Скачать 79.11 Kb.
|
Инсценировка рассказа «Вальс под гитару» Действующие лица: Автор. Мальчик, подросток лет четырнадцати. Попутчик, мужчина средних лет. Елена Степановна, учительница по классу баяна. Мама мальчика. Два друга мальчика. Вахтер в клубе. Действие первое. Явление первое. На сцене на переднем плане - открытая автобусная остановка. Автор: Редкие апрельские сумерки перебивал холодный свет уличного фонаря. Он выхватывал из серой дымки мальчишку лет четырнадцати на вид в чёрном слегка мешковатом пуховике на вырост да в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза. В руках у него гитара. (Слышится звук подъехавшего автобуса). Автор: Маршрутный автобус лихо подкатил к стоянке. Мальчишка купил билет, небрежно засунул его в боковой карман и поднялся в салон. Свободных мест было много, но отчего-то попутчик-мужчина сел ближе к парнишке. Мальчик, попутчик. Разговор в автобусе. Попутчик: Чего это у тебя гитара без струн? Мальчик (после небольшого молчания, во время которого бережно положил гитару на колени, стащил с головы шапочку): Ездил в город, думал можно её починить (взглядом показывает на гитару) В этом году я музыкальную школу по классу баяна заканчиваю, но хочу ещё и на гитаре научиться. Чужую брал на неделю, вроде получалось. А эта гитара моего отца…. (задумчиво проводит руками по грифу). Погиб он, когда я ещё совсем маленький был. На новую мать денег не даёт. Ворчит: «Расти и зарабатывай сам. Я не успеваю за всем одна». (Вздыхая, отворачивается к окну) Попутчик: Выходит, ты настоящий музыкант, раз уже специальную школу заканчиваешь? Мальчик: Ну, настоящий-ненастоящий, а в концертах участвую. Попутчик: Когда есть талант — дивьё! У тебя, по всему чувствуется — есть. Мальчик (не сразу, помедлив, грустно и благодарно улыбаясь, поворачивается в пол-оборота к собеседнику): А знаете, я ведь свою «музыкалку» один раз чуть не бросил... Попутчик: Что так? Мальчик: Думаю, у всех бывают чёрные полосы. У меня тогда, в конце школьного года, было всё неважно. Выходило много двоек за четверть. Я очень плохо учился. Не понимал. Принимался зубрить. Не получалось…(со вздохом) И по баяну то же самое: ну, орёт училка на меня — и всё... А дома еще и мать исходит на крик — и за двойки, и за баян. Поверите - жить не хотелось. Я даже ножик брал, приставлял к руке, но потом как подумаю... Тихо звучат первые аккорды вальса «На сопках Манчжурии». Продолжает рассказ: Встал однажды рано. Первый урок — русский. Домашку опять не сделал. Блин! Мне же двойка выходит. Опять на меня наорут все. По остальным предметам тоже. Ну, может, там по рисованию «хорошо», наверное. А ещё и на баян идти. Господи! (музыка звучит сильнее) Когда же этот день кончится? Сижу я раздетый, темно, кровать разложена, постель тёплая; вот, думаю, потрогаю сейчас деревянную спинку кровати, этот лак на фанере, эту родную щербинку. И когда ненавистный день пройдёт, коснусь снова. Пусть между прикосновениями быстро пролетит день. (Музыка обрывается. Мальчик встает, идет по сцене вперед и произносит медленно и несколько пафосно, жестикулируя): Чтобы не видеть ничего. Чтобы не слышать никого. Чтобы скорее окутал сон — мой рай. Чтобы как свободный, будто бы. Чем такой «свет» — лучше всегда «тьма». (На мгновение гаснет свет, затем вновь доносятся отдаленные аккорды вальса…) Голос автора: Каждое утро мальчика теперь начиналось одинаково... Явление второе. Действие происходит в музыкальной школе, в кабинете по классу баяна. Учительница музыки и мальчик. Елена Степановна (строгим и нервным голосом): Ну, начинай играть! (После первых аккордов) Нет, не так! Неправильно! Ты опять не понимаешь. Слушай, как надо! (громко и отчаянно стучит по столу, в нем что-то грохочет – грозным эхом отзывается содержимое стола). Мальчик (боязливо, тихим голосом): Я играю, Елена Степановна, но сбиваюсь почему-то... Елена Степановна (стучит изо всех сил): Я же тебе подсказываю, слушай! Помогаю тебе! Почему ты играешь в другом темпе? Мальчик: Я стараюсь, как могу, Елена Степановна… Елена Степановна: Хорошо, ступай домой! Попробуй