Основная образовательная программа
Муниципального казенного образовательного учреждения Кыштовской средней общеобразовательной школы №2
Основная школа
2012-2013
Содержание
Общие положения ……………………………………………………………….51. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………..61.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования ……………………………………………....81.2.1. Общие положения
…………………………………………………..10
1.2.2. Ведущие целевые установки и основные
ожидаемые результаты
……………………………………………………12
1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных
и междисциплинарных программ
……………………………………………...151.2.3.1. Формирование универсальных учебных
действий .
………………………………………………………..….....15
1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности
обучающихся .
………………………………………………………..18
1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской
и проектной деятельности .
…………………………..………..….....22
1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения
и работа с текстом .
…………………………………………………..22
1.2.3.5. Русский язык .
………………………………………………...24
1.2.3.6. Литература .
…………………………………………….…….29
1.2.3.7. Иностранный язык.
(на примере английского языка) .
…………………………….31
1.2.3.8. История России. Всеобщая история .
………………………34
1.2.3.9. Обществознание .
…………………………………………….36
1.2.3.10. География .
………………………………………………….41
1.2.3.11. Математика. Алгебра. Геометрия .
………………………..44
1.2.3.12. Информатика .
………………………………………………48
1.2.3.13. Физика .
…………………………………………………….50
1.2.3.14. Биология .
……………………………………………………53
1.2.3.15. Химия .
……………………………………………………....54
1.2.3.16. Изобразительное искусство .
………………………………57
1.2.3.17. Музыка .
……………………………………………………..59
1.2.3.18. Технология .
…………………………………………………60
1.2.3.19. Физическая культура .
……………………………………...62
1.2.3.20. Основы безопасности жизнедеятельности .
………………64
1.3. Система оценки достижения планируемыхрезультатов освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования .
……………………………..67
1.3.1. Общие положения .
………………………………………………..67
1.3.2. Особенности оценки личностных результатов .
…………………69
1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов .
……………701.3.4. Особенности оценки предметных результатов .
…………………74
1.3.5. Система внутришкольного мониторинга
образовательных достижений и портфель достижений
как инструменты динамики образовательных
достижений .
……………………………………………………...............76
1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование
при переходе от основного к среднему (полному)
общему образованию .
…………………………………………………...77
1.3.7. Оценка результатов деятельности
образовательного учреж дения .
………………………………………………78
2. Содержательный раздел2.1. Программа развития универсальных учебныхдействий на ступени основного общего образования .
…………………78
2.2. Программы отдельных учебных предметов,курсов .
……………………………………………………..............................91
2.2.1. Общие положения .
……………………………………………….91
2.2.2. Основное содержание учебных предметов
на ступени основного общего образования .
…………………………922.2.2.1. Русский язык .
………………………………………………92
2.2.2.2. Литература .
…………………………………………………96
2.2.2.3. Иностранный язык.
Второй иностранный язык .
…………………………………………104
2.2.2.4. История России. Всеобщая история .
……………………...109
2.2.2.5. Обществознание .
…………………………………………...122
2.2.2.6. География .
………………………………………………….124
2.2.2.7. Математика. Алгебра. Геометрия .
……………………….131
2.2.2.8. Информатика .
……………………………………………..134
2.2.2.9. Физика .
……………………………………………………...136
2.2.2.10. Биология .
…………………………………………………..137
2.2.2.11. Химия .
……………………………………………………..139
2.2.2.12. Изобразительное искусство .
……………………………...140
2.2.2.13. Музыка .
……………………………………………………142
2.2.2.14. Технология .
………………………………………………142
2.2.2.15. Физическая культура .
……………………………………143
2.2.2.16. Основы безопасности жизнедеятельности .
……………145
2.3. Программа воспитания и социализацииобучающихся на ступени основного общегообразования .
………………………………………………………………….146
2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации
обучающихся .
……………………………………………………………147
2.3.2. Основные направления и ценностные основы
воспитания и социализации обучающихся .
…………………………….148
2.3.3. Принципы и особенности организации
содержания воспитания и социализации обучающихся .
………………149
2.3.4. Основное содержание воспитания
и социализации обучающихся .
………………………………………….151
2.3.5. Виды деятельности и формы занятий
с обучающимися .
………………………………………………………..153
2.3.6. Совместная деятельность образовательного
учреждения с предприятиями, общественными
организациями, системой дополнительного
образования по социализации обучающихся .
…………………………157
2.3.7. Основные формы организации педагогической
поддержки социализации обучающихся .
……………………………….158
2.3.8. Организация работы по формированию
экологически целесообразного, здорового
и безопасного образа жизни .
……………………………………………160
2.3.9. Деятельность образовательного учреждения
в области непрерывного экологического
здоровьесберегающего образования обучающихся .
…………………161
2.3.10. Планируемые результаты воспитания
и социализации обучающихся .
…………………………………………163
2.3.11. Мониторинг эффективности реализации
образовательным учреждением Программы воспитания
и социализации обучающихся .
…………………………………………167
2.3.12. Методологический инструментарий
мониторинга воспитания и социализации обучающихся .
…………………167
2.4. Программа коррекционной работы .
…………………………………169
3. Организационный раздел3.1. Базисный учебный план основного общегообразования .
………………………………………………………………….175
3.2. Система условий реализации основнойобразовательной программы .
………………………………………………180
3.2.1. Описание кадровых условий реализации
основной образовательной программы основного
общего образования .
……………………………………………………181
3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации
основной образовательной программы основного
общего образования .
……………………………………………………184
3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной
образовательной программы основного общего
образования .
……………………………………………………………189
3.2.4. Материально-технические условия реализации
основной образовательной программы .
………………………………192
3.2.5. Информационно-методические условия
реализации основной образовательной программы
основного общего образования .
…………………………………………193
3.2.6. Модель сетевого графика
(дорожной карты) по формированию необходимой
системы условий реализации основной
образовательной программы основного общего
образования .
………………………………………………………………….Используемые понятия, обозначения и сокращения .
…………………196
Примерная форма договора о предоставленииобщего образования муниципальнымии государственными общеобразовательнымиучреждениями .
……………………………………………………………..199
Общие положения
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Кыштовской СОШ №2 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Оосновная образовательная программа основного общего образования МКОУ Кыштовской СОШ №2 разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения.
Оосновная образовательная программа основного общего образования МКОУ Кыштовской СОШ № 2 разработана самостоятельно с привлечением органа самоуправления (Совет школы), обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Кыштовской СОШ №2 в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающими региональные, национальные и этнокультурные особенности Новосибирской области, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
— программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— программы отдельных учебных предметов, курсов;
— программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
— программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Обучающиеся и их родители (законные представители) как участники образовательного процесса ознакомлены:
— с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;
— с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированы и закреплены в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
1. Целевой раздел1.1. Пояснительная запискаЦель реализации основной образовательной программы основного общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, форми-рованию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основ-ной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образователь-ных учреждений дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:—
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к
овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к
новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
—
с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области,
качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и
перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач
к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
—
с формированием у обучающегося
научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
—
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
—
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся
началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим
новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него
самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е.
чувства взрослости, а также внутренней
переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с
моралью послушания, на
нормы поведения взрослых.Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.