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга в ходе операции по спасению заложников в театральном центре на Дубровке, 5 ноября 2002 года Леониду Рошалю вручена премия "Национальный герой", а в 2003 году он был награждён орденом «Мужества».
Ужасная трагедия произошла в июле этого года в Краснодарском крае. В результате наводнения сильнее всего пострадал город Крымск. Волна, которая накрыла Крымск ночью 7 июля, сметала все на своем пути. Буквально за минуту вода во многих домах заполнила весь первый этаж, люди спасались на крышах. Очень мужественно во время наводнения в Крымске вели себя полицейские. Жертвуя собой, они спасали детей и стариков. Наводнение унесло жизни более 170 человек. Как только эта информация прозвучала в телевизорам и радио, много людей поспешили в Крымск на помощь пострадавшим. Волонтёры (люди, которые добровольно готовы потратить силы и время на помощь обществу и конкретному человеку, добровольцы) собирали вещи и раздавали пострадавшим, раздавали чистую воду и питание, разгребали мусор, ухаживали за больными и ранеными.
Учитель: Никто не рождается нищим, так же как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. И как важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью порождаем. Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он прежде всего помогает себе, оберегает себя от жестокосердия, уныния и безразличия. Пропустив через себя боль другого человека, вы излечитесь от собственной боли. Не бойтесь делать добро – вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия. (СЛАЙД) Человек, как звезда, рождается Средь неясной, туманной млечности, В бесконечности начинается И кончается в бесконечности. Поколеньями созидается Век за веком Земля нетленная. Человек, как звезда, рождается, Чтоб светлее стала Вселенная. Д.Голубков |