еще раз, порепетируй один. Явление третье. Действие происходит в комнате мальчика. Мальчик. Дворовые ребята. Мальчик: (один, на фоне полутемной комнаты): Опять новое произведение… (со слезами) Да не получается ничего у меня. И зачем это всё надо? Эти дурацкие “сольфеджио”, “интервалы”, “гаммы”, “мажоры”, “миноры” — всё. Зачем? Мне ещё два года учиться. Что же, ещё два года она на меня будет так орать? (Встает, подходит к столу, вырывает чистый листочек из тетрадки и пишет): Заявление. «Хочу уйти и прошу вычеркнуть меня из третьего класса музыкальной школы». (Чуть громче) Так, вот месяц, число, год, вот моя подпись. (Затем немного спокойнее): «Ну, всё!» Буду свободен, как все! В окно заглядывают два друга мальчика. Первый друг: Айда на улицу! Да на фиг тебе этот баян? Такую гробину таскать! Второй друг: Давай лучше в карты сыграем. Эка невидаль – баян! Это ж гармошка, на ней раньше только старые дедушки играли. Ну и сиди себе дома, музыкант! Мальчик встает, берет баян, снова пробует играть. Явление четвертое. Мальчик по пути в музыкальную школу идет мимо берез и тополей. Мальчик: А ведь я и не замечал ни берез, ни тополей, все было некогда. (Вдруг решительно произносит): Вот сейчас загадаю: подниму голову, сколько берез увижу, такую оценку и получу за урок! (поднимает медленно голову): Вот это да! Сразу четыре березы… значит, и за урок получу четверку! (повторяет громко): Как я хочу, чтоб у меня была «четверка»! На уроке в музыкальной школе. Елена Степановна, мальчик. Мальчик: Здравствуйте, Елена Степановна! Елена Степановна: Начни с этюда. Помни, здесь одни шестнадцатые ноты. (Мальчик осторожно растягивает меха, затем начинает играть смелее.На лице появляется улыбка ) Елена Степановна (кивает одобрительно головой): А ведь ты молодец! Ставлю тебе «четыре» и в дневник, и в журнал по музыке. Негромко начинает звучать вальс «На сопках Манчжурии». От неожиданной радости мальчик берет стул и кружится по комнате. Учительница восторженно смотрит на мальчика. Действие второе. Явление первое. Разговор в автобусе. Автор и мальчик. Мальчик: У меня сейчас с баяном всё хорошо. Хочу теперь на гитаре научиться, как папка. Мама его за гитару и полюбила. Он лучше всех у нас на селе играл. Знаете, я хочу выбрать музыку себе и дальше по жизни. Спасибо березкам, это ведь они мне помогли. Я чувствую, что музыка — везде. Машина гудит — музыка. Мы с вами говорим — тоже музыка. Да вот, послушайте, я топаю ногой, — и это музыка! Попутчик: Так уж и музыка? Мальчик: (вдохновенно и уверенно): Да, так и знайте, музыка! Явление второе. Действие происходит в клубе. Елена Степановна, мальчик. Елена Степановна (советует перед концертом мальчику): Будут в зале кто-то из близких, мама или кто-нибудь ещё, ты не смотри на них, не маши им, ладно? Иначе собьёшься. Ты смотри поверх в одну точку. Играй для этой точки. Скажи: “Вот смотри, точка, как я играю”. Разговаривай с ней. Пускай даже будут светить всякими фонариками в глаза, пулять в тебя. Если собьёшься, всё равно доигрывай. Мальчик: Хорошо, Елена Степановна, я все понял. Я обязательно справлюсь. Первые аккорды вальса «на сопках Манчжурии». Явление третье. Разговор в автобусе. Попутчик и мальчик. Мальчик: Я первый раз вышел выступать. Знаете, как я боялся! Сел на стул и сходу заиграл. А колени-то мои дрожат... Сжал их сильно-сильно, как мог, они всё равно трясутся. Нажимаю на клавиши — и слышно: «Ды-ды-ды». Всем слышно. Дрожь с музыкой. Взгляд бегает по залу. А народу-то... Пацаны наши. Они же обсмеять меня могут. Я один, маленький такой. Играю, играю. Хоп! Ошибся. Сам уже хочу заплакать и убежать со сцены. И вот тут я вспомнил слова учительницы, поднял голову и посмотрел поверх всех. Но только я уставился не в точку. Представляете, я вдруг увидел вдали папу. Он смотрел на меня. Я стал играть для него... (начинает звучать вальс «На сопках Манчжурии»). И всё тогда вокруг исчезло. Только я и он. Чувствую, перестал дрожать. Играю по-настоящему. Уже думаю о том, как у меня пальцы расположены. То громче, то тише играю. Когда форте, когда пиано — слежу. Исполнял я вальс «На сопках Маньчжурии». Вы слышали его? Попутчик: Да, очень хороший вальс. Мальчик: Вот слушайте дальше. Сначала идёт тихая музыка. Играю для папы, а сам представляю: он как бы уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал. Седой весь. Он сидит и слышит, что я начал играть. Музыка пошла. Я играю её тихо, потому что в главной роли музыки — он. С этого момента вальс звучит еще сильнее, заглушая голос мальчика, а в это время на ярко освещенной сцене появляется пожилой мужчина в военной форме. Он идет, ищет себе пару и выбирает маму мальчика, которая выходит с другой стороны сцены. Они танцуют счастливые, улыбаются. Музыка громче. Вот они посмотрели друг другу в глаза. На миг они останавливаются, затем опять начинают кружиться, здесь крещендо - музыка усиливается. Затем пара, танцуя, постепенно уходит за кулисы. Звуки вальса приглушены. Свет почти лишь на заднем плане сцены. Мальчик: Я полгода разучивал пьесу, и теперь то, над чем трудился, всё сжалось до двух минут выступления. Не каждый так сможет. А я научился… Специально для папы научился… В эту минуту мальчик так увлечен рассказом об игре – он вскакивает и громко произносит: «Папа, я играл для тебя. Тебе ведь понравилось, папа?!» Из-за кулис вновь появляется отец мальчика в военной форме, машет рукой, словно прощаясь, и исчезает. Мальчик, как бы опомнившись, снова подходит к попутчику, садится на сидение: Я доиграл и заплакал от счастья, потом убежал со сцены. Понимаете - не мог я никого видеть в этот момент. Зал долго хлопал мне. Потом все говорили, что получилось здорово. Попутчик: (крепко сжимая ему руку, сочувствуя): Да, брат, понятно… Действие третье. Явление первое. Комната мальчика. Он сидит с гитарой, которую взял у приятеля. Мальчик, мама. Мама: Слышу, сынок, ты аккорды подбираешь? Да знакомое что-то… Вроде, папа это играл? Мальчик: Гляди, мам, это вот папина гитара. Он играл тебе на ней, помнишь? Мама (смахивая слезы): Помню, сынок, как не помнить. Играл-то лучше всех и всегда был душой компании… Мальчик (задумчиво): Когда-то до неё дотрагивался мой папа. Мам, я помню, у него, когда не брился, щетина росла, и он тёрся об мою щеку, а щека делалась красной. А мне весело и приятно было, счастливо даже. Вот теперь я касаюсь гитары, которая помнит его прикосновения… И мне так захотелось исполнить ваш любимый вальс «На сопках Маньчжурии» для него, но уже под гитару. Понимаешь? Чтобы он порадовался и за меня, и тебя, мамочка. Если бы он был сейчас с нами! Знаешь, я поэтому и хочу ее отремонтировать! Может, получится, а, мам? Ну, вдруг? Мама: (с надеждой): А и правда, сына, может, найдется мастер, съезди-ка ты в город! Явление второе. Попутчик, один. Попутчик (идя медленно по сцене): Он рассказал мне, что в городе просил отремонтировать гитару, но ее не взяли. «Нет, — сказали, — слишком старая. Гриф треснул, так что и новые струны не помогут. Чудес, парень, не бывает!» (После паузы) Мы молчали с ним до самой остановки, ведь самое главное было уже сказано. Перед тем, как выходить, он крепко, по-мужски, пожал мне руку и сказал на прощанье: «Завтра у нас в клубе праздничный концерт. Я тоже выступаю. Приезжайте». Он вышел на ледяную обочину и, прижав к груди заветную гитару, зашагал в темноту. А я… (вздохнув) даже имени его не узнал. Явление третье. Действие происходит в здании клуба после концерта. Автор, вахтер, мальчик. Автор: Концерт в клубе закончился. Выступление на баяне отметили все. Он играл сегодня как-то особенно хорошо. Зрители потихоньку расходились, и только музыка незримыми волнами ещё широко плыла по свободному залу. Пошёл одеваться и он. Вахтёр (вынося из боковой комнатушки упакованную в полиэтилен новую акустическую гитару): Это тебе, милый! Просили передать. А кто уж и не знаю. Мальчик: (бережно держа гитару, медленно идет к двери): Спасибо!! Автор: (в пальто, с зонтом в руке): Ошиблись, однако, мастера. Чудеса случаются! Был день Светлого Христова Воскресенья. (Развернув зонт, медленно уходит со сцены). Вальс «На сопках Манчжурии» звучит под гитару… Занавес. |